AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » История военных флотов » Франция. Эскадренные миноносцы


Франция. Эскадренные миноносцы

Сообщений 61 страница 70 из 81

61

Maille Breze
1930-1940

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Maille Breze – Ateliers et Chantiers de Bretagne, Нант – 13.05.1929 – 14.06.1930 – 30.01.1932 – Потопл. 07.03.1944

На 8-часовом испытании показал скорость 39,19 узла.
Входил в состав 5-го дивизиона лидеров. Кораблем командовал капитан 2 ранга Глотэн.
В марте 1940 г. эскортировал тяжелый крейсер "Algerie" и линкор "Bretagne" с золотым запасом.
Принимал активное участие в Норвежской кампании. 9.04.1940 в составе соединения адмирала Дерьена участвовал в воздушно-морском сражении в районе Бергена. Сопровождал войсковой конвой "FP-1B". 19 апреля подвергся торпедной атаке немецкой подводной лодки "U46", уклонился от выпущенных торпед и контратаковал противника, но безрезультатно.
30.04.1940 в порту Гринок в 14 ч. 15 мин. из носового торпедного аппарата случайно выстрелила торпеда, взорвавшаяся при ударе о надстройку. Возник сильный пожар, справиться с которым не удалось. Около 8 часов вечера лидер затонул. Погибло 25 человек, 38 было ранено (в работе Л. Гарроса приведены иные цифры: 3 погибших, 17 пропавших без вести, 54 раненых).
Изменения вооружения — см. статью "Тип Vauquelin"

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1

62

Cassard
1930-1942

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Cassard – Ateliers et Chantiers de Bretagne, Нант – 09.10.1930 – 09.11.1931 – 06.04.1933 – Затопл. 27.11.1942

http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/564nWD18UX.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/U173lpe2YV.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/Axt7UPQ554.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/kl67uJHjST.jpg

Во время испытаний развил наибольшую скорость 42,85 узла при стандартном водоизмещении.
К началу войны входил в состав 9-го дивизиона лидеров, но в мае 1940 г. заменил погибший "Maille Breze" в составе 5-го дивизиона.
13-14 июня 1940 г. участвовал в набеговой операции против Генуи (под командованием капитана 2 ранга Депре).
После заключения перемирия оставался в составе Флота Открытого моря.
Затоплен в Тулоне 27.11.1942.
Изменения вооружения — см. статью "Тип Vauquelin"

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1

63

Chevalier Paul
1931-1941

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Chevalier Paul – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 28.02.1931 – 21.03.1932 – 20.07.1934 – Затонул 15.06.1941

http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/FgUMVLEhTY.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/6b1fDaxyA6.jpg

Во время испытаний развил наибольшую скорость 39,83 узла при стандартном водоизмещении.
К началу второй мировой войны входил в состав 5-го дивизиона лидеров (командир корабля — капитан 2 ранга Бонно).
Отличился при обороне от немецких подводных лодок конвоя "KS-27" 15-20.11.1939.
Принимал активное участие в Норвежской кампании. Сопровождал конвои "FP-1B" (11-19 апреля), "FP-2" и "FS-2" (24-28 апреля). 3-4 мая участвовал в неудачной набеговой операции против германского судоходства в Скагерраке.
После перевода дивизиона на Средиземное море принимал участие в набеговой операции против Генуи.
После заключения перемирия оставался в составе Флота Открытого моря.
Участвовал в боевых действиях в Сирии и Леванте. 11.06.1941 вышел из Тулона с грузом боеприпасов. 15 июня встречен западнее Кипра лидерами "Guepard" и "Valmy", но вечером обнаружен английской летающей лодкой "Сандерленд" 230-й эскадрильи. В начале следующих суток в 25 милях от Латакии французские корабли были атакованы пятью торпедоносцами "Суордфиш" 815-й эскадрильи FAA с Кипра. Торпеда с самолета суб-лейтенанта Вайза угодила в котельное отделение, лишив корабль хода. Остановить затопление было невозможно. "Chevalier Paul" затонул в 03.00 в точке с координатами 35°18' с.ш./35°18' в.д. "Guepard" и "Valmy" спасли 240 человек с затонувшего корабля, час спустя гидросамолет "Луар-130" эскадрильи 19S подобрал еще 1 раненого моряка. Потери составили 6 убитых и 9 раненых.
Изменения вооружения — см. статью "Тип Vauquelin"

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1

64

Тип Le Fantasque (Фантаск) — 6 ед.
1930-1942

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Triomphan – Ateliers et Chantiers de France, Дюнкерк – 28.08.1931 – 16.04.1934 – 25.05.1936 – Искл. 06.12.1954
Le Fantasque – Arsenal de Lorient – 15.11.1931 – 15.03.1934 – 10.03.1935 – Искл. 02.05.1957
Le Malin – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 17.08.1933 – 01.05.1936 – Искл. 02.1964
L'Audacieux – Arsenal de Lorient – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.05.1943
Le Terrible – Chantiers Navals Français, Дюнкерк – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Разобр. 06.1962
L'lndomptable – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.03.1944

http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/7zjQlgTV0x.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/OcgKF6UYo4.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/1cbYNjpyRb.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/p1TXoSCiUX.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/RawvdeP7fP.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/w19tWv6P2W.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/KdWqaK1XC5.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/667c4IGAxO.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/090727/thumbs/y6j7SUFGK1.jpg

Самые знаменитые из французских лидеров, последние и наиболее совершенные из кораблей данного класса с пятью орудиями главного калибра. Строились по программе 1930 г.
На лидерах типа "Le Fantasque" была установлена новая артиллерия главного калибра, существенно увеличившая их огневую мощь, и изменено расположение средней артиллерийской установки. Данный проект являл собой дальнейшее продвижение в сторону увеличения размеров и мощности силовой установки. Рост водоизмещения на 200 т сопровождался 15 % прибавкой номинальной мощности. Внешний вид корабля также изменился — стал более современным.
Высокие боевые качества лидеров типа "Le Fantasque" позволили им в годы второй мировой войны зарекомендовать себя наиболее активно действовавшими надводными кораблями французского флота.
Боевой радиус кораблей был удовлетворительным для условий Средиземноморья, но для действий в океане был недостаточным.
Новые 138-мм орудия обр. 1929 г. имели 20-километровую дальность стрельбы. Техническая скорострельность достигла 12 выстрелов в минуту, хотя практическая была значительно ниже. Впервые были предусмотрены полные и учебные заряды. По-новому была размещена артиллерийская установка №3 — теперь она стояла в передней части кормового шельтердека. Это позволяло ей эффективнее вести огонь на носовых курсовых углах, что более соответствовало наступательной концепции использования французских лидеров.

ТТХ:
Водоизмещение, "длинных" т – 2569(станд.), 2724-2800(норм.), 3380(полн.)
Длина, м – 132,4(наиб.)×125,4(КВЛ)×12,25×3,8(носом), 5(кормой), 4,3(средняя)
ЭУ – Эшеллонир., 2 вин., 2 ТЗА Rateau-Bretagne ("Le Fantasque", "L'Audacieux", "Le Terrible") или Parsons ("Le Triomphan", "Le Malin", "L'lndomptable"); 4 кот. Penhoët, вертикального типа (на "Le Terrible" — Yarrow Loire)
Мощность (проектн.), л.с. – 74 000
Скорость (проектн.), узл. – 37
Запас топлива, т – 562-575
Дальность плавания, м. миль – 4000(15); 3000(21); 2500(25); 1300(32); 700(35)
Экипаж, чел. (в т.ч. оф.) – 210 (в т.ч. 13 оф.)
Вооружение: артиллерия – 5×1 — 138/45 Мod 1929 (по 240 выстр. на орудие), 2×2 — 37-мм зен. авт. Mod 1925, 2×2 — 13,2-мм зен. пул. "Гочкис"; ТА – 3×3 — 550-мм; Бомбомёты – 2 (16 ГБ по 200 кг); Мины – 50 типа Бреге по 500 кг (добавлено в ходе переоборудований)
Дальномеры: 1 — 5 м на носовом мостике в закрытой башенке, 1 — 4 м на кормовом шельтердеке в закрытой башенке, 2 — 1 м зенитных

Рекордные показатели "Le Terrible" (42,93 узл.) связаны с тем, что его гребные валы оснащались кронштейнами, изготовленными по типу "Milan'' и "Epervier", тогда как на остальных пяти кораблях серии был опробован специальный проект с выкружками гребных валов (так называемыми "штанами").
Впервые на французских лидерах была применена центральная система управления огнем с автоматом стрельбы. Она обслуживалась двумя стереоскопическими дальномерами: 5-метровым носовым и 4-метровым кормовым. Последний поменялся местами со средним орудием и располагался в задней части средней надстройки, позади второй трубы. На кораблях отсутствовала грот-мачта, для крепления радиоантенн были установлены V-образные стойки на кормовой трубе.
Имелись изменения в зенитном вооружении. Корабли вооружались 37-мм автоматами в новых спаренных установках обр. 1933 г. Размещение автоматов было стандартным — побортно в районе кормового котельного отделения. Для управления огнем служили два 1-метровых дальномера. На крыльях мостика устанавливались спаренные пулеметы "Гочкис", имевшие собственные переносные дальномеры. Однако в целом, как и на всех французских кораблях в предвоенный период, зенитное вооружение было слабым.
Как и на предыдущем типе, торпедное вооружение было разнесено: один аппарат размещался по диаметральной плоскости, два других — по бортам, но теперь все они стали трехтрубными, увеличив общее количество труб до девяти. Противолодочное вооружение включало в себя шестнадцать 250-кг глубинных бомб. Лидеры могли принимать на борт до 50 мин типа "Бреге" весом 500 кг. Широкое применение систем автоматики позволило сократить экипаж кораблей до 210 человек — 13 офицеров и 197 матросов.
Войдя в строй, эти корабли составили 8-й ("L'lndomptable", "Le Malin", "Le Triomphan") и 10-й ("Le Fantasque", "L'Audacieux", "Le Terrible") дивизионы лидеров. В начале войны оба дивизиона действовали в составе Атлантического флота. Базируясь на Брест, а позднее на Дакар, в конце 1939 - начале 1940 гг. корабли принимали участие в операциях, связанных, главным образом, с поиском германских рейдеров "Адмирал Граф Шлее" и "Дойчланд".
В 1943-1944 гг. "Le Fantasque", "Le Terrible", "Le Malin" и "Le Triomphan" прошли в Соединенных Штатах ремонт, сопровождавшийся обширной модернизацией. Со всех кораблей были демонтированы кормовые торпедные аппараты, кормовые дальномерные посты и прежние зенитные автоматы. Легкое зенитное вооружение также было кардинально модернизировано. "Le Fantasque", "Le Terrible" и "Le Malin" получили два спаренных 40-мм "Бофорса" Mk.1 Mod.6, занявшие места перед второй трубой, и счетверенный "Бофорс" Mk.2 Mod. 13, установленный между орудиями №3 и №4. На "Le Triomphan" аналогичным образом смонтировали три спаренных автомата Mk.1 Mod.1, вернув на прежнее место 138-мм орудие №4, ранее замененное 102-мм. Для управления огнем "Бофорсов" служили приборы управления Mk.51. Кроме того, на всех лидерах были смонтированы 20-мм автоматы "Эрликон" — по восемь на "Le Fantasque" и "Le Terrible" и по десять на "Le Malin" и "Le Triomphan". Были установлены легкие решетчатые фок-мачты с американскими радарами слежения за морскими и воздушными целями.
После модернизации водоизмещение лидеров возросло примерно на 500 тонн. Несмотря на это, на испытаниях "Le Fantasque" и "Le Terrible" превысили 40-узовую скорость. Впоследствии корабли легко могли поддерживать эскадренный ход в 37 уз, вызывая всеобщее восхищение союзников. Запас топлива был увеличен до 730 т, что позволило несколько увеличить дальность плавания.
В октябре 1943 г. лидеры были переклассифицированы в легкие крейсера (Croiseur Ingere). На Средиземном море "Le Fantasque", "Le Terrible" и "Le Malin" образовали 10-й дивизион легких крейсеров, командиром которого был назначен капитан 1 ранга Пьер Лансело, отличившийся в сентябре 1940 г. в Дакаре, когда командовал подводной лодкой "Бевезье".

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.:Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+2

65

Le Triomphan
1931-1958

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Triomphan – Ateliers et Chantiers de France, Дюнкерк – 28.08.1931 – 16.04.1934 – 25.05.1936 – Искл. 06.12.1954

http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/14QGwOD0Rr.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/wRI1B5yekh.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/UUrOvksZuf.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/G5oLV3yS35.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/6oRAm2Swv5.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/ZDi5sqtqVN.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/KeHx7b31I5.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090801/thumbs/7xlvHpv471.jpg

На испытаниях в июле 1934 г. показал при стандартном водоизмещении скорость 43,24 уз. Ввод в строй задержался из-за дефектов, обнаруженных во время проб механизмов на полную мощность.
Находился в составе 8-го дивизиона лидеров, командир корабля — капитан 2 ранга Потюо. Действовал в Атлантике в составе "Force de Raide". Участвовал в Норвежской кампании. В ночь на 24 апреля 1940 г. 8-й дивизион лидеров произвел набеговую операцию в Скагеррак, в ходе которой имел боевое столкновение с немецкими сторожевыми кораблями "V 702" и "V 709". На обратном пути дивизион атакован бомбардировщиками Do-17 из состава KG 3, от близких разрывов "Le Triomphan" получил повреждение валопровода, поставлен на ремонт в Лориане. В мае в командование кораблем вступил капитан 2 ранга Аршамбо. 21 июня при оставлении Лориана взят буксиром "Mammoth" и отведен в британскую военно-морскую базу Плимут.
3.07.1940 в ходе операции "Катапульта" захвачен в Плимуте британскими войсками и вскоре включен в состав Морских сил Свободной Франции под командованием капитана 2 ранга Витцеля. Из-за необычного оборудования и естественного отсутствия в Британии запасных частей корабль подвергся значительному объему работ, продолжавшихся с 3 сентября по 20 октября 1940 г. Орудие главного калибра №4 было снято и заменено британским 102-мм зенитным орудием Mk.V. Для усиления зенитного вооружения добавили два одноствольных 2-фунтовых "пом-пома" (по другим данным, это были французские 37-мм автоматы) на крылья мостика и десять (один 4-х ств., два 2-х ств. и один 1 ств.) крупнокалиберных пулеметов. Впоследствии корабль был оснащен гидролокатором "Асдик" и британским радаром обнаружения воздушных целей типа 290.
В феврале 1941 г. получил небольшие повреждения в результате столкновения с грузовым судном в порту Гринок. 30.07.1941 "Le Triomphan" (теперь им командовал капитан 2 ранга Обуано, произведенный в контр-адмиралы в марте 1942 г.) вышел из Плимута и через Панамский канал перешел на Тихий океан. В пустынной юго-западной части Тихого океана он использовался как эскортный корабль — в той роли, для которой менее всего подходил. В ноябре-декабре 1941 г. сопровождал конвои из Новой Зеландии и Австралии на острова Фиджи и Новую Каледонию. В феврале 1942 г. участвовал в операции "GR" по эвакуации французского населения Науру и Олеана (острова Гильберта).
Большую часть 1942 года лидер провел на ремонте в Сиднее (Австралия), получив по меньшей мере семь 20-мм автоматов "Эрликон", размещенных у кормового среза полубака, на палубе юта и на средней надстройке, между третьим орудием и 102-мм зенитным орудием. В феврале 1943 г. участвовал в проводке конвоя "Памфлет" (трансатлантические лайнеры "Куин Мэри", "Аквитания", "Нью Амстердам", "Иль де Франс'' и "Куин ов Бермуда"'с солдатами 9-й австралийской дивизии) из Суэца в Сидней. В дальнейшем продолжал действовать в том же районе, базируясь на австралийские порты Мельбурн и Сидней. В декабре 1943 г. попал в тайфун и получил повреждения.
В период с апреля 1944 г. по май 1945 г. прошел ремонт и модернизацию в США, после чего присоединился к британскому Восточному флоту, который базировался на Тринкомали и действовал в Индийском океане. После освобождения Сингапура, "Le Triomphan" вместе с линкором "Richelieu" сопровождал в Индокитай войсковые транспорты "Куин Эмма" и "Куин Беатрикс", прибыв в Сайгон 3.10.1945. Впоследствии под командованием капитана 1 ранга Жубелина участвовал в боях во Вьетнаме, затянувшихся до марта 1946 г., а осенью того же года вернулся во Францию после более чем шестилетнего отсутствия.
Исключен из состава флота 06.12.1954 и продан на слом в Испанию. В течение четырех лет корпус корабля находился в Малаге на плаву, а затем был разобран.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+2

66

Le Fantasque
1931-1957

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Fantasque – Arsenal de Lorient – 15.11.1931 – 15.03.1934 – 10.03.1935 – Искл. 02.05.1957

http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/z16TCIs9Pp.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/i6Q3V7SVUm.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/51EbgigvX2.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/avyfvNwd5W.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/ULNTT4ZtxE.jpg

Оказался самым тихоходным в серии, показав при водоизмещении 2882 т средние значения мощности и скорости 92 364 л.с. и 40,5 уз соответственно (максимальные значения — 96 419 л.с. и 42,7 уз). Задержка при вводе в строй вызвана повреждением лопасти винта при выходе на испытания.
Входил в состав 10-го дивизиона лидеров. После начала войны дивизион включен в состав Рейдерского соединения (Force de Raids) вице-адмирала Женсуля, созданного для охоты за германскими рейдерами в Атлантике. 25.10.1939 в районе Антильских островов "Le Fantasque" и "Le Terrible" при поддержке тяжелого крейсера "Dupleix" захватили немецкий пароход "Санта Фе" (4627 брт).
После заключения перемирия, в сентябре 1940 г., "Le Fantasque" включен в состав соединения "Y" контр-адмирала Буррагэ, которое 9-19 сентября совершило переход из Тулона в Дакар, где и находилось к моменту начала британской операции "Угроза". Вместе с "L'Audacieux" атаковал британские корабли, но, в отличие от него повреждений не получил. В дальнейшем базировался на порты западной Африки. К моменту начала англо-американского вторжения (операция "Торч") находился в Дакаре. 31.01.1943 вышел из Орана в составе эскорта конвоя "GUF-4" и 14 февраля прибыл на ремонт и модернизацию в Нью-Йорк. После окончания ремонта пересек Атлантику с конвоем "UGS-11" 6-12.07.1943.
Действовал под командованием капитана 2 ранга Шарля Перзо преимущественно на Средиземном море. 22.08.1943 "Le Fantasque" и "Le Terrible" совершили рейд в залив Гаета, где вступили в бой с итальянскими торпедными катерами и обстреляли немецкий штаб в Скалеа. Входил в состав сил прикрытия во время высадки десанта под Салерно (9-16.09.1943). 13-14 сентября "Le Fantasque" и "Le Terrible" доставили 500 человек и 60 т грузов из Алжира в Аяччо (о. Корсика). 16-17 сентября "Le Fantasque" совместно с эсминцами "Tempête" и "L'Alcyon", перебросил еще 550 человек и 60 т грузов. 19-20 сентября те же корабли и легкий крейсер "Jeanne D'Arc" перебросили 1200 человек, 110 т боеприпасов, 6 рудий и 6 автомобилей. Последний рейс на Корсику "Le Fantasque" совершил 22-23 сентября вместе с крейсером "Montcalm" (доставлено 1500  человек и 200 т грузов). На подходе к Аяччо "Le Fantasque" сел на мель из-за ошибки лоцмана и находился на грунте в течение 4 дней, после чего был снят, не получив заметных повреждений.
В начале октября 1943 г. "Le Fantasque" и "Le Terrible" выходили в Атлантику для сопровождения в Алжир линейного корабля "Richelieu", завершившего ремонт в США, а затем были направлены в Александрию и 19-20.11.1943 прикрывали эвакуацию британских войск с Додеканезских о-вов (Эгейское море). 24.12.1943 "Le Fantasque" перехватил близ Тортозы (средиземноморское побережье Испании) германский сухогруз "Николин Маэрск" (4198 т), который выбросился на берег. В начале января 1944 г., совместно с "Le Malin", находился в Хорте (Азорские острова), принимая участие в поисках германских блокадопрорывателей. В то время новым командиром корабля назначили капитана 1 ранга Антуан Сала. С 21 по 25 января 1944 г. "Le Fantasque" и "Le Malin" поочередно участвовали в обстрелах целей на берегу Италии в районах Чивитта-Вьекки, Формини и Террачины с целью отвлечения внимания противника от высадки десанта под Анцио. Позже оба корабля перебросили по 500 человек из Алжира в Неаполь. В начале марта "Le Fantasque" участвовал в обстрелах целей на побережье Адриатики. В ночь на 19 марта совместно с "Le Terrible" атаковал немецкий конвой у берегов Пелопоннеса; были потоплены "SF273" и "SF274". В бою ""Le Fantasque" получил 6 попаданий 20-мм снарядами.
В конце марта 1944 г. командиром корабля стал капитан 2 ранга Шарль Жели. Впоследствии корабль в составе 10-й эскадры легких крейсеров действовал в Восточном Средиземноморье, участвовал в обстрелах Коса. 15-16 июня, совместно с "Le Terrible", совершил набеговую операцию в залив Кварнеро. Был потоплен танкер "Джулиана'' и повреждены эскортировавшие его "R 5" и "R 14". В августе в составе дивизиона участвовал в операции "Драгун" по высадке десанта в Южной Франции; входил в группу огневой поддержки контр-адмирала Бриана. 19 августа поврежден в результате попадания снаряда с германской береговой батареи у Сан-Сальвадора, ранившего несколько человек.
В начале 1945 г. прошел профилактический ремонт и 27 октября прибыл в Сайгон. Участвовал в боевых действиях против Вьетнама. 06.03.1946 принимал участие в операции "Бантре" по эвакуации войск из Тонкина. Вернулся во Францию осенью 1946 г. В послевоенные годы выполнял учебные задачи на Средиземном море. Выведен из боевого состава в 1955 г., исключен из списков флота 02.05.1957.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1

67

Le Malin
1931-1964

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Malin – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 17.08.1933 – 01.05.1936 – Искл. 02.1964

http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/4NUyPggA7q.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/NTqhqkU2eO.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/g0IhSdCmNK.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/qUWEsBpc4U.jpg

К началу войны входил в состав 8-го дивизиона лидеров. Действовал в Атлантике в составе "Force de Raide". Во время Норвежской кампании (апрель-май 1940 г.) участвовал в набеговой операции против германских противолодочных сил в Скагерраке. В ночь на 24 апреля 8-й дивизион вел бой со сторожевыми кораблями "V 702" и "V 709" (переоборудованные рыболовные траулеры), но не сумел потопить ни один из них. После вступления в войну Италии переведен на Средиземное море. В сентябре 1940 г. включен в состав соединения "Y". 23-25.09.1940 во время британской попытки штурма города находился в Дакаре. К началу операции "Торч" находился на ремонте в Касабланке. 08.11.1942 поврежден в результате попадания в носовую часть 406-мм снаряда с американского линкора "Massachusetts".
После импровизированного ремонта пересек Атлантику в составе эскорта конвоя "GUF-8" и 26.06.1943 прибыл на ремонт и модернизацию в Бостон.
По окончании ремонта направлен на Азорские острова, где присоединился к 10-му дивизиону легких крейсеров. В январе 1944 г. принимал участие в безрезультатных поисках немецких блокадопрорывателей. 21-25 января участвовал в обстрелах германских позиций на побережье Италии и в воинских перевозках в рамках поддержки операции под Анцио. 29 февраля, совместно с "Le Terrible", совершил рейд в Адриатическое море, в ходе которого "Le Malin" торпедировал и потопил германский противолодочный корабль "Uj201" (бывший итальянский корвет "Эгерия").
Впоследствии в составе 10-й эскадры легких крейсеров действовал в Восточном Средиземноморье, в частности, 2-3.05.1944 совместно с "Le Fantasque",. произвел обстрел побережья о. Кос. В августе участвовал в операции "Драгун"; входил в группу огневой поддержки контр-адмирала Бриана. 01-13.09.1944 совместно с американскими кораблями участвовал в обстрелах побережья французской Ривьеры. 5 сентября, совместно с американским эскадренным миноносцем "Ladlow", уничтожил 3 человекоуправляемых торпеды.
Тяжело поврежден в результате столкновения с "Le Terrible" в районе Неаполя 25.12.1944. Оторвана носовая часть вплоть до орудия №1. Погиб 61 человек. Ремонт корабля завершен лишь после окончания боевых действий.
В послевоенные годы использовался для подготовки кадров для возрождавшегося французского флота. В 1951-1952 гг. сопровождал авианосец "Arromahches" в Индокитай. Выведен из боевого состава в 1955 г.; исключен из списков в феврале 1964 г. и сдан на слом.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

0

68

L'Audacieux
1931-1943

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
L'Audacieux – Arsenal de Lorient – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.05.1943

http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/EN76s806pl.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/4bZmv2jhT5.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090802/thumbs/1R5fAMdUWM.jpg

Во время испытаний развил наибольшую среди кораблей серии мощность — 101 876 л.с.
Входил в состав 10-го дивизиона лидеров, а с началом боевых действий против Германии — в состав Рейдерского соединения. Участвовал в поисках немецкого "карманного линкора" "Admiral Graf Spee" в Атлантике. Подписание перемирия встретил в Тулоне. В сентябре 1940 г. включен в состав соединения "Y" контр-адмирала Буррагэ. 19 сентября прибыл в Дакар.
Участвовал в отражении британского нападения (операция "Угроза"). После полудня 23.09.1940 "L'Audacieux" и "Le Fantasque" предприняли попытку атаковать британское соединение, приблизившееся к Дакару (в ряде французских источников говорится, что лидеры были высланы для выяснения обстановки). Едва "L'Audacieux" преодолел сетевое заграждение, как был накрыт залпом 203-мм орудий крейсера "Australia". Был полностью разрушен носовой мостик, 80 человек убито, на корабле возник сильнейший пожар. Авизо "La Surprise" снял с лидера 186 человек, из которых около 100 имели ранения. "L'Audacieux" был выброшен на мелководье у берега и горел в течение 36 часов.
Вскоре лидер был поднят и отправлен на ремонт в Бизерту, где разоружен и выведен в резерв. Захвачен германскими войсками в ноябре 1942 г., когда союзники вторглись во Французскую Северную Африку. 07.05.1943. "L'Audacieux" потоплен в Бизерте авиацией союзников. Поднят 14.12.1943, но признан неремонтопригодным и сдан на слом.
Значительных модернизаций не проводилось.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

0

69

Le Terrible
1931-1962

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Terrible – Chantiers Navals Français, Дюнкерк – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Разобр. 06.1962

http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/kpCX1n3km2.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/gOLCk9NtdV.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/DSt7uxSW2Y.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/T3z17RRs3p.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/M9Jlhr4nTM.jpg

На восьмичасовых пробегах показал среднюю скорость 42,93 уз при водоизмещении 2853 т и средней мощности механизмов 86 443 л.с. Достигнутая им максимальная скорость при стандартном водоизмещении 45,02 уз стала рекордом, который держится по сей день!
Входил в состав 10-го дивизиона лидеров и Рейдерского соединения. 16.10.1939 к западу от Дакара остановил германский пароход "Халле" (5889 брт), который был затоплен экипажем (по данным М. Уитли; но Ю. Ровер и Г. Хюммельхен приписывают данный успех легкому крейсеру "Duguay Trouin"). 25 октября, совместно с "Le Fantasque", захватил немецкий пароход "Сайта Фе" (4627 брт).
Во время британской атаки на Мерс-эль-Кебир 3.07.1940. "Le Terrible" прорвался вместе со "Strasbourg" и другими эсминцами в Тулон. В конце 1940 г. прошел кратковременный ремонт в Тулоне и перебазировался в Западную Африку. В ноябре 1942 г. находился в Дакаре. 31.01.1943 вышел из Орана в составе эскорта конвоя "GUF-4" и 14 февраля прибыл на ремонт и модернизацию в Нью-Йорк.
После окончания ремонта командиром корабля назначен капитан 2 ранга Пьер Лансело (впоследствии произведенный в капитаны 1 ранга и принявший командование 10-м дивизионом легких крейсеров). 14.07.1943 "Le Terrible" доставил в Фор-де-Франс нового губернатора Антильских островов. Затем перешел на Средиземное море. 22.08.1943, в паре с "Le Fantasque", совершил рейд в залив Гаета. Входил в состав сил прикрытия во время высадки десанта под Салерно. В составе британского соединения выходил с Мальты для обеспечения встречи капитулировавших кораблей итальянского флота. 13-14 сентября участвовал в переброске войск и грузов на Корсику, однако по возвращении в Алжир выбыл из строя на 6 недель из-за аварии в турбине.
Эскортировал линкор "Richelieu'' из Атлантики в Алжир, после чего перешел в Александрию. 19-20 ноября 1943 г. прикрывал эвакуацию с Додеканезских о-вов, но затем снова встал на длительный ремонт машин в Алжире. Вернулся в строй в январе 1944 г. 29 февраля "Le Terrible" и "Le Malin" совершили рейд в Адриатическое море, атаковав германский конвой, состоявший из транспорта "Капитан Дидрихсен", миноносцев "ТА 36" и "ТА 37", противолодочных кораблей "Uj 201" и "Uj 205", моторных тральщиков "R 188", "R 190" и "R 191". В ходе столкновения "Капитан Дидрихсен" (бывший "Себастьяно Венье", 6311 брт) был потоплен артиллерией "Le Terrible", "Le Malin" торпедировал "Uj 201", а "'ТА 37" получил попадание 138-мм снаряда в машину и был уведен на буксире. 4 марта 10-й дивизион обстреливал итальянское побережье, 7 марта провели операцию против побережья острова Занте. В ночь на 19 марта "Le Terrible" и "Le Fantasque" атаковали немецкий конвой, доставлявший подкрепления в Наварин на полуострове Пелопоннес. Французские корабли потопили паромы "SF 273", "SF 274" и повредили "SF 270" и быстроходную десантную баржу "F 124" — днем их .потопили истребители-бомбардировщики. От ответного огня "Le Terrible" получил легкие повреждения, 7 человек было ранено.
Впоследствии в составе 10-й эскадры легких крейсеров действовал в Восточном Средиземноморье, участвовал в обстрелах Коса. 15-16 июня, совместно с "Le Fantasque", совершил набеговую операцию в залив Кварнеро, атаковав небольшой немецкий конвой. Отогнав огнем моторные тральщики "R 4", "R 15", "R 14" u "R 5" (два последних серьезно повреждены), французские крейсера потопили малый танкер "Джулиана" (350 брт). В августе, в ходе операции "Драгун" являлся флагманским кораблем 10-го дивизиона легких крейсеров в составе группы огневой поддержки. 25 августа обстреливал немецкие радиолокационные станции на м. Ферра и горе Борон; на следующий день обстреливал береговые цели восточнее Антиба.
25.12.1944 тяжело поврежден в результате столкновения с "Le Malin" в ходе маневров в районе Неаполя: затоплено кормовое котельное отделение, разрушена надстройка. Погибло 8 человек. В дальнейшем участия в боевых действиях не принимал.
После модернизации "Le Terrible" служил в качестве эскортного корабля авианосного соединения в 1952-1955 гг., после чего был переведен в особый резерв и использовался в качестве учебного корабля для флотских инженер-механиков на Средиземном море до 1961 г. Исключен из списков флота 19.07.1961, разобран в июне 1962 г.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1

70

L'lndomptable
1931-1962

Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
L'lndomptable – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.03.1944

http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/dNPyT6mMU1.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/Dn4AVUuRhw.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/SVwUsZW7A2.jpg  http://pic.ipicture.ru/uploads/090807/thumbs/nm1pWL544j.jpg

На испытаниях показал наивысшую в  этой серии экономичность — 30,76 т/ч.
Входил в состав 8-го дивизиона лидеров (командир корабля и дивизиона капитан 1 ранга Барт). Вместе с остальными кораблями дивизиона действовал против германских рейдеров в Атлантике в составе "Force de Raide". В ходе Норвежской кампании участвовал в набеговой операции в Скагеррак 23-24.04.1940, в ходе которой три французских лидера безрезультатно провели ночной бой с немецкими сторожевыми кораблями  "V 702" и "V 709".
После заключения перемирия передан в состав 6-го дивизиона лидеров Флота Открытого моря. Затоплен в Тулоне 27.11.1942. Поднят, зачислен в состав германского флота в качестве быстроходного эскортного корабля под наименованием "SG 9", но отремонтирован не был. 07.03.1944 потоплен американской авиацией в Тулоне. Снова поднят союзниками в конце 1944 г., не восстанавливался, но части корпуса были использованы для ремонта однотипного лидера "Le Malin", пострадавшего в результате столкновения.
Значительных модернизаций не проводилось. В ходе ремонтов получил три дополнительных 37-мм спаренных автомата M1933. Все они размещались на кормовой надстройке между орудиями №3 и №4.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.: Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.

+1


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » История военных флотов » Франция. Эскадренные миноносцы


Создать форум. Создать магазин