Продолжение темы.
В конце 1950-х годов в СССР развернулись работы по формированию облика атомных подводных лодок 2-го поколения, предназначенных для крупносерийного производства и призванных решать различные боевые задачи, одной из которых традиционно являлась борьба с авианосцами, а также другими крупными кораблями противника.
После рассмотрения ряда предложений конструкторских бюро техническое задание на разработку относительно простой и дешёвой атомной подводной лодки проекта 670 (шифр «Скат»), оптимизированной для борьбы с надводными целями, было выдано горьковскому СКБ-112 (с 1974 г. ЦКБ «Лазурит») в мае 1960 г. Этот молодой конструкторский коллектив, образованный в 1953 году при заводе «Красное Сормово», ранее занимался работами по дизель-электрическим лодкам пр.613 (в частности, готовил документацию по этим кораблям, предназначенную для передачи Китаю), поэтому создание первого атомохода стало для СКБ серьёзным испытанием. Главным конструктором проекта был назначен В.П. Воробьев, главным наблюдающим от ВМФ – Б.Р. Мастушкин.
Основным отличием нового корабля от ПЛАРК первого поколения (пр.659 и пр.675) являлось оснащение его противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом (головной разработчик – ОКБ-52). Правительственное постановление о создании этого комплекса вышло 1 апреля 1959 г.
Одной из наиболее сложных проблем при разработке проекта новой ПЛАРК, серийное строительство которой предполагалось организовать в г. Горьком, в самом центре России, на удалении более тысячи километров от ближайшего моря, было удержание размеров и водоизмещения корабля в пределах, допускающих его транспортировку по внутренним водным путям.
В результате конструкторам пришлось принимать (и «пробивать» у заказчика) ряд нетрадиционных для нашего флота технических решений, противоречивших «Правилам проектирования подводных лодок». В частности, было решено перейти на одновальную схему, а также пожертвовать обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из водонепроницаемых отсеков. Все это позволило уложиться в рамках эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2400 т (впрочем, в процессе дальнейшего проектирования этот параметр всё же увеличился, превысив 3000 т).
В 1959 году в ОКБ-52 был разработан эскизный проект ракетного комплекса «Аметист». В отличие от «челомеевских» ПКР первого поколения П-6 и П-35, где использовался ТРД, на ракете с подводным стартом было решено применить твердотопливный ракетный двигатель, что существенно ограничило максимальную дальность стрельбы. Однако другого решения в то время просто не существовало, так как на технологическом уровне конца 1950-х годов не представлялось возможным создать систему запуска воздушно-реактивного двигателя в полете, после старта ракеты. Испытания ПКР «Аметист» начались в 1961 году.
Утверждение технического проекта нового атомохода состоялось в июле 1963 г. ПЛАРК пр.670 имела двухкорпусную архитектуру с веретенообразными обводами лёгкого корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетного вооружения.
Применение крупногабаритных гидроакустических систем, а также стремление обеспечить им максимально возможные углы обзора в кормовых секторах, вызвали «притупление» носовых обводов. По этим же причинам часть приборов пришлось разместить в верхней части носовой оконечности лёгкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней части лодки.
Прочный корпус корабля был выполнен из стали АК-29. В носовой оконечности на протяжении 21 м он имел своеобразную форму «тройной восьмерки», образованной цилиндрами относительно малого диаметра, что было обусловлено необходимостью размещения в лёгком корпусе ракетных контейнеров. Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков:
Ракетное вооружение ПЛАРК пр.670 – восемь ПКР «Аметист» – располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещённых побортно в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту. Твердотопливная ракета П-70 (4К-66, по кодировке НАТО – SS-N-7 «Starbright») стартовой массой 2900 кг имела максимальную дальность стрельбы 80 км и скорость 1160 км/ч. Она была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складное крыло, автоматически раскрывающееся после старта. Полёт проходил на относительно малой высоте (50…60 м), что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения ПКР обеспечивала автоматический выбор наиболее крупной цели в ордере (т.е. цели, имеющей наибольшую отражающую поверхность). В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами (мощностью 1 кт), а также шесть ракет с обычными БЧ массой порядка 1000 кг. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырёхракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов. Одним из существенных недостатков ракеты П-70 «Аметист» был сильный дымный след, оставляемый РДТТ, который демаскировал лодку во время пуска ПКР.
Торпедное вооружение лодки пр.670 размещалось в носовой части и включало четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 12 торпед 53-65К, САЭТ-60М или СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (четыре торпеды СЭТ-40 или МГТ-2). Вместо торпед лодка могла брать на борт до 26 мин. Кроме того, в торпедный боекомплект входили и ложные цели «Анабар». Управление торпедной стрельбой осуществлялось системой ПУС «Ладога-П-670».
На Западе кораблям пр.670 было присвоено обозначение «Charlie class». Следует заметить, что появление новых ракетоносцев в составе советского флота заметно усложнило жизнь американским авианосным соединениям. Обладая меньшей шумностью, чем их предшественники – ПЛАРК пр.670 были значительно менее уязвимы от противолодочных средств противника, а подводный старт ракет делал применение их «главного калибра» значительно более эффективным. Относительно низкая дальность стрельбы комплексом «Аметист» требовала сближения с целью на дальность 60–70 км. Однако это имело и свои плюсы: малое подлётное время трансзвуковых маловысотных ракет делало организацию противодействия их удару из-под воды с «кинжальной» дистанции весьма проблематичным.
С 1967 по 1973 гг. на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) было построено 11 ПЛАРК проекта 670. После транспортировки в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу, лодки переводились в Северодвинск, где осуществлялась их окончательная достройка, испытания и сдача заказчику. Следует заметить, что на начальных этапах реализации программы рассматривался вариант сдачи ПЛАРК пр.670 и на Чёрном море, но он был отвергнут, в первую очередь, по геополитическим соображениям (пресловутая проблема черноморских проливов).
С 1973 по 1980 гг. на том же заводе в Горьком были построены ещё 6 лодок модернизированного проекта 670-М.
Одним из основных районов, где несли боевую службу корабли пр.670, являлось Средиземное море. В 1970-80-х годах там тесно переплелись интересы двух сверхдержав – СССР и США. Главной целью советских ракетоносцев были боевые корабли 6-го американского флота. Следует признать, что географические условия Средиземноморья делали лодки пр.670 наиболее грозным оружием на данном театре. Их присутствие вызывало вполне обоснованное беспокойство американского командования, не имевшего в своем распоряжении сколько-нибудь надёжных средств противодействия этой угрозе. Эффектной демонстрацией боевых возможностей советских субмарин стали ракетные стрельбы по мишени, проведённые в Средиземном море в мае 1972 г. лодкой К-313.
Все тихоокеанские корабли пр.670 вошли в состав 10-й дивизии 2-й флотилии ПЛ. Их основной задачей являлось слежение (а при получении соответствующего приказа – и уничтожение) американских авианосцев. В частности, К-201 в декабре 1980 г. осуществляла длительное слежение за авианосной ударной группой, возглавляемой авианосцем «Coral Sea» (за что была удостоена благодарности Главкома ВМФ). Из-за нехватки на ТОФ противолодочных подводных ПЛА ПЛАРК пр.670 привлекались и для решения задач по поиску американских подводных лодок.
Продолжение следует.