Мощный клюв могучего орла и утлый клювик птички колибри... И действительно, такая аналогия напрашивается из сравнения боевой мощи военно-морских флотов (ВМФ) США и СССР по окончании II мировой войны.
Тогда американский ВМФ по боевой мощи превосходил все флоты мира вместе взятые, а советский был на последнем месте среди великих мировых держав-победительниц.
Первые планы следующей мировой войны советский генштаб стал разрабатывать, по крайней мере, еще с весны 1945. Казалось бы, что Сталин, самонадеянно вообразивший себя главным стратегом, должен был отдавать отчет в возможностях и потребностях СССР. С военно-морской точки зрения с одной стороны Советский Союз не имел ни мощного торгового флота, ни океанских коммуникаций, которые необходимо было защищать. С другой, побережье СССР было уязвимо для высадки десантов потенциальных противников, которые Сталиным считались США и Англия.
С учетом абсолютного господства на море флотов этих стран выход был лишь в развитии береговой обороны и сил минно-тральной войны. Это вытекало из опыта действий Российского Императорского флота в I мировой войне на Балтике, а также действий на том же театре германского и финляндского флотов во II мировой. К тому же только что завершившиеся боевые действия наглядно показали, что советский ВМФ на Балтике в минно-тральной войне оказался не состоятельным. (Правда, успешный опыт ведения минной войны у берегов Северной Кореи под руководством советских военно-морских советников в 1950-53 гг. показал, что достижения Российского Императорского флота были усвоены талантливыми морскими офицерами.) Но, "у советских - собственная гордость..."
По окончании войны Сталин отдал наркому, а затем главкому ВМФ, адмиралу флота Никлоаю Кузнецову директиву о разработке программы строительств океанского флота к 1955 г. Будучи совершенным дилетантом в военно-морском деле, Сталин потребовал создать флот из многочисленных тяжелых артиллерийских кораблей (крейсеров (КР), тяжелых крейсеров (ТКР), линейных кораблей (ЛК), подводных лодок).
Надо сказать, что во время II мировой войны (в 1942-43 гг.) произошла революция в военно-морском искусстве. Артиллерийские монстры перестали быть инструментом для достижения морского господства: их место заняли авианосцы (АВ) с их палубной авиацией. Все остальные корабли служили лишь средством их прикрытия. Понимая обреченность флота, построенного по директивам вождя, Кузнецов попытался придать ему боевую устойчивость, включив в программу АВ. К последним Сталин был равнодушен, а руководство судостроительной промышленности явно не желало строить корабли, в создании которых предприятия не имели опыта (впрочем, дальнейший ход событии показал, что судостроители умудрились отвергнуть даже монструозные ЛК, которые требовал вождь).
В 1947-48 гг. Кузнецов попал в опалу, а ведущие советские военно-морские стратеги угодили в лагеря. В результате о строительстве АВ речи больше не шло. Вместо этого судостроительные заводы строили многочисленные КР и эскадренные миноносцы (ЭМ) с боевыми возможностями на уровне 1936-38 гг.
Лёгкие крейсера пр. 68-бис. В конце 40-х, начале 50-х гг. было построено 12 ед.
Эскадренные миноносцы пр. 30-бис.. Построено 70 ед.
Продолжение следует.