Тип Dunkerque — 2 ед.
1932-1959
Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят
Dunkerque (Дюнкерк) – Arsenal de Brest – 24.12.1932 – 02.10.1935 – 15.04.1937
Strasbourg (Страсбург) – Ateliers et Chantiers de la Loire et Penhoët, Сен Назер – 25.11.1934 – 12.12.1936 – дек. 1938
Это первые французские линейные корабли, заложенные после заключения Вашингтонского договора 1922 г. Они создавались как ответ на немецкие "карманные линкоры" типа Deutschland и линкоры типа Scharnhorst. В качестве прототипа были приняты английские ЛК Nelson, но французские корабли должны были стать и стали намного быстроходней, но существенно англичанам в бронировании. Изменения в проект вносились уже в ходе постройки и были направлены, прежде всего, на усиление бронирования. Ко времени ввода в строй процент веса на бронирование у этих ЛК был наибольшим среди всех линейных кораблей мира. Для своего водоизмещения "Dunkerque" и "Strasbourg" были в высшей степени мощными и хорошо защищенными кораблями. Особенно удачными по замыслу были система ПТЗ, хорошая горизонтальная защита и мощная универсальная батарея.
Корпус
Требования высокой скорости и мореходности продиктовало необходимость относительного удлинения корпуса, увеличение высоты надводного борта и было связано с необходимостью больших работ по выбору обводов, чтобы снизить необходимую мощность, а следовательно, массу энергетической установки. При этом широко использовались испытания моделей в бассейне. Для снижения сопротивления расположение листов наружной обшивки внахлест свели к минимуму. Широкое применение электросварки способствовало ускорению постройки, а также ощутимой экономии в весе по сравнению с традиционной клёпкой. Сварка применялась не только во второстепенных местах, но и в элементах продольного набора, противоторпедных и поперечных переборках.
Внешне корпуса новых кораблей сильно отличались от предшественников довольно заметным подъёмом верхней палубы к носу, наличием спардека, и наклонённым вперёд форштевнем ("клиперский нос").
Система набора, как и на большинстве линкоров того времени, являлась сочетанием поперечных и продольных связей. Поперечный набор ограничивался броневыми палубами, а бортовая обшивка являлась комбинацией обеих систем. Весь остальной набор, включая несущую (главную) палубу и двойное дно, был продольным, чтобы получить ещё большую экономию веса. В подводной части между шпангоутами для повышения стойкости внешней обшивки против взрыва устанавливались небольшие продольные балки, Такая конструкция, ставшая типичной для последних французских линкоров, была разработана на основе опытов со взрывами, проводившихся над секциями, моделировавшими "Dunkerque".
Защитные элементы
На броневую защиту в проекте было отведено 34,59%. водоизмещения, равного 32 500 т. В проекте "Dunkerque" зона неуязвимости рассчитывалась для 280-мм немецких снарядов на дистанциях от 16 600 до 28 300 м при угле цели 90°. На "Strasbourg", который строился позднее и в проект которого вносили изменения, она получилась намного шире ― от 12 900 до 28 400 м.
Для повышения стойкости вертикальной брони её устанавливали с наклоном наружу под углом 11,3º. Горизонтальное бронирование было выполнено в традициях того времени: более толстая верхняя палуба и нижняя противоосколочная. Опыт Второй Мировой войны показал ошибочность подобных воззрений. Верхняя палуба должна была быть относительно тонкой и служить в качестве взводной, чтобы вызвать разрыв авиабомбы над главной броневой палубой. При этом, конечно, не возбранялось иметь "про запас" и третью противоосколочную. Выскажу собственное предположение: в то время авиация ещё не была тем грозным оружием, каким она стала в ходе Второй Мировой войны, и главным оружием борьбы с линкорами оставалась артиллерия. Вероятно, принятая схема достаточно полно отвечала воздействию артиллерийских снарядов.
Бронирование рубки и башен было весьма неплохим, кроме того, для повышения живучести башни делились внутренней продольной переборкой на две полубашин.
В целом, достаточное для противостояния 280-мм снарядам бронирование оказалось легко уязвимым от снарядов 380-мм калибра, что, конечно, снижает общую оценку кораблей. Но при жёстких ограничениях на водоизмещение трудно ожидать большего.
Противоторпедная защита (ПТЗ) выдерживала попадание торпеды с зарядом порядка 300 кг ТНТ и состояла из набора продольных отсеков соответствующим образом разделённых переборками. Для предотвращения проникновения воды отсеки заполнялись вязким резиноподобным веществом, названным "Ebonite Mousse". Это вещество имело удельный вес всего 0,07-0,1 т/м3 и не впитывало морскую воду даже при высоком давлении. Испытания на макетах в 1:4 натуральной величины подтвердили сделанные предположения, однако целесообразность применения "Ebonite Mousse" неоднократно оспаривалась специалистами.
Вооружение
Главный калибр
С появлением немецких "карманных линкоров" французские специалисты по вооружению решили, что для борьбы с ними наилучшими будут 330-мм орудия, которые позволяли хорошо сбалансировать в проекте скорость и защиту.
Главную батарею новых кораблей составили восемь 330-мм орудий модели 1931 года, расположенных в двух 4-орудийных башнях в носовой части корабля перед надстройкой, как на английских линкорах типа "Nelson". Использование четырехорудийных башен явилось одной из необычных разработок "эры линкоров", а расположение всей артиллерии ГК в носу вытекало из технических и тактических соображений. Оно позволяло получить существенную экономию веса как за счёт уменьшения относительного веса на один ствол, так и за счет сокращения длины броневой цитадели.
Применение 4-орудийных башен давало экономию веса в 27,6% при равной мощи огня, и это стало решающим. Чтобы обеспечить достаточную живучесть, было применено разделение башен на "полубашни" продольной переборкой и использованы отдельные погреба и системы подачи боезапаса. Попутно уменьшались и размеры цели, представляемой группировкой башен. Более короткая цитадель позволила сэкономить примерно 15 т на метр длины, и ожидаемая 125-тонная экономия пошла на усиление бронирования башен. К числу издержек можно отнести расположение обоих стволов в одной люльке, что не позволяло обеспечить независимую вертикальную наводку каждого орудия (иначе диаметр барбета становился чрезмерно большим). Что касается углов обстрела в корму, то за счёт тщательно выбранной формы надстройки они получились больше, чем на большинстве современных им линкоров ― 286° для первой и 300° для второй башни.
В тактическом плане перед кораблями ставилась задача погони за немецкими броненосцами и их уничтожение, почему и требовалась высокая скорость хода. Очевидно, что при разработке этих кораблей идея "правильного" эскадренного боя не была доминирующей. К числу достоинств такого расположения артиллерии в то время относили размещение катапульты и гидросамолётов вне зоны действия газов орудий ГК, которые действительно нередко повреждали авиационное оборудование.
Техническая скорострельность орудий составляла один выстрел каждые 22 секунды. Бронебойный снаряд с 19,3-кг зарядом взрывчатки мог пробить 300-мм броню на дистанциях до 28000 м. Дальность стрельбы при угле возвышения 23º равнялась 23000 м, а при максимальном — 41700 м; угол снижения составлял -5º. Орудия могли заряжаться при любом угле возвышения, т.к. затворы действовали при помощи гидропневматики. Скорость горизонтальной наводки башен достигала 1,5º/с.
Для управление стрельбой имелся только один командно-дальномерный пост (директор) с 12-метровым дальномером, расположенный в закрытой башне наверху носовой надстройки. Наличие таких же дальномеров в башнях ГК позволяло им в случае выхода его из строя вести стрельбу при локальном управлении, но с меньшей эффективностью.
Вспомогательный калибр
Вспомогательная батарея из 16 130-мм орудий модели 1932 года имела несколько особенностей. Это были первые универсальные орудия, устанавливаемые на линейном корабле, которые специально проектировались для типа "Dunkerque". Применение 4-орудийных башен объяснялось теми же причинами, что и в случае ГК. Однако в этом случае решение оказалось не слишком удачным, в частности, из-за недостаточной угловой скорости 4-орудийных башен. 130-мм орудиям постарались дать наибольшие возможные углы обстрела, поскольку уже признавалось, что самолет может стать самой большой опасностью для корабля. Бортовые 4- и 2-орудийные башни имели углы обстрела 175º и 171º соответственно, а установленная по ДП на ангаре кормовая ― 300º. Как и на большинстве современных линкоров, вспомогательный калибр не мог вести огонь в небольшом носовом секторе.
Скорострельность орудий составляла 10-12 выстрелов в минуту, что было недостаточно для применения их для стрельбы по самолетам. Максимальная горизонтальная дальность стрельбы при возвышении 45º составила 20800 м. Скорость вертикальной наводки в пределах от -7 до +75 градусов составляла 6º/с, досягаемость по высоте — 12000 м. Как и башни ГК, 4-орудийные 130-мм башни разделялись на "полубашни", каждая из которых имела 2 ствола в одной люльке для ведения двухорудийного залпового огня. От более ранних 130-мм орудий модели 1924 года новые пушки отличались скользящим клиновым затвором, скопированным у немцев. В результате можно было использовать раздельно-гильзовый или унитарный боезапас. Но требование ведения огня на больших углах возвышения привело к весьма сложному зарядному механизму, который на службе имел тенденцию к отказу.
Каждая башня была оборудована двумя отдельными подъемниками для быстрого перехода от зенитных снарядов к противокорабельным и обратно. Кормовые башни стояли как раз над своими погребами, и подача в них снарядов и зарядов не вызывала проблем. Но 2-орудийные башни располагаись в 30 метрах от своих погребов и для них пришлось разработать систему подачи боезапаса с вертикальными и горизонтальными перемещениями и с разрывом у поворотной платформы.
Двухорудийная башня весила 68,4 т, включая 46 т вращающейся брони, а 4-орудийная ― 200 т (165 т вращающейся брони), а вместе с барбетом ― 319 т.
Управление стрельбой по надводным целям велось при помощи двух командно-дальномерных постов в башенках с 8-метровыми дальномерами: один располагался на башне директора ГК на носовой надстройке, другой ― на невысокой кормовой надстройке. Непосредственно на них располагались зенитные директоры 130-мм орудий в башенках с 6-метровыми дальномерами. Нижние башенки со всем оборудованием весили 25 т, верхние ― 20 т. То, что все директоры вспомогательного калибра находились по ДП корабля и могли действовать в широком диапазоне углов на оба борта, позволяло одновременно обстреливать две надводные и/или две воздушные цели. В то же время такая конструкция, особенно на носовой надстройке, позволяла противнику одним попаданием лишить корабль почти всех устройств управления артогнем. К тому же большой вес башен зенитных директоров не позволял им иметь достаточные скорости горизонтальной наводки для слежения за скоростными самолетами особенно за прорвавшимися на близкую дистанцию. Для локальной стрельбы 4-орудийные башни имели на крыше по 6-метровому дальномеру.
Зенитная артиллерия
По своему времени (начало 30-х гг.) зенитная батарея, состоявшая из четырёх-пяти спаренных 37-мм автоматов и 32 13,2-мм пулемётов в счетверенных установках, выглядела внушительно. Но, конечно, ко времени Второй Мировой войны, как и на других флотах этого было уже недостаточно. Тем не менее, события развивались так, что ни "Dunkerque", ни "Strasbourg" их по-настоящему не использовали.
Полуавтоматические 37-мм зенитки модели 1933 года имели скорострельность 85 выстрелов и минуту, начальную скорость 0,73-кг снаряда 810 м/с. Развитие этого орудия привело к появлению незадолго до войны значительно улучшенной модели 1935 года со скорострельностью от 166 до 172 выстрелов в минуту и дистанционным силовым управлением. Новые зенитки должны были заменить модель 1933 года, но в связи с угрозой войны и, наконец, с её началом в сентябре 1939 года французский флот предпочел не выводить из строя свои единственные боеспособные тяжелые единицы.
13,2-мм автоматы системы Гочкис имели максимальную дальность стрельбы 7196 м и досягаемость по высоте 4200 м. Несмотря на довольно высокий теми стрельбы (700 выстрелов в минуту), они совершенно не годились для отражения атак как низколетящих торпедоносцев, так и высотных горизонтальных бомбардировщиков. Их установки располагались на палубе спардека (по три на борт) и крыше надстройки за дымовой трубой.
Огнем зенитных автоматов управляли два директора в башенках с 3-метровыми дальномерами, стоящих по бокам носовой надстройки на уровне ходового мостика. На крыше надстройки за трубой стояли ещё два 2-метровых зенитных дальномера.
Авиационное
Тип "Dunkerque" стал первым в мире проектом линейного корабля, где с самого начала предполагалось наличие нескольких гидросамолетов и оборудования для их обслуживания. Оба корабля могли принимать по три поплавковых самолета типа "Луар-Иьюпор-130" ― один на катапульту и два в двухъярусный ангар. Для их запуска имелась поворотная катапульта, а для подъёма с воды ― грузовой кран. К сожалению наличие большого ангара серьёзно уменьшило углы обстрела бортовых четырехорудийных 130-мм башен.
Радиолокатор
Радар для обнаружения воздушных целей, установленный на ЛК "Strasbourg", мог обнаружить летящие на высоте 1500 м самолёты с дистанции 80 км. При снижении высоты полета до 1000 м дальность обнаружения падала до 50 км, а при высоте в несколько метров ― до 10 км.
Проблему антенны кругового поиска на ЛК "Strasbourg" решили установкой четырех синхронизированных антенн на ноках реев носовой надстройки, расположенных под углом 45º к ДП. Носовая антенна правого и кормовая левого борта являлись излучающими, две остальные ― приемными. Испытания проводились в июле 1942 г. вблизи Тулона, но плохие погодные условия не позволили установить истинные характеристики нового оборудования, Исследования прекратились в ноябре 1942 г., когда немцы, нарушив перемирие, оккупировали южную Францию. Большую часть оборудования пришлось уничтожить.
Надстройки и различия
Характерной особенностью этих кораблей являлась высокая башенноподобная носовая надстройка, увенчанная установленными друг на друге тремя директорами в башенках, которые вращались независимо вокруг обшей оси. Верхний ― зенитный директор 130-мм орудий нес на крыше небольшой флагшток. Внутри надстройки имелся лифт, доставлявший персонал к высоко расположенным боевым постам. Кормовая надстройка была гораздо меньше и несла наверху только две башенки директоров, а также небольшую рубку и грот-мачту.
"Dunkerque" имел семь боевых прожекторов: три на уровне сигнального мостика носовой надстройки (один из них в носу по ДП) и четыре попарно с боков дымовой трубы. На "Strasbourg" их было шесть, из которых два находились на площадках впереди носовой надстройки (ниже, чем па первом), а четыре ― так же у трубы.
Кроме упомянутых отличий "Strasbourg" имел двухуровневый мостик вокруг боевой рубки, сдвинутый вверх сигнальный мостик и визирные посты в отдельных спонсонах. На боевой рубке "Dunkerque" стоял дополнительный 5-метровый дальномер в башенке, посередине высоты носовой надстройки проходил по всему ее периметру штурманский мостик со штурманскими дальномерами, а визиры стояли на одном мостике с прожекторами. Но всё равно, особенно при беглом взгляде, отличить корабли друг от друга было трудно. Поэтому для облегчения идентификации в мирное время ''Strasbourg" нес на трубе одну белую полосу, а "Dunkerque" ― две. Кстати, трубы после достройки на обоих кораблях имели почти плоские козырьки, но в 1938-39 гг. их сменили более высокие и изогнутые назад.
Главные отличия заключались в толщине брони (пояса, траверзов и башен) и запасах топлива (5775 т нефти у "Dunkerque", 6045 т у "Strasbourg"). "Strasbourg" глубже сидел в воде и имел чуть меньшую скорость.
ТТХ
Водоизмещение, т –
стандартное – 26 500
нормальное – 30 750 (Dunkerque), 31 400 (Strasbourg)
полное – 35 500
Размерения, м –
длина –
наибольшая – 214,5
между перпендикулярами – 209
ширина – 31,08
осадка – 8,7
Энергетическая установка – 4 ТЗА Parsons, 4 винта;
Котлы – 6 Indret
Мощность, л.с. – 112 500 (Dunkerque), 31 400 (Strasbourg)
Запас топлива (нефть), т – 6500 (норм. ― 5775, на Strasbourg ― 6045)
Скорость, узл. – 29,5
Дальность, миль (скорость, уз.) – проектн. 15 000(15) – на испытаниях 16 400(17); 3700(31) при норм. запасе топлива
Бронирование, мм
Главный броневой пояс (5,75м): 225 мм, наклон 11,3º (экв. 283 мм верт. брони) + 16 мм подложка из стали спец. закалки (STS).
Траверзы: Корабли имели три главных броневых траверза: два на концах цитадели и третий в корме за рулевым приводом, а также несколько главных поперечных водонепроницаемых переборок из STS. На "Dunkerque" носовой траверз состоял из 210 мм цементированной брони на 18-мм подкладке из STS, вне главных противоторпедных переборок он утончался до 130 мм цементированной брони на той же подкладке. На "Strasbourg" ― 260 мм. Двухслойные бронеплиты проходили перед носовыми погребами ГК от главной броневой палубы до тройного дна. Броня кормового траверза цитадели располагалась иначе из-за продолжения нижней бронепалубы в корму для защиты погребов вспомогательного калибра и рулевого привода. Участок траверза между бронепалубами имел 180 мм броню "класса А" на "Dunkerque" и 210 мм на "Strasbourg" на 18 мм подкладке из STS. а под нижней бронепалубой траверзы на обоих кораблях имели 80 мм толщину. Кормовой траверз за помещением рулевого устройства состоял из 100-мм брони "класса А" ("Dunkerque") на 50 мм STS или цельной 150-мм плиты ("Strasbourg"). Носовая переборка этого помещения имела 50-мм броню, т.к. защищалась дополнительно более толстой бортовой и палубной броней.
Главная палуба (из брони "класса В"): 115 (над механизмами) или 125 (над погребами) на 15 мм подкладке STS.
Нижняя палуба располагалась на 1,1 м выше КВЛ со скосами по 54º к горизонтали над системой ПТЗ ― 40 мм (на скосах 50 мм);
Прочие участки палубы в нос от цитадели горизонтальная броня отсутствовала; в корме для защиты рулевого привода имелась 100-мм броневая палуба со скосами над валами; над рулевым устройством добавлялись ещё 50-мм плиты из STS. На "Strasbourg" была единая 150 мм броня.
Башни ГК (лоб-бок-тыл-крыша) 330-250-345-150 (на "Strasbourg" 360-250-355-160)
Барбеты 310 (на "Strasbourg" 340) на подложке из двух слоёв STS по 15 мм.
Башни вспомогательного калибра (лоб-бок-тыл-крыша-барбет) 4-орудийные: 135-90-80(на "Strasbourg" 90)-90-120; 2-орудийные: 20 мм из STS
Боевая рубка 220-270, крыша ― 130
310 (на "Strasbourg" 340) на подложке из двух слоёв STS по 15 мм.
Вооружение –
Артиллерия – 2 x 4 ― 330 мм/50 Model 1933
– 3 x 4 + 2 x 2 ― 130 мм/55 Model 1935 унив.
– 5 x 2 ― 37 мм зен. (на "Strasbourg" 4 x 2)
– 8 x 4 ― 13,2 мм зен. пул.
Авиация – 2 самолёта
Экипаж, чел – 1431
Conway's All the World's Fighting Ships 1906-1921.
Сулига С. "Дюнкерк" и "Страсбург". - М.: 1995.
http://www.navycollection.narod.ru/ship … K_Dunkerk/
wwwwarships1.com
Отредактировано sn (2009-05-03 22:22:11)