AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » Воздушные бои «холодной войны»


Воздушные бои «холодной войны»

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Открытие засекреченных архивов «холодной войны», проливающих свет на доселе неизвестные страницы противостояния двух супердержав, подогревает интерес к этой теме. И не только в США и СССР, но и в других странах.

Например, в Германии. Так, немецкая онлайновая газета Telepolis отмечает, что история «холодной войны» — это история американских разведывательных полетов в воздушном пространстве Советского Союза и других стран Восточного блока, а также связанных с этим многочисленных происшествий. Интерес немцев понятен, ведь значительная часть воздушных разведопераций осуществлялась с их земли, поскольку Западная Германия играла роль передового плацдарма в деятельности разведки США.При ретроспективном взгляде, указывает «Телеполис», становится ясно, что воздушные операции были намного опаснее, а мир — гораздо ближе к третьей мировой войне, чем предполагалось тогда.

Немецкий автор отмечает, что первое столкновение в воздухе произошло 8 апреля 1950 г., когда Анатолий Герасимов взял под прицел своего Ла-11 четырехмоторный американский разведчик PB 4Y2 Privateer. Как только американец помахал советскому летчику рукой и повернул в западном направлении вместо того, чтобы подчиниться его сигналу следовать по указанному курсу, Герасимов и еще три летчика-истребителя получили приказ открыть огонь. Под шквалом пуль американская машина рухнула на землю.

Во-первых, советская сторона относительно этого эпизода утверждала, что был сбит американский В-29 (однако США виднее, какой самолет они потеряли). Во-вторых, этот эпизод считается первым столкновением, когда зафиксированы погибшие, хотя ему предшествовали другие аварии в воздухе. В-третьих, есть сведения, что американцы несли потери в советском небе и ранее — например, осенью 1949 г. якобы имел место инцидент над Черным морем, когда был сбит самолет-разведчик ВВС США В-25, после того как сбросил в районе Кировограда трех парашютистов.

Немецкий автор также утверждает, что последний полет над советской территорией США совершили 1 мая 1960 г., когда впервые потеряли стратегический разведчик U2.

С первых дней «холодной войны» Соединенные Штаты столкнулись с трудностями в получении информации (в т. ч. разведывательного характера) о своем главном противнике — Советском Союзе. Причины понятны: чрезвычайная закрытость СССР, минимум контактов с заграницей — гуманитарного, культурного, научного и пр. характера. Это не позволяло американцам развернуть широкую агентурную сеть, в отличие от коллег из советской разведки, вполне успешно в этом плане «окучивавших» США, и их союзников. «Герметичность» СССР привела к тому, что в Вашингтоне могли только догадываться о масштабах военного строительства в Советском Союзе.

Космических аппаратов и мощных средств дальней радиолокационной разведки в 40—50-е годы еще не было. Поэтому особую ценность для США представляла разведывательная авиация, посредством которой американцам и их союзникам удалось в начале 50-х гг. составить относительно подробные радиолокационные карты советской территории, выявить размещение ряда важных стратегических объектов. К примеру, облет СССР английским разведывательным самолетом «Канберра» позволил собрать информацию о полигоне Капустин Яр. Кстати, этот полет чудом завершился успешно для англичан: самолет был обстрелян советскими истребителями и вернулся на базу с многочисленными пробоинами.

Безусловно, США нарушали международное право, устанавливающее принцип: «каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, находящегося над его территорией». Он был закреплен многосторонней Парижской конвенцией о регулировании воздушной навигации от 13 октября 1919 г., Гаванской конвенцией 1928 г. и воспроизведен в статье 1 Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 7 декабря 1944 г. Он же зафиксирован и в национальном законодательстве различных стран, включая СССР и США.

В 1955 г. американский президент Дуайт Эйзенхауэр предложил Никите Хрущеву подписать соглашение о совместных наблюдательных полетах над территориями СССР и США.Но советский лидер отказался, мотивируя это тем, что американцы будут использовать их для тотального шпионажа (идея «открытого неба» была реанимирована в конце 80х, а 24 марта 1992 г. в Хельсинки подписано соответствующее соглашение, в т. ч. Россией и Украиной).

Вот это во многом обусловило жесткое противостояние в годы «холодной войны».

Первый инцидент между двумя экс-союзниками после Второй мировой произошел в ноябре 1945го в районе корейского города Хамхын, где располагалась крупная советская авиабаза. Хотя пролет над ней был закрыт для американских самолетов, последние не обращали на это внимания. Однажды поступил приказ прекратить нарушения, и когда очередной самолет США (В-29) появился над базой, в воздух поднялась четверка истребителей Р39 «Аэрокобра». Поскольку американцы не отреагировали на требование идти на посадку, по двигателю В-29 открыли огонь. Поврежденный бомбардировщик вынужден был подчиниться. Обошлось без жертв.

Выше упоминалось об инциденте 8 апреля 1950 года. По американским данным, которые приводит российский «Мир авиации» (№2 (10) 1995), за 10 лет, начиная с апреля 1950-го, США сделали 81 попытку проникнуть в воздушное пространство СССР, из этих полетов на базу не вернулось 20 самолетов.

Этот год стал знаковым в истории воздушного противостояния «холодной войны», что было обусловлено войной в Корее.

В мае 1950 г. воздушную границу СССР в районе Чукотки нарушили два F-51 Mustang. Hа перехват поднялась пара Ла-11, и в результате воздушного боя один советский самолет получил повреждения, а один «Мустанг» был сбит.

4 сентября 1950-го над Желтым морем истребители F-4U Corsair с американского авианосца сбили советский самолет-разведчик А-20. Трое членов экипажа погибли. Позже американская сторона передаст урны с прахом и фотографии летчиков.

8 октября 1950 г. американские самолеты нанесли штурмовой удар по аэродрому Сухая Речка близ Владивостока. Были повреждены 9 советских самолетов Р-39 Aircobra. Обошлось без жертв. В дальнейшем командование США запретило своим летчикам заниматься подобным.

В этом же году разведывательные полеты над СССР были узаконены — президент США Гарри Трумэн одобрил план, представленный штабом ВВС.Пентагон хотел знать, что происходит на советских полигонах ВВС и ПВО.Как показали рассекреченные документы, с 1950-го до конца 60-х гг. американские самолеты-разведчики осуществили свыше 10 тыс. шпионских полетов, направленных на выявление объектов систем противовоздушной обороны вдоль границ СССР и Китая. Были и попытки (в т. ч. успешные) глубокого проникновения на советскую территорию.

26 декабря 1950 г. в небо над Приморьем вторгся американский разведчик RB-29. Пара МиГ-15 сбила нарушителя. Американский самолет упал в море. Экипаж пропал без вести.

6 ноября 1951 г. над Японским морем пара Ла11 сбила P2V Neptune ВМФ США.Самолет упал в море, экипаж пропал без вести.

13 июня 1952 г. вновь над Японским морем два МиГ-15 уничтожили американский В-29. Экипаж не найден.

7 октября 1952 г. в районе Курильских островов два МиГ-15 уничтожили В-29. Экипаж пропал без вести.

18 ноября 1952 г. возле Владивостока четыре Миг15 пытались перехватить группу американских истребителей F9F-2 Panther с авианосца «Принстон». В бою уничтожены два наших самолета. Два советских летчика пропали, один погиб.

15 апреля 1953 г. возле Петропавловска-Камчатского пара МиГ-15 пыталась посадить американского разведчика RB-50. Американцы не подчинились и были сбиты. Экипаж пропал без вести.

29 июля 1953 г. над Японским морем два МиГ15 перехватили RB-50. Американцы первыми открыли огонь (повредив один советский истребитель), но были уничтожены. Из 17 членов экипажа RB50 один остался в живых, его подобрали пограничники, найдены тела еще трех погибших. Остальные пропали без вести.

4 сентября 1954 г. в районе Находки пара МиГ17 уничтожила P2V Neptune ВМС США.Экипаж пропал без вести.

7 ноября 1954 г. близ Курил два МиГ-15 подбили В-29, который, отстреливаясь, ушел в сторону Японии.

22 мая 1955 г. над Японским морем пара МиГ15 уничтожила P2V-5 Neptune ВМС США.Экипаж пропал без вести.

23 июня 1955 г. атакованный МиГ-15 американский P2V-5 Neptune подбит и разбился при вынужденной посадке на о. Св. Лаврентия.

18 апреля 1955 г. над Камчаткой пара МиГ-15 перехватила и уничтожила RB-47. Экипаж пропал без вести.

27 июня 1958 г. южнее Еревана два МиГ-17П перехватили американский C-118. Нарушитель при вынужденной посадке сгорел. Экипаж был передан властям США.

2 сентября 1958 г. возле Еревана советские истребители перехватили C-130 Hercules ВВС США.Весь экипаж (19 человек) погиб...

Разведдеятельностью занималась и авиация нейтральных стран, например Швеции. В 1952 г. советские летчики сбили PBY Catalina и DC-3. Экипаж последней пропал без вести.

Самые большие неприятности советским военным (до создания высотных перехватчиков и надежных ракетно-зенитных комплексов) доставляли высотные разведчики США и Великобритании. Сначала RB-45, а затем и более совершенные RB-57, U-2 и Canberra действовали с баз в Англии и Германии и до поры до времени легко прорывали советскую ПВО.

В апреле 1954 г. три RB-45, стартовавших в Европе, вышли на рубеж Hовгород — Смоленск — Киев, беспрепятственно покинув территорию СССР.С 4 по 9 июля 1956-го высотными разведчиками было осуществлено 5 прорывов глубиной до 150—350км по маршрутам Гродно—Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград; Брест — Пинск — Барановичи — Каунас — Калининград. А в 1957 г. британская Canberra успешно долетела до Баку.

В 1956 г. на арену выходит известный Lockheed U-2. 4 июля, взлетев с немецкой авиабазы Висбаден, он совершает первый полет над СССР по маршруту Ленинград — Москва. В 1956 — 1960 гг. U-2 совершили более полусотни глубоких полетов над СССР — Москва, Киев, Урал, Сибирь, Дальний Восток, и все безнаказанно.

Только в конце 1959-го на вооружение советских частей стали поступать новейшие истребители-перехватчики Су-9 с потолком высоты 20000 м и зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа С-75 «Десна». Именно ЗРК «Десна» 1 мая 1960 сбил под Свердловском самолет-разведчик U2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. К сожалению, для советской авиации не обошлось без жертв — ракетчики сбили и свой МиГ-19, поднимавшийся на перехват U2. Пилот Сергей Сафронов погиб.

1 июня 1960 г. американский разведчик RB-47 вторгся в воздушное пространство СССР в районе Архангельска, был перехвачен истребителем МиГ19 и упал в море. В живых остались два пилота, четверо американцев погибли.

После скандала в мае 1960-го Эйзенхауэр временно запретил полеты U-2 над СССР.Но 30 августа 1962 г. близ Южно-Сахалинска U-2 вновь нарушил воздушное пространство СССР, затем 28 октября в районе Чукотки. На этот раз американцы далеко не углублялись в советскую территорию, поэтому остались целы.

Сбивали и американцы советские самолеты-разведчики. 25 мая 1968 г. в Норвежском море исчез Ту-16Р.Подозревали истребители с американского авианосца «Эссекс», ибо с советским самолетом пропала связь сразу после того, как экипаж доложил об обнаружении авианосца. 4 августа 1976 г. в районе острова Ньюфаундленд исчез самолет-разведчик Ту-95РЦ.Судьба летчиков обеих машин неизвестна.

28 ноября 1973 г. зафиксирован первый в истории воздушный таран, совершенный реактивным самолетом. В районе Муганской равнины (Азербайджанская ССР) советскую границу нарушил самолет ВВС Ирана. С аэродрома Вазиани поднялся на перехват МиГ-21СМ.Настигнув у границы нарушителя и не имея возможности применить ракетное оружие, летчик Елисеев решил идти на таран. Произошел взрыв. Экипаж нарушителя остался жив, а Елисеев погиб (посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза).

В 1983 г. произошла известная трагедия с корейским гражданским лайнером Boeing-747. Предшествовал ей инцидент в апреле 1983-го. Американские штурмовики А-7, поднявшиеся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», вторглись в воздушное пространство СССР и провели условное бомбометание по территории о. Зеленый (Курильская гряда). Командир советской дивизии ПВО, ответственный за данный участок, даже не поднял дежурные самолеты, за что был строго наказан и уволен. Советская сторона ужесточила режим патрулирования границы. В итоге 1 сентября 1983 г. вошедший в советское пространство Boeing-747 с сотнями мирных людей на борту был сбит Су-15 майора Осиповича, принявшего гражданский лайнер за разведчик RC-135.

Случались катастрофы и в ходе т. н. «войны нервов», когда воздушные асы, не вступая в бой, пытались сбить друг друга с курса, маневрируя на грани фола. Так, в начале 80-х палубные истребители ВМФ США F-18A Hornet в Атлантике перехватили советский патруль Ту-16. Американцы маневрировали, пока два F-18 не столкнулись и не взорвались над Ту-16, в результате чего был поврежден и советский самолет, но до базы дотянул.

Последним инцидентом в воздухе времен «холодной войны», который чудом завершился без жертв, можно считать столкновение над Норвежским морем 13 сентября 1987 г. Норвежский разведчик Р-ЗВ Orion летел вдоль советских территориальных вод. Его сопровождал советский Су27. Взаимные маневры закончились столкновением, оба самолета были повреждены, но долетели до своих аэродромов.

По данным США, во время разведывательных полетов или выполнения вспомогательных задач в 1950—1970 гг. были сбиты 252 американских летчика. Из них 24 погибли, 90 остались живы, а 136 числятся пропавшими без вести. Некоторые эксперты уверены, что эти цифры занижены...

news2000.org.ua

:glasses:

+1

2

По части текста, выделенного "жирным" шрифтом...Американцы не сбивали наш Ту-16. Самолёт вылетел на поиск авианосца "Эссекс", т.к. разведка СФ его "потеряла". Вскоре авианосец был обнаружен, и командир экипажа Ту-16, желая показать американцам кто тут хозяин, прошёл вдоль авианосца на уровне его полётной палубы, что произвело ошеломляющий эффект...На этом шоу можно было бы и прекратить, но слишком горяч был командир экипажа советского самолёта (кажется он был из Дагестана), и решив повторить пролёт вдоль авианосца, он на предельно малой высоте начал разворот тяжёлой машины, и свалился на левое крыло в море...

Безумству храбрых, поём мы песню!

К месту падения Ту-16 бросился американский ЭМ, и им удалось подобрать тела одного, или двух советских лётчиков, которые были переданы на борт подошедшего советского корабля.

:smoke:

0

3

В тему холодной войны!

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=O309YJZinZs[/youtube]

Посмотрите какую хрень  мелет бывший вице-премьер России Полторанин  o.O - с 9 минуты смотреть!  Это про налет двух амерских самолетов на Сухую Речку в октябре 50-го года. Он удвоил на всякий случай цифру атакующих и более чем в 10 раз увеличил наш ущерб от налета. Типично для наших великих реформаторов... Аж смакует от того что есть возможность пополивать себя дерьмецом!)))))  :mad:

+1


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » Воздушные бои «холодной войны»


Создать форум. Создать магазин