Clemenceau
1955-2009
Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Clemenceau R98 – 11.1955 – 21.12.1957 – 22.11.1961 – Уведен на разборку 03.02.2009


Большая подборка фотографий находится по адресу http://www.netmarine.net/bat/porteavi/clem/photos
ТТХ
Водоизмещение, т: полное – 32 780; стандартное – 27 300
Размерения, м: длина – 265; 238(пп); ширина – 31,7(вл), 51,2(пал); осадка – 8,6
Энергетическая установка – 4 ТЗА General Electric
котлы – 4 Indret
мощность, л.с. – 126 000
скорость, узл. – 32
запас топлива, т. – 2633
Электростанция – 16000 кВт
турбогенераторы – 2×2000 кВт
дизель-генераторы – 6×2000 кВт
Дальность, м. миль – 7500(18); 4800(24); 3500(полн. ходом)
Вооружение:
артиллерия: 8×1 ― 100 мм, после модернизации 1985-86 гг. 4×1 ― 100 мм; 5×1 ― 12,7 мм
ЗУР: в 1985-86 гг. установлено 2 ЗРК Navale Crotale (52 ЗУР)
авиационное – 40 самолётов
РЛС: 1 DRBV 23B ― обнар. возд. целей; 2 DRBI 10 ― обнар. возд. и мор. целей; 1 DRBV 15 ― обнар. возд. и мор. целей; 2 DRBS 32A ― упр. огнём ЗРК Navale Crotale; 1 "1226" ― навигационная; 1 SRN-6 ― навигационная; 1 NRBA 51 ― обеспечение посадки летательных аппаратов
ГАС: 1 SQS 503 ― встроенная, в активном режиме среднечастотная
РЭБ: 1 ARBR 16 ― радиотехнической разведки, обнаружение, выдача пеленга и идентификация источников радиоизлучения; 1 ARBX 10 ― станция помех и радиопротиводействия
Бронирование, мм: палуба – 45; МКО, мостики – 30-50; надстройки на острове – 30-50
Экипаж, чел.: корабль – 1338 (64 оф.); авиакрыло – 1920 (984 в варианте вертолётоносца)
В состав авиакрыла входили 2 эскадрильи самолётов "Super Etendard", 1 эскадрилья истребителей "Crusader" и 1 эскадрилья самолётов ПЛО Breguet Alizé. Французский источник6 приводит следующий список летательных аппаратов, базирующихся на авианосец: 15 Super Etendard; 4 Etendard IVP; 8 Crusader F-8P; 8 Alizé; 2 вертолёта Dauphin Pedro; 2 вертолёта Super Frelon.
Управление огнём 100-мм орудий осуществлялось за счёт РЛС DRBC 32A и DRBC 31D.
В 1978-79 гг. Clemenceau прошёл переоборудование, в ходе которого были усилены катапульты, установлена тактическая боевая система SENIT 2, снятая с эсминца типа T 53 Jauréguiberry, смонтирована общекорабельная телевизионная система, погреба приспособлены для хранения ядерных боеприпасов, установлена централизованная инерциальная система, передающая данные о положении инерциальным системам штурмовиков Super Etendard.
В 1984 г. на были установлены приёмники спутниковой системы Syracuse.
В 1985-86 гг. Clemenceau прошёл вторую большую модернизацию, в ходе которой были сняты 4 100 мм артиллерийские установки и на их местах смонтированы 2 ЗРК Navale Crotale. Последние имеют модульную конструкцию, что потребовало значительной переделки спонсонов, где они разместились. Для управления огнём оставшихся 100-мм орудий вместо РЛС DRBC 32A были установлены более лёгкие цифровые DRBC 32С. Были также установлены новые катапультные механизмы.
Основные этапы службы
Во время гражданской войны в Ливане 1982-1984 гг. совместно с АВ Foch оказывает постоянную воздушную поддержку французским миротворческим силам.
Во время войны между Ираном и Ираком 1987-1988 гг. в ходе операции "Prométhée" находился в Оманском заливе для защиты французских торговых кораблей в Персидском заливе от иранских боевых катеров. Во время операции истребителем F-8 из авиакрыла авианосца был сбит иранский патрульный самолёт P-3 Orion.
В 1990 г. во время операции "Буря в пустыне" в сопровождении РКР Colbert и танкера Var, доставил в Ирак 40 вертолетов (SA-341F/ -342 Gazelles, SA-330 Pumas), 3 самолёта Br-1050 Alizé и грузовики.
В 1993-1996 гг. выполнил несколько походов, во время которых совершались боевые вылеты по поддержке сил ООН, на территории бывшей Югославии.
Исключён из боевого состава 01.10.1997.
Мытарства после списания
16.12.2002 кораблю присвоено обозначение Q790, т. е. принято решение о его разборке. Однако осуществить это оказалось непросто. Дело в том, что в 50-х годах ХХ века об экологических особенностях материалов не заботились, и в конструкции корабля есть асбест, свинец, ртуть. Организация "Гринпис" начала протестовать против планов разделки или затопления корабля.
Корпус продан с публичных торгов 13.06.2003 испанскому обществу Gijonese de Desquaces, за несколько миллионов евро (Франция дает корабль, а судоверфь получает прибыль от продажи около 30 000 т металлолома), корпус должен быть переведен на завод Gijon. Однако 13.10.2003 корабль на буксире обнаруживают в Сицилийском проливе, его ведут в Турцию на завод Aliaga, около Измира. Благодаря вмешательству флота корабль возвращают на рейд Тулона, откуда его увели несколькими неделями ранее.
После расторжения контракта с испанским обществом владельцем корпуса становится немецкое общество Ship decommissioning industry, филиал группы Thyssen (Германия). Контракт на разборку подписан 23.06.2004. Асбест, содержавшийся в корпусе авианосца, извлекается субподрядчиком SDI, специализирующимся в обезвреживании корпусов и промышленного оборудования. работы начинаются 28.06.2004. Однако экологические ассоциации сомневаются в цифрах представленных государством и считают, что Франция нарушит международные соглашения экспортируя токсичные отходы.
Несмотря на попытку "Гринпис" высадиться на борт авианосца и помешать его выходу в Индию, а также подачу заявления в суд, 31.12.2005 корпус начинают буксировать на разборку в индийский порт Alang в сопровождении фрегата Aconit. Однако, уже 6.01.2006 Верховный Суд Индии запретил вход корабля в Индийские воды. В начале января 2006 года египетские власти лишили права прохода по Суэцкому каналу, 15 января судну наконец позволили пройти. Это решение моментально было раскритиковано всевозможными экологическими организациями, после чего президент Франции Жак Ширак приказал возвратить Clemenceau. 17.05.2006 корабль прибыл в Брест.
В декабре 2006 г. представители министерства обороны и ВМФ публикуют отчёт независимой экспертизы общества "Веритас" о наличии вредных веществ на борту судна и решении разобрать его в Европе.
Наконец, в 2008 г. английское общество "Able UK Ltd", завод которого располагается располагается на р. Tees в г. Hartepool на северо-востоке Англии, приобретает злополучный корпус. 3.02.2009 корабль уведен из Бреста и 8.02.2009 прибыл в Hartepool (Великобритания).
Ко всему сказанному следует добавить, что все эти события сопровождались рядом скандалов вокруг авианосца, связанных с крупными финансовыми злоупотреблениями.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1947-1995.
2. Никольский М. Развитие авианосцев после Второй мировой войны // Техника и вооружение: Вчера, сегодня, завтра. - 1998. - №№5-6. - С. 1-35.
3. Морской сборник. - 1991. - № 8.
4. http://en.wikipedia.org/wiki/Clemenceau … ft_carrier
5. http://en.wikipedia.org/wiki/Clemenceau_(R_98)
6. http://en.wikipedia.org/wiki/Foch_(R_99)
7. http://www.netmarine.net/
Отредактировано sn (2009-07-12 14:17:20)