AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Флот » Тайна крейсера "Адмирал Нахимов"


Тайна крейсера "Адмирал Нахимов"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

История установки противокорабельных ракет на крейсер «Адмирал Нахимов» до сих пор является «черной дырой» в истории отечественного флота.
Документов по этому вопросу сохранилось крайне мало.

30 декабря 1954 г. было принято Постановление Совмина № 2944-1226 о разработке корабельного комплекса КСС и крейсера проекта 67, оснащенного этим комплексом.

Крылатая противокорабельная ракета (КСС) была создана на базе авиационной крылатой ракеты «Комета».Данные КСС близки к данным ракеты С-2 «Сопка», кроме дальности стрельбы, которая составляла 40 км, а высота полета — 500 м. В некоторых документах КСС расшифровывается как корабельный снаряд «Стрела».

                                                                      http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/4qEepcS5Hm.jpg

Крейсер проекта 67 создавался на базе крейсера проекта 68бис. Согласно первоначальному варианту плана судостроения на 1956—1965 гг., предполагалось четыре крейсера проекта 68бис достроить по проекту 67. Головной крейсер проекта 67 «Адмирал Корнилов» должен быть сдан в 1959 г.,а последний — в 1961 г. Кроме того, предполагалось заложить несколько новых корпусов по проекту 67 с некоторыми изменениями.
По программе 4 строившихся крейсера проекта 68бис предполагалось переделать в проект 67 («легкий крейсер с реактивным вооружением ближнего действия»), разработанный в ЦКБ-17. С некоторым запаздыванием должно было начаться переоборудование уже законченных крейсеров проекта 68бис.

Работы по проекту 67 производились по Постановлению Совмина № 2544-1226 от 30 декабря 1954 г.
По проекту 67 все 152-мм башни МК-5бис предполагалось снять и взамен их установить две спаренные стабилизированные пусковые установки СМ-58 для стрельбы ракетами КСС комплекса «Стрела».
Длина направляющих СМ-58 составляла 12 метров, в задней части ПУ имели легкую броню 5—10 мм. Носовая ПУ имела боекомплект 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней терминологии), 9 из них размещались в погребах и 2 в перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ был меньше на 3 ракеты. Противокорабельная ракета КСС должна была иметь дальность 40 км, вес 3,5 т и радиолокационную головку самонаведения.

                                                                     http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/MOgfgb7S3v.jpg

Позже рассматривался вариант вооружения крейсера проекта 67 четырьмя пусковыми установками, имевшими по пять трубчатых контейнеров с ракетами П-6 конструкции В.Н. Челомея.

На первых четырех крейсерах проекта 68бис, достраивающихся по проекту 67 и подлежавших сдаче в 1959 г.,планировалось оставить четыре 100-мм двухорудийные башни CM-5-lc, а на последующих установить четыре новые 100-мм автоматические двухорудийные башни СМ-52.

На всех кораблях в качестве малокалиберной зенитной артиллерии устанавливались по 6 четырехствольных 57-мм автоматов ЗИФ-75 на постоянном токе.

Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28 февраля по 18 октября 1955 г. на заводе № 444 в Николаеве был переделан по проекту 68Э (68ЭП) уже находившийся в строю крейсер «Адмирал Нахимов». Делалось все это в обстановке фантастической секретности, и в результате до сих пор не найдено ни фотографий, ни проектной документации по переделке «Нахимова». На фок-мачте крейсера была установлена станция наведения ракет ДК-5С.

                                                                     http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/BTZbaRUU4I.jpg

Носовая башня МК-5бис была развернута на 180°, а стволы из нее вынули. Теперь задняя стенка башни стала газоотводником для двигателей ракеты КСС.
На носу крейсера была жестко прикреплена к палубе ординарная пусковая установка В-16 с направляющей длиной примерно в две длины ракеты. Угол старта — около 15°. Справа и слева от
башни II МК-5бис установили два ангара вместимостью по две ракеты каждый. По одной версии башня II главного калибра потеряла боеспособность, а по другой — нет.
Башни III и IV МК-5бис остались боеспособными.
Транспортировка ракет из ангаров к пусковой установке осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется,это была не боевая, а исключительно испытательная система.

                                           http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/67bUlc52zF.jpg http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/20DOW5S4Qx.jpg

В подпалубных помещениях крейсера установили экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру.
Переоборудование крейсера и пуски ракет велись в беспрецедентных даже для советского флота условиях.Так,личному составу крейсера запрещалось ходить в носовую часть корабля.
Пусковая установка, за исключением времени пусков, постоянно находилась под брезентом. Погрузка ракет происходила только по ночам в Севастополе в бухте Голландия.

В ноябре 1955 г. в районе Феодосии провели два пуска габаритно-весовых макетов КСС. Первый же пуск укомплектованного изделия КСС состоялся 22 января 1956 г.
А 3 июня 1956 г. начались стрельбы по щиту ракетами с инертной боевой частью. Всего по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 г. было проведено 7 пусков с кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера «Сталинград» проекта 82. Из 24 ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.
Результаты испытаний изделия КСС были признаны неудовлетворительными. Действие стартовых ускорителей разрушало механизмы корабля, да и сама ракета КСС с учетом ее дальности была признана слишком слабым оружием для крейсеров.

В июле 1956г. Морской научно-технический комитет предложил Главкому ВМФ ограничить число
перевооруженных по этому проекту кораблей до двух-трех единиц и приступить к разработке нового проекта перевооружения крейсеров пакетными контейнерными ПУ для крылатых ракет комплекса П-6 (дальность до 300—350 км), разрабатываемого для подводных лодок.
После окончания испытаний ракет КСС крейсер «Нахимов» можно было переоборудовать в носитель ракет П-35 или ЗРК М-1 «Волна» или М-2 (по типу «систер шип» «Дзержинский»).
В крайнем случае, его можно было вернуть в первозданный вид, чтобы он вновь стал артиллерийским крейсером.Ничего подобного сделано не было.
Видимо, дело было связано с непрочностью корпуса крейсера.

В 1945—1948 гг. отечественные кораблестроители хорошо ознакомились на германских верфях, оказавшихся в Восточной зоне оккупации, со строительством цельносварных судов. В связи с этим было решено делать цельносварные корпуса крейсеров пр. 68бис.
Однако как ЦНИИ металлургии и сварки Минсудпрома,так и простые сварщики допустили много ошибок.
Первый корабль серии «Дзержинский» был заложен на заводе № 444 в Николаеве. Однако вскоре в корпусе корабля образовались трещины из-за низкого качества стали.
В результате днищевую часть корпуса «Дзержинского» пришлось разобрать. Качество стали доработали, и «Дзержинский» был заложен во второй раз. Интересно, что за это наказаний никому не последовало в связи со специальным указанием Сталина — «наказывать никого не будем».
Соответственно, «Нахимов» тоже имел дефектный корпус из-за некачественной сварки. Но ходили упорные слухи,что киль «Нахимова» весь в больших трещинах, вызванных действием газовых струй стартовых ускорителей самолетов-снарядов КСС.
В итоге крейсер «Адмирал Нахимов», как уже говорилось выше, был использован в качестве мишени при испытаниях ракет КСЩ. 22 августа 1959 г. вышел приказ министра обороны Р.Я. Малиновского о сдаче на металлолом недостроенных крейсеров проекта 68бис, и в этих списках оказался «Нахимов».

В 1961 —1962 гг. крейсер разобрали на базе «Главвторчермета» в Севастополе.

Однако,есть фотографии где корабль, в востановленном виде,поставлен на свою последнюю стоянку.Уничтожили все следы испытаний?

                    http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/C7Dt7kb8Ta.jpg http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/vcTh1KL0mH.jpg http://pic.ipicture.ru/uploads/090803/thumbs/L1E1Am7G3v.jpg

Текст и схемы по материалам книги А. Широкорада " Огненный меч российского флота"

+2

2

Помнится мне, что в известном советском фильме "Оптимистическая трагедия" были кадры корабля, и кораблём этим, если мне не изменяет память, был именно "Адмирал Нахимов". Где-то в начале 60-х годов я даже видел его в Одессе у бывшей "Крымской" пристани. Для нас это было событие - крейсер и в Одессе! (Кстати, он несколько отличался надстройкой в средней части, что довольно долго не давало мне покоя, пока не прочитал, что там было две небольшие разновидности).
В связи с этим хочу сказать, а не может ли быть ошибки в названии корабля или его типе? Дело в том, что где-то в 1963-64 годах был я с родителями в Севастополе. Друзья моих родителей, у которых мы тогда гостили и с которыми встречались, были по премуществу корабельными инженерами с Севморзавода, а у меня тогда уже просыпался нынешний интерес к кораблям. Задавал я им вопросы, и про крылатые ракеты в том числе. Разумеется, ничего конкретного не услышал, но была обронена фраза что-то в роде "А не имеет ли он в виду то, что сделали на "Ворошилове"?".
Позже, уже понимая получше, видел (и даже заснял, но сейчас не могу найти фото) один из крейсеров под номером "ОС-24(?)". За номер не ручаюсь, тип крейсера не помню - то ли 26-бис, то ли 68-бис. Конечно, ничего похожего на приведенные схемы на корабле не было.
А что касается статьи, то очень интересно. Действительно, по истечении столь длительного периода, когда разработки 50-х годов кажутся довольно наивными, а за границу утекли действительно государственные секреты и, что гораздо важнее, умы, которые их выдумывали, а иногода и целые науно-технические школы, можно было бы снять стоь секретную завесу с фактов, представляющих сегодня интере разве что для историков.

Спасибо, т. Калашников, спасибо А Широкораду, который выискивает для нас эти интересные и малоизвестные факты.

0

3

Дорогой,sn!
Вот информация о крейсере "ОС-24".
В апреле 1954-го «Ворошилов» был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию на Севморзаводе № 497 в Севастополе. Но 17 февраля 1956-го его вывели из боевого состава флота, разоружили и 7 августа 1959 г. переклассифицировали в опытовое судно ОС-24 для испытаний новых видов ракетного оружия. До 31 декабря 1961 года он прошел модернизацию и был переоборудован по проекту 33, а в период с 11 октября 1963 по 1 декабря 1965 года – по проекту ЗЗМ. 6 октября 1972 года его переклассифицировали в плавказарму (переименован в ПКЗ-19), а 2 марта 1973-го исключили из списков флота. Разобран в Севастополе в 1975-1976 годах.

:dontknow:     :flag:

0


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Флот » Тайна крейсера "Адмирал Нахимов"


Создать форум. Создать магазин