AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Операция «Бегемот-2»

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Операцию, проведенную 6 августа 1991 года, в советском военно-морском ведомстве окрестили «Бегемот-2».

Почему именно такое наименование получил этот уникальный научно-технический эксперимент — ракетная стрельба атомной подводной лодки полным боекомплектом, сегодня можно только гадать. Но, сами понимаете, дело не в названии, а в масштабах события, которое военные между собой шепотом называли «генеральной репетицией Апокалипсиса».
Эти стрельбы действительно достойны книги военных рекордов, если бы таковая существовала.
За две недели до ГКЧП и за четыре месяца до распада Советского Союза наша армия продемонстрировала такую свою мощь и такие возможности, что мир вздрогнул.
Однако не предвидение грядущего краха сверхдержавы и не желание конструкторов проверить хотя бы единожды возможности своего детища стали причиной проведения столь масштабного эксперимента. Как всегда, в дело вмешалась «большая политика». Многие помнят, что во второй половине 1980-х годов шли интенсивные советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Камнем преткновения стал вопрос о том, какие именно средства из ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) сокращать и в каких количествах. Так же, как и в Америке, в нашей стране каждый из родов войск, коих это касалось, отстаивал свои интересы и стремился доказать, что именно его вооружение должно остаться в неприкосновенности.
В отличие от своих «коллег», Военно-морской флот не обладал опытом проведения ракетных стрельб полным боекомплектом, хотя сценарий гипотетического мирового конфликта это и предполагал. Самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет (двумя сериями по четыре штуки в каждой с небольшим интервалом) с борта подводного ракетоносца К-140 под командованием капитана 2 ранга Юрия Бекетова. В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в лучшем случае три ракеты. А если это так, то и надо сокращать подводный флот.
В такой обстановке и родилась идея проведения операции с кодовым наименованием «Бегемот». Впервые осуществить задуманное попытались в 1989 году, но попытка закончилась неудачей. Во время старта одной из ракет произошла авария, и дальнейшие пуски были тут же отменены. К счастью, обошлось без жертв, но имеются сведения, что экосистема Баренцева моря понесла серьезный урон. Другие подробности тех событий так и остаются пока засекреченными.

К «Бегемоту-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький ракетный крейсер проекта 667БДРМ, имевший тогда лишь совершенно секретный тактический номер К-407 (присваивается еще до закладки корабля). Собственным именем («Новомосковск») ракетоносец обзавелся позднее. Командовал подводной лодкой капитан 2 ранга Сергей Егоров.
Изнурительные тренировки экипажа продолжались много месяцев. Командир гонял подчиненных до седьмого пота, добиваясь полного автоматизма в выполнении операций. Иначе было нельзя: на карту были поставлены не только карьера офицеров, но и перспективы всего флота.
Наконец из Москвы прибыл начальник отдела боевой подготовки подводных сил ВМФ контр-адмирал Юрий Федоров с последней проверкой. Кстати, он имел негласные полномочия не допустить проведения стрельб. Слишком памятна была первая неудача, и в верхах не очень-то верили в успех. Но контр-адмирал убедился в обратном — экипаж готов и как никогда велика вероятность благоприятного исхода эксперимента. В Москву ушла шифрограмма: «Проверил и допускаю».
Больше ничто не держало корабль в гавани, и в начале августа 1991 года лодка вышла в море. Вместе с экипажем на борту корабля находились и контр-адмирал Леонид Сальников, и генеральный конструктор корабля Сергей Ковалев, чтобы собственными глазами увидеть то, что еще не удавалось никому.
И вот в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров ввысь отправилась первая ракета «Р-29РМ» (SS-N-23 «Skif» по классификации НАТО). Через несколько секунд вторая, затем третья... И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за пару с небольшим минут. Ни одна страна в мире еще не смогла повторить ничего подобного. Наш флот доказал, что атомная субмарина является грозной боевой единицей не только в представлении обывателей. Ведь такой залп в условиях войны одним ударом мог бы накрыть целое государство...
Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившие за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке «сторожевик» слышали, а на поверхности воды были в полном неведении происходящего на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.
Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось (да и сейчас сопровождается) градом правительственных наград. Ушли документы и в тот раз, но развалился Советский Союз, советские награды канули в историю. В результате моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах.
В наши дни подводный флот России редко бороздит океанские просторы, а вот «Новомосковску» еще не раз пришлось оказаться в центре общественного внимания. Через два года после оглушительного в прямом и переносном смыслах успеха в акватории Баренцева моря ракетоносец столкнулся с американской атомной субмариной Grayling. К счастью, инцидент обошелся без человеческих жертв. Российская лодка получила повреждения легкого корпуса и была отремонтирована. Однако случись столкновение двух субмарин на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки, повредив шахты и ракеты.
В 1998 году «Новомосковск» стал первым в мире боевым кораблем, с борта которого стартовала ракета-носитель «Штиль», выведшая на околоземную орбиту два искусственных спутника Земли — Tubsat-N и Tubsat-N1. Причем пуск носителя был осуществлен из-под воды. На следующий год был осуществлен первый пуск баллистической ракеты из географической точки Северного полюса.
Но это было потом, а начиналось все с «Бегемота».

+2

2

Да, славная страница истории нашего флота! Такой пуск нужно было-бы показывать на видео по всем телеканалам не только в новостных программах, а регулярно, раз в неделю, по сегодняшний день. Пусть смотрят!

Старый анекдот в тему...

В Тихом океане всплывают две подводных лодки - американская и наша. Команда американской - одеты с иголочки, всё по уставу; на нашей капитан построил команду и дико орёт на них, не стесняясь присутствия иностранцев:
- Кто бросил в пульт валенком?! Я спрашиваю, кто бросил в пульт валенком??
Капитан американской подлодки посмотрел на это, головой покачал и говорит:
- А вот у нас в Америке капитан никогда не кричит на команду...
- Да нет больше твоей Америки... КТО БРОСИЛ В ПУЛЬТ ВАЛЕНКОМ?  :flag:

0

3

Если в поисковике набрать "Операция Бегемот видео" - выползет в числе прочего видео  http://avtonomka.org/video/begemot.html - вот эта ссыла - это передача про это испытание. Мне там особенно нравится фраза: "ПОХОЖЕ РУССКИЕ СЕГОДНЯ ГУЛЯЮТ, СЭР!"  :crazyfun:

+1

4

Бегемотик 2
Усталый пересказывает статейку о Бегемоте, очевидно Черкашина. Об этом Бегемоте уже много публикаций, в том числе и видеоролик операция Бегемот.  Меня это заинтересовало в связи с юбилейной датой 20-летием этой операции, тем более, я имел к этому какое-то отношение.  Раньше это был большой секрет. Но во всех публикациях много недостоверностей и страшилок, а в видике подлинный один командир - Сергей Егоров. Остальные личности вмонтированы из других роликов, к Бегемоту отношения не имеющие.  Правда на сопровождающем СКР, соучастники попали, в кадр. Но на лодке съёмок не было.  Ну, во-первых, о том, что самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет (двумя сериями по четыре штуки в каждой с небольшим интервалом) с борта подводного ракетоносца К-140 под командованием капитана 2 ранга Юрия Бекетова. Залп выполнили 19 декабря 1969 г. в день рождения Л.И. Брежнева, о чём ему немедленно доложили.  В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в  лучшем случае три ракеты.  Перестройка, однако, случилась только через 20 лет после того залпа. Ни в каких публикациях я не встречал упоминания, что это был не единственный восьмиракетный залп. Был ещё один. Ракетами АУ.  Комплекс предусматривал залповую стрельбу восьмёркой непрерывной. Выполнили это дальнем Востоке с лодки 667АУ, было это, когда закончили строительство АУшных лодок.
  Каким же образом на далёком севере появился Бегемот. О том, что его назовут Бегемотом, он даже не догадывался, поскольку был ещё очень юным, и мало что знал. Началось всё с тактико-технического задания, на вновь рождающегося проекта, которое придумали те, кто хотел его получить уже готовенького. А они записали, что он должен обладать такими-то характеристи-ками, и должен уметь выполнять залповую стрельбу полным боекомплектом таких то ракет с заданным интервалом. Поэтому когда его создавали, для него придумали, как он должен это делать. Ну и когда главный конструктор С.Н.Ковалёв подписывал проектную документацию, то требовал, чтобы все задуманное было в железе. Ну а когда железо уже созрело и родилось в виде красавца корабля 667БДРМ, те, кто его заказывал, требуют показать, а всё ли он умеет делать из того, что они записали в ТТЗ. После целого ряда различных проверочных испытаний (заводских), наступает черёд последних испытаний, которые проводятся специально для заказчиков, которые уже являются представителями государства и собираются в группу, называемую госкомиссией, а испытания называются государственными. Для проведения таких испытаний составляется специальная программа, в которой перечисляются все режимы, которые требуются для проверки заказчикам (госкомиссии).  Госкомиссия проверяет соответ-ствует ли построенная лодка техническому заданию. По полной программе обычно проверяют первую серийную лодку. Для последующих серийных лодок программу несколько сокращают.
Первая (головная) лодка 667БДРМ сдавалась в 1984 году. При сдаче она именовалась как 26-й съезд КПСС, а позднее, как Верхотурье. На головной лодке обычно полная программа стрельбы ракетами. Делают это в соответствии с программой госиспытаний. В программе стрельбовые режимы должны проверяться по ступеням от простых к более сложным, т.е. вначале проверяют пуски одной ракеты, потом двух, в заключение четырёх. По четырём делают заключение о возможности выполнения полного залпа.  На лодках этого проекта впервые появилась возможность проверять выполнение предстартовой подготовки для всего полного боекомплекта (чего на предыдущих проектах не было).     Это стало возможным, поскольку были созданы и поставлены на завод все 16 действующих макетов ракет (ДМВ). ДМВ это практически полные имитаторы ракет (только не летающие), позволяющие производить все предстартовые операции вплоть до старта. Т.Е., стала возможна полная отладка  ракетного комплекса ещё до загрузки в шахты настоящих ракет.  Кроме того, на лодках БДРМ впервые была создана система управления параметрами движения корабля в режиме залповой стрельбы ракетами, позволившая исключить человеческий фактор при управлении кораблём. В системе был реализован режим управления полностью автоматический, не реагирующий на организующие или дезорганизующие команды, исходящие от вышестоящих командных лиц. Автомат выполнял только заложенную в него программу, отработанную на вычислительной машине. На заводских испытаниях автомат проверялся при имитации залповой стрельбы. В этом автомате реализован также режим имитации залповой стрельбы. С помощью этого имитатора создаются силовые возмущения эквивалентные старту одной ракеты. Автомат повторяет эти возмущения с заданным интервалом старта, тем самым имитирует  режим залповой стрельбы любым количеством ракет.
На заключительных этапах госиспытаний должна была быть проверена залповая стрельба двумя  практическими раетами, они уже были загружены в шахты. В остальных шахтах находились действующие макеты (ДМВ).  Председатель госкомиссии В.П. Рыков и председатель ракетной секции решили, что в этом случае можно проверить поведение лодки при выполнении залпа полным  боекомплектом. Был задан режим залповой стрельбы, где производилась подготовка ракет по всем      16-ти шахтам, причём первыми должны были стартовать две практические ракеты (об этом уже было сообщение ТАСС), а после них должна была проводиться имитация стартов по оставшимся 14 шахтам.
   Когда начался режим проверки залповой стрельбы, был включен режим автоматического управления  лодкой, автомат раскачал лодку по глубине, произошла отмена старта практических ракет. Режим был остановлен. Произошла конфузия по части лодки. Система управления лодкой была не отработана.
      Госкомиссия лодку не приняла и   назначила пересдачу на лето 85 года.
        В дальнейшем система управления лодкой дорабатывалась и проверялась. Но должна   была быть  проверена и возможность лодки выполнять стрельбу полным боекомплектом .  Тут уже проверка должна быть самая серьёзная. Для неё разработали и изготовили специальные бросковые ракеты.  Для проверки назначили проводить на второй серийной лодке ( ныне Екатеринбург) в конце 89года. Перед проверкой  была очень сумбурная подготовка, причём люди (гражданские специалисты)  были, повидимому, недостаточно знакомые с этой техникой. Как это получилось, большой вопрос.  На лодку загрузилось очень много лишнего народу (одних замов 5 шт.) Была очень нервная обстановка, всё шло не по штатному, проверить систему управления лодкой оказалось невозможно. Несколько раз начинали затем прекращали. Но не делали возврата в исходное. После обеда начали в очередной раз, опять пошло не по штатному. И тут послышался рокот как бы стартующей ракеты, но на пульте, где светятся шахты с ракетами видно, что все крышки шахт закрыты. Командир лодки Бакуменко тут же скомандовал -аварийная тревога, отдраить кремальеры и боцман всплывай. Совершенно правильные команды. Не занятым по тревоге покинуть центральный. Через некоторое время раздались один за другим два оглушительных удара, а сверху бряк металлом по корпусу. Оказалось в шахте взорвалась ракета (бросковая), отправились в Умбу. После разборок двое суток сливали окислитель. После возвращения на завод и устранения повреждений лодку опять погнали в море продолжать проверки залповой стрельбы.  Но пошли специалисты не понявшие работу системы управления лодкой. Велели отключить автомат и перейти на ручное управление. Чуть не учинили аварию. В результате велели  всё прекратить и ехать домой встречать новый год,  был конец декабря. В дальнейшем пришлось ещё отрабатывать систему автоматического управления стабилизации параметров движения лодки.  Работа оказывается называлась Бегемотом. Чтобы всё же убедиться, что лодка соответствует ТТЗ назначили повторную проверку на последней серийной лодке, названной Новомосковск.  При её сдаче в конце 90 года были выявлены и устранены некоторые недостатки присущие всем лодкам серии. На 91год были назначены повторные  испытания стрельбы полным боекомплектом. Да и бросковые ракеты на КМЗ сделали более безопасными. Работа называлась уже Бегемот 2.  Народу на ней уже было меньше, причём участвовали  старые опытные специалисты. Управление движением лодки выполнялось автоматом. который обеспечивал идеально ровное движение корабля.  Никаких раскачек, о которых говорится в фильме операция Бегемот, не было. Никакого шума насосов, перекачивающих сотни тонн воды не было, поскольку все подобные насосы с лодок этого проекта были убраны ещё на ранних стадиях проекта. Они не требовались. Залп выполнили на отлично, при этом лодка шла идеально ровно. Все доработки себя оправдали. Как сказал главный конструктор корабля С.Н. Ковалёв могли бы отстрелять и 20 ракет и больше, если бы они были. Это в рубиновском  фильмеТИХИЕ ПОДВОДНЫЕ ВОЙНЫ.
                                                                       ovec@

+2

5

ovec написал(а):

Бегемотик 2

Спасибо за интересный рассказ. Жизнь всегда жесче и глубже всевозможных баек. Байка она на то и есть, что бы переходя из уст в уста как-то отлакировывать реальность))).  К сожалению байки более адаптированны под сознание масс. Тем приятнее получать информацию из первых рук.

+1

6

Спасибо! Много интересной информации.
Тов. ovec , я хочу уточнить авторство статьи, подписанной Вами. Вы автор текста, или Вы ссылаетесь на статью другого автора?  :glasses:

0

7

Калашникову          это мои собственные воспоминания.  ещё раньше отправил в ответ Калашникову сообщение подлиннее ovec@

0



Создать форум ©