Тип Bretagne — 3 ед.
1912-1955
Bretagne (Бретань)
Provence (Прованс)
Lorraine (Лориан)
Кроме упомянутых трёх кораблей, Греция заказала ещё один дредноут "Vasilefs Konstantinos" (Ateliers et Chantiers de St-Nazaire-Penhoët, г. Сен-Назер). Работы по его постройке начались в июне 1914 г., но были прекращены в связи с началом Первой Мировой войны и более не возобновлялись.
Три корабля этого типа представляли собой первые и единственные достроенные французские "сверхдредноуты". Построены по программе 1912 г. (в качестве замены Carnot, Charles Martel и Liberté). При том же корпусе и размерах, что у типа Courbet, за счёт перехода от линейно-ромбической схемы расположения орудий главного калибра к линейной удалось сохранить число орудий в бортовом залпе и повысить их калибр — 340 мм вместо 305 мм. Линкоры типа Bretagne были неплохо спроектированы, хотя подводная защита была недостаточной. Особое внимание было уделено вооружению и приборам управления. Как и предшественники, эти линкоры отличались весьма "мокрой" передней частью. Единственные из Французских кораблей они были изначально оборудованы сетевой защитой, от которой отказались в 1917 г. К числу недостатков можно отнести меньшую по сравнению с аналогичными кораблями других флотов дальность стрельбы главного калибра — максимальная дальнобойность 340-мм орудий составляла 14 500 м. В 1917 г. дальнобойность кормовых башен Lorraine была увеличена до 18 000 м за счёт увеличению угла подъёма орудий с 12 до 18°. Однако перегруженность французских верфей не позволила завершить переоборудование всех башен корабля до ноября 1918 г. По той же причине эти работы не были выполнены на двух других его собратьях.
Препятствием к разработке более крупных кораблей были не только трудности с вооружением, но также и отсутствие сухих доков и подходящих построечных мест большого размера. Как оказалось, возможности французских "арсеналов" не позволяли даже рассматривать возможность строительства новых кораблей, размеры корпуса которых были больше, чем у Courbet. Поэтому Морской совет и командование флотом требовали от Технического отдела (Section Technique des Constructions Navales) разработки проекта корабля в 23 500 тонн, главное вооружение которого будет состоять из пяти или шести спаренных башен с 340 мм орудиями. Рассматривался также и другие варианты вооружения. Несмотря на сокращение числа орудий главного калибра, корабли по водоизмещению оказались крупнее предшественников. Ввиду жесткого ограничения водоизмещения пришлось пойти на снижение защиты корабля — толщину главного броневого пояса уменьшили на 20 мм.
01.05.1912 года в Лориане состоялась закладка линкора Provence на специально удлиненном для этого стапеле Point du Jour. Сборка корабля шла очень быстро и уже 20 апреля следующего года корабль сошел на воду. На церемонии спуска присутствовал министр Пьер Доден. Строительство второго корабля (Bretagne) в Бресте началось почти одновременно, но официальная закладка состоялась 01.07.1912. Строился он еще быстрее и спуск на воду состоялся на день раньше, чем у Provence. 15.07.1912 началось строительство третьего корабля — Lorraine.
Все три линкора вошли в состав Французского флота в 1916 г.
ТТХ (после постройки)
Водоизмещение, т – проектное – 23 230, полное – 28 500
Размерения, м –
Размерения, м – длина –
Размерения, м – длина – наибольшая – 166,0
Размерения, м – длина – по КВЛ – 164,9
Размерения, м – ширина – 26,9
Размерения, м – осадка –
Размерения, м – осадка – при станд. водоизм. – 8,9
Размерения, м – осадка – при полн. водоизм. – 9,8
Энергетическая установка – 2 ТЗА Parsons, 4 винта;
Котлы – 24 Niclausse (Bretagne), 18 Belleville (Provence), 24 Guyot du Temple (Lorraine)
Мощность, л.с. – 29 000
Скорость, узл. – 20
Запас топлива, т – норм. – 900 т угля + 300 т нефти; наиб. – 2 680 т угля + 300 т нефти
Дальность плавания, миль – 2 800 миль (18,75 узл.); 4 700 миль (10 узл.)
Бронирование – Главный пояс ― 270 мм в средней части и 160 мм в оконечностях;
Бронирование – Нижняя кромка пояса ― 180 мм;
Бронирование – Верхний пояс (цитадель) ― 180 мм;
Бронирование – Каземат (борт батареи) ― 80 мм;
Бронирование – Переборка ПМЗ ― 8 мм;
Бронирование – Полубак над казематом ― 40 мм;
Бронирование – Главная или верхняя броневая палуба ― 40 мм;
Бронирование – 1-я платформа или нижняя броневая палуба ― 45 мм;
Бронирование – Скосы нижней палубы ― 70 мм;
Бронирование – Барбеты башен ГК ― 248 мм;
Бронирование – Лобовые плиты верхних башен ГК ― 250 мм;
Бронирование – Лобовые плиты нижних башен ГК ― 340 мм;
Бронирование – Лобовые плиты средней башни ГК ― 400 мм;
Бронирование – Боковые плиты башен ГК ― 152 мм;
Бронирование – Крыша башен ГК ― 72 мм;
Бронирование – Защита ПМК (каземат) ― 180 мм;
Бронирование – Носовая боевая рубка ― 314 мм.
Вооружение –
Вооружение – Артиллерия – 5 × 2 ― 340 мм/45 Model 1912
Вооружение – Артиллерия – 22 ― 138,6 мм/55 Model 1910
Вооружение – ТА – 4 ― 450 мм подводных,12 торпед
Вооружение – Мины – 30 (впоследствии снято)
Экипаж, чел. – 1124-1133
Артиллерия
Вес каждой башни ГК составлял 800 тонн, включая 330 тонн вращающейся брони. Боезапас составлял 100 снарядов на орудие. Высота орудий ГК над ватерлинией составляла для башен #1, #2, #3, #4 и #5 соответственно 9.3, 11.5, 10.2, 8.7, 6.2 метра. Углы обстрела для башен #1 и #5 270°, для башен #2 и #4 280°, для центральной башни #3 120°. Начальная скорость снаряда при новых орудиях 795 метров в секунду. Углы обстрела казематных орудий СК составляли 120°, а боезапас по 200 снарядов на орудие. Горизонтальное наведение башен ГК осуществлялось электрогидравлическим приводом системы Джэнни. Предусматривалось специальное охлаждение погребов до 25°C. Система затопления погребов позволяла заполнить любой погреб водой в течение 10 минут.
Защитные элементы
Плиты броневого пояса корабля возвышались над ватерлинией на 2,4 м и на 1,7 м были погружены в воду ниже ватерлинии. Первоначально проект не предусматривал броневые траверзы, однако позже было решено установить их. Для компенсации добавочного веса длина пояса была уменьшена на 10 метров в оконечностях. Длина казематной брони 60 м.
Вследствие отказа от бортовых башен появилась возможность установить броневую продольную противоторпедную переборку для защиты от подводных повреждений борта, но она оказалась слишком тонкой (всего 8 мм), чтобы успешно выполнять свои функции. Поэтому новые французские дредноуты вряд ли можно было назвать лучше защищенными, учитывая, что и толщина бортовой брони была снижена. По сравнению с предыдущими линкорами на кораблях типа Bretagne была хорошо продумана система разделения на водонепроницаемые отсеки. Для снижения размахов качки корабли получили особое устройство, включающее специальные цистерны. Особое внимание было также уделено управлению кораблем и вооружением в возвышенных башнях главного калибра было устроено по одному резервному посту управления артиллерийским огнём (УАО), а носовая башня к тому же могла быть использована как запасная боевая рубка.
Внешний вид, модернизации
Эти корабли изменяли свой внешний вид несколько раз. Первоначально они имели одинаковое исполнение. Различно выполнены были лишь краны и крановые опоры, а Bretagne к тому же имел на задней кромке носовой трубы одну слегка изогнутую паровую трубку. В отличие от других кораблей этого типа на Provence паровая трубка на кормовой дымовой трубе находилась на задней кромке.
Bretagne модернизировался в 1921, 1925, 1931-1934 гг., Provence — в 1922, 1927 и 1932-1933 гг., Lorraine — в 1921, 1930, 1934-1936 гг.
Первая модернизация
С 1918 года на Bretagne грот-мачта была срезана до короткого обрубка по тем же причинам, что и на Courbet. Первая модернизация была вызвана прежде всего желанием увеличить дальнобойность орудий при одновременном совершенствовании систем управления огнем. На кораблях угол возвышения орудий главного калибра был увеличен с прежних 18° до 23°, что увеличило дальнобойность до 25.6 км. На месте фок-мачты обычного типа была установлена треногая с артиллерийским марсом и стеньгой. На Bretagne кроме этого в виде эксперимента установили пост управления огнем британского производства. Он был размещен на специальной выступающей платформе на ярус ниже артиллерийского марса. Одновременно были увеличены также надстройки мостика, а на Bretagne и Provence увеличили по высоте носовую дымовую трубу приблизительно на 4 метра. На Lorraine ограничились первоначально только 2 метрами. Противоминная артиллерия была сокращена удалили первую носовую группу орудий. Это позволило усилить зенитное вооружение.
Вооружение после первой модернизации
5 × 2 ― 340 мм/45
18 ― 138,6 мм/45 в казематах
4 ― 75мм зен.
4 ― 450 мм подводных бортовых ТА
В этот период на Lorraine провели своеобразный эксперимент по использованию авиационного вооружения. На фок-мачте корабля была устроена специальная подвесная рампа, подобная примененной на американских дирижаблях Akron и Macon. Направленная на левый борт в корму корабля (примерно 45° от линии ДП) она держала небольшой гидросамолет, который с нее же мог и стартовать. Однако этот эксперимент надежд не оправдал, и оборудование вскоре было снято.
Вторая модернизация
Целью второй модернизации главным образом был переход котлов на нефтяное отопление. Попутно были сделаны и некоторые другие работы. На Lorraine носовая дымовая труба была возвышена еще на 2 метра, так что теперь она стала точно такой же по высоте, как и носовые трубы Provence и Bretagne. Кроме того, произведена установка новых приборов управления огнем артиллерии, прежде всего на артиллерийском марсе. При этом на Bretagne он был соответственно изменен и стал аналогичен артиллерийским марсам других кораблей этого типа. На Lorraine в 1933 году убрали фок-стеньгу, а грот-мачта была несколько укорочена, но получила при этом более длинную стеньгу.
Третья модернизация
Во время третьей перестройки корабли получили новые котлы с трубками малого диаметра на нефтяном топливе, причем кормовая дымовая труба была несколько возвышена и по высоте стала равной с носовой. Одновременно на кормовой трубе были установлены зауженные антенные распорки. Надстройки были несколько изменены, в частности, площадь мостика была вновь увеличена. Прежний артиллерийский пост на марсе был оборудован новым 6-метровым дальномером, который несколько позднее заменили на 8-метровый. Корабли получили новые 340-мм орудийные стволы, первоначально предназначавшиеся для линкоров типа Normandie. Состав противоминной артиллерии уменьшился на четыре орудия кормовой группы, за счет которых вдвое усилили зенитное вооружение. Изменилась и защита корабля. Для облегчения оконечностей были сняты плиты броневого пояса по ватерлинии на участках по 10 метров от носа и кормы. Это ослабление защиты было компенсировано установкой новых траверзов.
Вооружение после третьей модернизации
5 × 2 ― 340 мм/45
14 × 138,6 мм/45 в казематах
8 × 75 мм зен.
4 × 37 мм зенитных автомата
2 × 4 установки малокалиберных пулеметов
До 30 мин заграждения
8 × 914 мм и 2 × 762 мм прожектора
Объем работ третьей модернизации на Lorraine был значительно расширен. Этот корабль было решено перестроить в авианосный по специально разработанному проекту. Помимо вышеперечисленных мероприятий, средняя башня главного калибра была снята и заменена на 23-метровую катапульту. На месте бывших подбашенных помещений был оборудован довольно просторный ангар для гидросамолетов. Ввод и вывод гидропланов на палубу надстройки производился через бортовые ворота ангара. Чтобы получить необходимое для этого устройства место, кормовую трубу пришлось отодвинуть в корму примерно на 5 метров, а носовую сделать более узкой, чем раньше и в то же время несколько более высокой, чем кормовая труба. Вместо старых кранов были установлены новые, более мощные и производительные.
Вооружение Lorraine с 1936 года
4 × 2 ― 340 мм/45
14 × 1 ― 138,6 мм/45 в казематах
4 × 2 ― 100 мм зенитных АУ
4 (позднее 8) ― 37 мм зенитных автомата
2 × 4 ― 8 мм зенитных пулеметов
1 катапульта и 4 гидросамолета
***
В 1936-1939 гг. на Provence в виде опыта третья от носа пара побортных 75 мм зенитных установок была заменена двумя спаренными 100 мм зенитными установками.
В январе 1940 г. на Lorraine спаренные 100-мм орудия заменены на 8 × 1 ― 75-мм зенитных. При ремонте 1943-1944 гг. с корабля снято авиационное оборудование (катапульта), а зенитное вооружение изменено и усилено. В верхней части надстройки перед фор-марсом была установлена радарная антенна американского производства на специальной решетчатой стеньге. Одновременно фор-марс получил добавочную платформу.
Вооружение Lorraine с 1943 года
4 × 2 ― 340 мм/45
14 × 1 ― 138,6 мм/45 в казематах
8 ― 75 мм зен. ор.
14 × 1 ― 40 мм зенитных автомата
25 × 1 ― 20 мм зенитных автоматов
Первоначальный экипаж линкоров составлял 1124 человека. После третьей модернизации 1130 человек (+57 на флагмане). На Lorraine с 1936 года 977 человек.
Conway's All the World's Fighting Ships 1906-1921.
Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
Балакин С.А. ВМС Франции 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. - 2000. - № 3.
http://ship.bsu.by
wwwwarships1.com
http://en.wikipedia.org/wiki/Bretagne_class_battleship
http://base13.glasnet.ru/text/bretagne/
Отредактировано sn (2009-05-03 12:07:30)