AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг


СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Статья достаточно жёсткая. Во многом спорная. Именно поэтому я и решил разместить её на нашем форуме   :glasses:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мощный клюв могучего орла и утлый клювик птички колибри... И действительно, такая аналогия напрашивается из сравнения боевой мощи военно-морских флотов (ВМФ) США и СССР по окончании II мировой войны.

Тогда американский ВМФ по боевой мощи превосходил все флоты мира вместе взятые, а советский был на последнем месте среди великих мировых держав-победительниц.

Первые планы следующей мировой войны советский генштаб стал разрабатывать, по крайней мере, еще с весны 1945. Казалось бы, что Сталин, самонадеянно вообразивший себя главным стратегом, должен был отдавать отчет в возможностях и потребностях СССР. С военно-морской точки зрения с одной стороны Советский Союз не имел ни мощного торгового флота, ни океанских коммуникаций, которые необходимо было защищать. С другой, побережье СССР было уязвимо для высадки десантов потенциальных противников, которые Сталиным считались США и Англия.

С учетом абсолютного господства на море флотов этих стран выход был лишь в развитии береговой обороны и сил минно-тральной войны. Это вытекало из опыта действий Российского Императорского флота в I мировой войне на Балтике, а также действий на том же театре германского и финляндского флотов во II мировой. К тому же только что завершившиеся боевые действия наглядно показали, что советский ВМФ на Балтике в минно-тральной войне оказался не состоятельным. (Правда, успешный опыт ведения минной войны у берегов Северной Кореи под руководством советских военно-морских советников в 1950-53 гг. показал, что достижения Российского Императорского флота были усвоены талантливыми морскими офицерами). Но, "у советских - собственная гордость..."

По окончании войны Сталин отдал наркому, а затем главкому ВМФ, адмиралу флота Никлоаю Кузнецову директиву о разработке программы строительств океанского флота к 1955 г. Будучи совершенным дилетантом в военно-морском деле, диктатор потребовал создать флот из многочисленных тяжелых артиллерийских кораблей (крейсеров (КР), тяжелых крейсеров (ТКР), линейных кораблей (ЛК), подводных лодок).

Надо сказать, что во время II мировой войны (в 1942-43 гг.) произошла революция в военно-морском искусстве. Артиллерийские монстры перестали быть инструментом для достижения морского господства: их место заняли авианосцы (АВ) с их палубной авиацией. Все остальные корабли служили лишь средством их прикрытия. Понимая обреченность флота, построенного по директивам вождя, Кузнецов попытался придать ему боевую устойчивость, включив в программу АВ. К последним Сталин был равнодушен, а руководство судостроительной промышленности явно не желало строить корабли, в создании которых предприятия не имели опыта (впрочем, дальнейший ход событии показал, что судостроители умудрились отвергнуть даже монструозные ЛК, которые требовал вождь).

В 1947-48 гг. Кузнецов попал в опалу, а ведущие советские военно-морские стратеги угодили в лагеря. В результате о строительстве АВ речи больше не шло. Вместо этого судостроительные заводы строили многочисленные КР и эскадренные миноносцы (ЭМ) с боевыми возможностями на уровне 1936-38 гг.

Правда, следует отметить, что в это время развернулось массовое строительство подводных лодок. Как считали советские военно-морские специалисты, с их помощью можно будет блокировать американские коммуникации в Атлантике. Однако, основная часть построенных субмарин при действиях из баз на Кольском полуострове была бы вынуждена находится в непосредственной близости от Британских островов, т. е. в условиях противодействия палубной и береговой авиации, а также противолодочных кораблей. Участь советских подводников тогда была бы незавидной. Советские теоретики так и не извлекли уроков из германского опыта двух мировых войн на море, в которых немецкие подводники потерпели сокрушительное поражение.

После смерти Сталина с его грандиозной кораблестроительной программой новые "вожди" покончили. А несчастного Кузнецова, вышедшего было из опалы и даже ставшего адмиралом флота Советского Союза, вновь разжаловали и отправили в отставку (Георгий Жуков не мог простить ему ратования за строительство АВ).

Кузнецова сменил адмирал Сергей Горшков, который был главнокомандующим флотом 29 лет (с 1956 по 1985 гг.). В отличие от обаятельного предшественника вначале он был крайне непопулярен среди моряков (флотская поговорка тех лет гласила: "Кузнецова сняли, а флот горшком накрылся"). Тем не менее Сергей Георгиевич был человеком умным и энергичным. И если бы, как и в других странах, флот определял бы те типы кораблей, которые ему нужны, то смог бы добиться многого. Но, к несчастью, военно-морскую политику СССР определяли безграмотные "дворники" из ЦК КПСС. Не флот диктовал военной промышленности, а она - флоту.

Уже в начале 1956 г. Горшкову удалось добиться принятия программы военного кораблестроения (ПВК) до 1980 г. Конечно, адмиралу мешал самодовольный дилетантизм министра обороны Жукова. Маршал носился с безумными идеями массового строительства мини подводных лодок, которые авиация сбрасывала бы в Атлантике на маршрутах американских конвоев. О спасении их экипажей "великий советский полководец" и не помышлял. У Жукова была и другая бредовая идея: создать подводные лодки, несущие по две гигантских торпеды с термоядерными зарядами, которыми они должны были обстреливать американские гавани. К счастью, самонадеянного солдафона Хрущев заподозрил в покушении на собственную власть и снял в конце октября 1957 г.

США, тем временем, преодолев в 1948 г знаменитый "бунт адмиралов", требовавших строить сверхавианосцы со стратегическими бомбардировщиками-носителями ядерного оружия, перешли с середины 1950-х гг. к строительству гигантских ударных авианосцев, заменяя ими корабли постройки периода II мировой войны. Перед американским флотом были поставлены простые и очень ясные цели. Число их, в частности, входили нанесение упреждающих ударов по советским военно-морским базам для недопущения развертывания на коммуникациях подводных лодок, а также борьба с этими лодками. Особенностью военного кораблестроения в США была высокая скоординированность, как самих кораблей, так и система оружия для них, а также энергоустановок. В СССР ничего подобного не было. Первые советские атомные подводные лодки (АПЛ), например, получили свои инерциальные навигационные системы спустя лишь четыре года после вступления в строй.

Американские моряки жестко требовали от конструкторов новых систем ракетного оружия удержания его массо-габаритных параметров в рамках прежних. В СССР же, благодаря "выдающейся" координации со стороны ЦК КПСС под каждую новую систему оружия требовалось создавать новый тип кораблей. В результате, если корабли США оставались в строю по 45 лет, то корабли советской постройки флот не знал, куда девать через 15.

Народная поговорка гласит: "Не буди лиха, пока оно тихо". В конце 1950-х советские "вожди" во главе с Хрущевым явно забыли об этой древней мудрости. Они начали безудержно блефовать, расписывая советские ракетные достижения, а заодно и клеймить авианосец, как полностью устаревшую систему вооружения. В США, блеф, исходивший от высших лиц СССР восприняли всерьез. Американцы привыкли к тому, что глава их государства не может беззастенчиво лгать. С этой меркой они и подошли к советским лгунишкам. Результатом стала беспрецедентная гонка ракетных вооружений, предпринятая США. До 1967 г там была введена в строй 41 ракетная атомная подводная лодка (ПЛАРБ) с 16-ю баллистическими ракетами "Поларис" на каждой, а также 1000 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Минэтмэн", наземного базирования.

Получив информацию от полковника ГРУ Олега Пеньковского, а также, обработав информацию, добытую во время Карибского кризиса, американцы с крайним удивлением поняли, что все россказни советских "вождей" о ракетной мощи СССР - сплошной блеф. И, в самом деле, - сплошной блеф. Тогда в октябре 1962 флот США послал в Атлантику 5 ПЛАРБ с 80-ю "Поларисами", на боевом дежурстве у США было примерно 200 МБР и 650 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков. СССР смог противопоставить этой армаде 2 ПЛАРБ, 4 МБР и примерно 100 межконтинентальных бомбардировщиков. Сказки Хрущева, про то, что советские заводы выпускают 125 МБР, в месяц развеялись как дым. США сократили программу строительства ПЛАРБ с 50-ти до 41, а "Минэтмэнов" с 1300 до 1000.

Коэффициент оперативного использования (т. е. соотношение времени пребывания в базе со временем боевого патрулирования) ПЛАРБ США был невиданно высок. На каждую лодку полагалось два экипажа "золотой" и "голубой". Когда Горшков заикнулся об этом в ЦК, от него отмахнулись как от назойливой мухи. Потом проблема отпала. СССР уже в 1970-е постигал демографический кризис (Ельцин здесь явно не причем). Еще в середине 1970-х было принято решение готовить для флота офицерские кадры из уроженцев Туркестана и Средней Азии. При всем уважении к народам этих регионов необходимо отметить, что детей гор, степей и пустынь для производства в морские офицеры необходимо "оморячить". Во всех странах мира для этого таких ребят посылают в океанские плавания года на два на парусных судах. Но в СССР для этого надо было принять соответствующий закон и подзаконные акты. Об этом конечно никто не подумал. Несчастные казахи, узбеки и таджики были вынуждены изучать в аудиториях корабельные атомные реакторы, перед этим ни разу не увидев морских просторов. Проку от такой подготовки конечно же не было.

Адмирал Горшков весьма последовательно вел программу военно-морского строительства. Для прикрытия берегов от десантов США были созданы ракетные корабли, вскоре устаревшие, а также ракетные катера, показавшие себя эффективными в локальных конфликтах 1960-х. Затем ему пришлось столкнуться с другой проблемой. Для борьбы с ПЛАРБ необходимо было обеспечить развертывание противолодочных сил на дальних рубежах. Но из-за низкой дальности ракет "Поларис-А1" районы развертывания их подводных носителей прикрывали авианосные ударные соединения (АУС). Идеальным оружием для борьбы с такими соединениями могли стать лишь авианосцы. Но Хрущев и слышать не хотел о строительстве таких кораблей: все средства советского военного бюджета были брошены на производство МБР. Военная авиация оказалась в загоне, а для авианосцев необходимо было создание новых типов самолетов.

Поэтому адмиралу пришлось довольствоваться лишь заказом ракетных крейсеров, причем из-за неприязни Никиты Сергеевича к самому термину "крейсер", первые 4 единицы из них типа "Грозный" (проекта (пр.) 58) стыдливо назвали "ракетными эскадренными миноносцами", вторую четверку типа "Кронштадт" (пр. 1134) - большими противолодочными кораблями. (Вообще до 1991 г советская военно-морская классификация была настолько засекречена, что одна из публикаций в 1990 г в "Правде" привела к дипломатическому скандалу с Турцией: дело в том, что по конвенции Монтрё, через Черноморские проливы запрещен проход (и туда и обратно) авианосцев, а незадачливый корреспондент газеты назвал тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Тбилиси" (ныне "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") - авианосцем, чему и возмутились турки.

Крейсера проектов 58 и 1134 были вооружены крылатыми ракетами П-35. Эти "изделия" были дозвуковыми и имели максимальную дальность 380 км. Штурмовики американских АВ имели дальность 1300 км. Обнаружение американских АУС предполагалось путем тропосферной радиолокацией (весьма ненадежной). Наведение на цель должно было происходить телеуправлением (как бы это осуществлялось в условиях активного радиопротиводействия на флоте не понимал никто). Словом, экипажи советских ракетных крейсеров успешно могли бы претендовать на лавры "вторых после камикадзе".

Тем временем для обстрела побережья США крылатыми ракетами судостроительная промышленность построила 35 АПЛ с крылатыми ракетами (6 пр. 659 и 29 пр. 675). К 1968 г. было решено использовать пр. 675 для борьбы с американскими АВ. Их перевооружили крылатыми ракетами П-6. Дальность этих ракет была примерно 380 км. Для запуска всех восьми ракет лодка должна была оставаться на поверхности до 30 минут "безумству храбрых поем мы песню".

В 1963-69 гг. были построены 16 дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) пр. 651, которые несли по 4 КР-П6.

Осознавая недостатки надводного запуска КР, советские кораблестроители начали разработку АПЛ, вооруженных КР с подводным запуском. В результате была построена одна из самых чудовищных по конструктивному воплощению АПЛ советского флота пр. 661 (она имела сверхдорогой титановый корпус, была вооружена 10 КР "Аметист" и имея скорость 37-38 узлов могла обогнать любое американское АУС, правда, из-за шумности экипаж был вынужден ходить в бирушах, впрочем, как утверждают злые языки, от этих шумов глохли и американские гидроакустики).

Но иногда претензии советского судостроения приносили и благоприятные плоды. Минсудпрому необходимо было загрузить производственные мощности горьковского завода "Красное Сормово". Из-за ограничений речной навигации появилась одна из самых удачных советских АПЛ с КР. Это был пр. 670 и 670-М. АПЛ этого типа было построено 17 единиц. Будучи первыми в советском флоте одновальными атомными кораблями они имели низкую шумность (после 1958 г американские АПЛ строились только одновальными).

Недостатком КР "Аметист" была низкая дальность (80-100 км). Зато была возможность их наведения гидроакустикой.

Американцы были обеспокоены развитием советских КР, как подводного так и авиационного запуска. Поэтому уже в начале 1970-х гг. на вооружение флота США были приняты истребители Ф-14А "Томкэт", вооруженные ракетами дальнего воздушного боя П-54 "Феникс", противолодочные самолеты С-3А "Викинг" и самолеты дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО) Е-2А "Хокай". После внедрения этих систем оружия советские КР АПЛ и авиации полностью утратили свою боевую эффективность.

Всем советским военно-морским специалистам было понятно, что продолжать подобное соревнование с американцами - дело бесполезное и бесперспективное. Авианосцам надо было противопоставить корабли их класса. Но могучее лобби сторонников ТН "национальной модели" флота, как из ЦК КПСС, так и из министерства обороны, самоотверженно сражалось против строительства таких кораблей. Дело обстояло очень просто: если Горшков пытался заказать АВ, то ЦК КПСС не допускало заказа авиационным конструкторским бюро (КБ) палубных самолетов для них. флоту слегка повезло: КБ А.С. Яковлева оказалось оттесненным в гонке авиавооружений. Но тем временем там был создан довольно ублюдочный самолет вертикального взлета Як-38, который глава КБ пытался продвинуть на вооружение. В конце концов, в результате флотского заказа из него получились Як-41 и Як-41М. Эти самолеты эффектно взлетали, но с трудом садились.

Под яковлевские "изделия" Горшкову удалось заказать 4 корабля "возмутительного типа", так их прозвали на флоте. Это были т. н. ТАКР (3 пр. 1143 и 1 пр. 1143.1). Флоту пришлось на них поставить опять от 8 до 12 КР. Для авианесущих кораблей установк КР - бессмыслица, т. к. она снижает не только самолетовместимость, но и запасы авиакеросина. Причем непонятно, как бы осуществлялось загоризонтное наведение КР П-500: У "Як имели ничтожный радиус и не имели аппаратуры наведения.

В конце концов, адмиралу удалось объяснить не только своему фронтовому другу Леониду Брежневу, но и министру обороны Андрею Гречко необходимость авианосцев для советского флота. И хотя маршал был откровенным придурком (во время обсуждения проекта авианосцев он умудрился прервать совещание и стал диктовать своему адъютанту проект новой зимней шапки с "никелированным" козырьком для капитанов I ранга и адмиралов), тем не менее он повелел строить такие же атомные АВ, как и у американцев. Но в конце 1976 г. Гречко умер. На посту министра обороны его сменил Дмитрий Устинов, представитель военной промышленности, полный дилетант в военном деле и самодур. Он не желал ничего слышать о строительстве АВ.

Но хотя маршал Гречко и был маразматиком, после его смерти стало гораздо хуже. В декабре 1976 г Леониду Ильичу Брежневу исполнилось 70 лет. После этого в стране Советов началось то, что в народе прозвали всесоюзным маразмом. Высший орган страны - политбюро ЦК КПСС мог в течение двух часов обсуждать вопрос о том на какое одеяние Брежнев мог цеплять орден "Победы" ( гигантскую платиновую брошку усыпанную алмазами и пятью исполинскими рубинами, изображавшими лучи красной звезды): на мундир маршала Советского Союза или на пиджак также. Солировали на заседании два кпссных "интеллектуала" Юрий Андропов и Дмитрий Устинов. О каком же серьезном планировании развития флота могла идти речь. В стране, где народ доставал продовольствие по карточкам, его "вожди" занимались обсуждением столь "важной" проблемы.

В результате маршал Устинов начал навязывать флоту то, что не годилось для войны. Министр обороны пытался заменить Горшкова своим ставленником, адмиралом Амелько. Последний был отважным и талантливым моряком. Но к несчастью, противником авианосцев. Поэтому появились абсурдные проекты авианесущих кораблей. На эти изыски тратили колоссальные деньги. Когда флотские специалисты видели то, что им навязывают, они приходили в ужас. Один из "монстров" был перепроектирован из контейнеровоза и до боли напоминал американский десантный вертолетоносец-док "Тарава". На флоте его так и прозвали Иван-Тарава.

Как известно, великий реформатор отечественного флота адмирал Григорович перед тем как построить наши дредноуты-исполины создал для них условия для базирования и ремонта. "Вожди" СССР о подобных "мелочах" и не задумывались. Правда, во времена Сталина для докования ЛК пр. 23 "Советский Союз" в Усть-Луге ЗК выкопали два гигантских дока. Сооружения не имели батопортов. А когда корабли доковались, несчастные рабы должны были насыпать земляные перемычки. Ну чем не Народный Китай? Однако, к середине 70-х в СССР столько рабов не было. Да и к тому же Усть-Луга была на Балтике, а не на Севере или Тихом океане. Когда ТАКР "Киев" обогнув Европу пришел в Североморск, то его экипаж с удивлением обнаружил, что корабль не к чему швартовать: причал для него не был достроен. Так он и стоял на рейде. Во время очередной флотской партконференции (мероприятие абсолютно необходимое для флотских офицеров) "Киев" сорвало с якорей и его еле спасли от навала на береговые скалы. Но хуже того, не было доков. Офицеры грустно шутили - в случае повреждений во время III мировой пойдем доковаться в Англию: НАТО нам поможет. Доки для ТАКР купили лишь в начале 1980-х (один в Швеции, а второй в Японии).

Ввод в строй ТАКР с их гигантскими экипажами обнажил и социальные проблемы советского общества. Дисциплина рядового состава на таких кораблях была весьма низка. Офицеры не рисковали в одиночку спускаться на нижние палубы в матросские кубрики. Их могли избить или вовсе убить. Корабли строили в Николаеве. Для перегона на Север или Тихий океан им надо было пройти Черноморские проливы, Гибралтар, Ла-Манш, ибо Суэцкий канал и Баб-эль-Мандеп и прочее. Конечно, советские матросы пытались бежать. Поэтому, при прохождении узкостей на верхнюю палубу выгоняли офицеров с автоматами, чтобы расстреливать тех, кто прыгал с борта корабля и пытался "отплыть". Подобного явления не было ни в одном флоте мира.

Утвердив постройку сколь грандиозных, столь и бесполезных кораблей, проектов 1143 "дворники из ЦК" не удосужили себя нехитрой мыслью ни об их базировании ни о доковании. Когда первый из ТАКР "Киев" обогнув Европу, пришел в Североморск, выяснилось, что швартоваться ему некуда: Пирс не был построен. Однажды, когда на ангарной палубе корабля устроили абсолютно необходимую для флотских офицеров партконференцию, волнение сорвало "Киев" с якорей и стало наваливать его на берег. Северному флоту чудом удалось избежать аварии флагмана.

Про доки и говорить нечего. На флоте очень грустно шутили: в случае III мировой придется доковаться для ремонта в Англии или в Японии. В конце концов, Горшкову удалось чудом настоять на покупке плавдоков в Швеции и в Японии. А ведь Российский Императорский флот при адмирале Григоровиче сумел избавиться от подобного положения.

Впрочем, при маршале Устинове безграмотные сторонники т. н. "национальной модели флота" не унимались. Разрабатывались абсурдные типы авианесущих кораблей. Хотя исследования тех же американцев показали исключительно низкую их эффективность, исходя из критерия "стоимость - эффективность".

Зачем-то наметили к постройке 6 ракетных крейсеров типа "Слава" пр. 1164. На них устанавливались 16 КР П-500. Затем уже начался абсурд. Решили построить 5 атомных крейсеров типа "Киров". На каждом из них должны были установить 20 КР П-700. Абсурд постройки кораблей подобного типа был в том, что для нанесения ракетного удара их нечем было прикрывать. Атомный крейсер должен сопровождаться атомным авианосцем. Но последних у советского флота как раз и не было. В результате боевое значение "Кировых" сводилось к нулю.

Флот США в свое время строил атомные корабли сопровождения АУК. Опыт вьетнамской войны показал американцам, что авианосец с обычной энергетикой может вести боевые действия 8 дней, а авианосец с ЯЭУ успешно воюет целых 16. Корабли его сопровождения надо дозаправлять через 20 дней. А АВ для дозаправки авиакеросином и боеприпасами для авиагруппы надо отводить в базу, т. к. дозаправка всем этим в море - "смертельный номер". Поэтому очень практичные американцы и прекратили строительство своих атомных крейсеров. Правда, в середине 1970-х в американском профессиональном журнале "Ю.С.НЭЙВЭЛ ИНСТИТЬЮТ ПРОСИДИНКС", а также в мурзилочном журнале "ПОПЮЛЭР МИКЭНИКС" появилась статья о том, что флот США готовится построить "ударные крейсера". В результате идиотизма внешней разведки КГБ и было принято решение о строительстве "Кировых".

В дополнение к "Кировым" построили 12 АПЛ пр. 949/949А о 24 КР этого же типа на каждой. Оружие должно было наводится при помощи системы искусственных спутников земли, которую так и не создали. В конце концов, было заложено то, что некоторые у нас называют "авианосцами" (т. е. 2 ТАКР типа "Адмирал Кузнецов" и первый атомный ТАКР "Ульяновск". На этих кораблях тоже должны были установить или установили все те же П700. Бичом советской военной промышленности была низкая технологическая культура. В СССР не могли изготовить штоки для корабельных катапульт. В результате для взлета палубных истребителей и штурмовиков были предназначены трамплины. Но если для взлета английских самолетов вертикального взлета и посадки "Харриер" такие приспособления вполне годились, то для советских "Су-27" и "МиГ-29" они не вполне подходили. В результате нашим пилотам, взлетающим с "Кузнецова" приходиться ставить предполетные клизмы.

Подведем итоги. До 1990 г США построили 4 АВ с обычной энергетикой и 9 с ядерной. Всего они постоянно имели в строю 15 АВ.

СССР построил до этого года 5 ТАКР, 3 атомных тяжелых крейсера, 11 ракетных крейсеров с обычной энергетикой, 65 АПЛ с КР.

Стоит упомянуть и о гигантской советской Морской Авиации. Она насчитывала до 1200 тяжелых самолетов берегового базирования, вооруженных крылатыми ракетами. Правда, как бы эта армада прорвалась к американским АУГ никто не понимал даже в советское время.

Ныне любители "великого и могучего Советского Союза" любят краснобайствовать о том, что 10 АПЛ пр. 949 стоят столько же, сколько и один американский атомный АВ. При этом они забывают, что ударный авианосец США может обеспечить вертикальный охват района боевых действий на суше, что естественно никогда не сможет сделать ни одна АПЛ. Льются и крокодиловы слезы по поводу развала флота Ельциным. Но, "дорогие товарищи", простите, американские АВ, построенные много лет назад исправно служат на всех океанах. Советские же корабли "возмутительных типов", в основном, гниют у берегов Южной Кореи или КНР, как казино или развлекательный центр. Это - последний плавмонумент коммунистического периода. Обошелся он нашему народу очень дорого.

Ни одна держава мира никогда не строила свой флот ради противостояния "корабль-корабль". СССР предпринял подобную абсурдную попытку. Его "вожди" не желали знать великих военно-морских теоретиков вроде Мэхена и Коломба. Некомпетентность в вопросах войны на море, непонимание того, что корабли флота строят не для уничтожения вражеских, а для завоевания господства на море, всегда оборачивалось тяжелыми последствиями. На проектирование и строительство кораблей, на создание систем оружия для них ушли усилия многих сотен тысяч людей. В результате наш народ получил непонятно что. Денег на это было выброшено немерено. Неужели мы такое "им" простим?

Александр ШТАММ

ntspb.r1a.ru

0

2

Я поставил минус. Не Калашникову, но автору с фамилией штамм (как вирус какой-то). Идиотов в СССР хватало, но говорить, что наш флот полное г-но, мягко говоря ложь. Да, он далек от мощного океанского флота АСАШАЙ, но мог нанести непоправимый урон любому противнику. Пиндосы никогда не пошли-бы на "пиррову победу". Героизм русских (а также британских и немецких) моряков у них вырезают еще в детстве. Брюс Уиллис только в кино. Ну потопят они весь союзный флот, и что? Перед этим ВМФ СССР (России) успеет отправить континентальную часть США в каменный век и уничтожить процентов 70-80 тяжелого флота америкосов.
У кого еще есть какие мнения? Тема очень интересная.
Кстати, прошу не забывать, что Денвер не штурмовал вермахт, а в Бостоне не сжигали людей в сараях (это я про ущерб в войне). Думаю меня поймут.

0

3

Обнулил минус!  :crazyfun: Админ не причем! :tomato:
Спасибо, брат Калашников, за интересную статью. Полезно знакомиться и с такими точками зрения.
Статья одиозная и дилетантская. Товарищ Штамм изливает желчь, любуясь сам собой и основываясь на сплетнях обиженных... плюс возможный заказ по поводу роста внимания к проблемам флота. А то вдруг не дай Бог государство начнет отыгрывать просратое... Как всегда - подай немного всем известной правды и обваляй ее в куче дерьмовой лжи и человек, знающий правду поверит и остальному...
В части касающейся того что мне известно - бред полный. Я про КР ПЛ. А эпитеты - типа салдафон, ублюдочный и т.д. сразу говорят о предвзятом подходе к подаче материала и отсутствии аргументов.
Скажу еще, что афтар НЕ В КУРСЕ СОВЕРШЕННО за подковерные разборки послевоенного Пентагона. Товарищ Штамм благоговейно и трепетно мечет биссер перед анклом Сэмом, не поинтересовавшись за настоящую войну авианосников с подводниками за деньги налогоплательщиков и за кучи средств выброшенных на провальные проекты для ЮС НЭВИ. А это вполне доступная открытая информация. :no:
Короче. Считаю что Штамм - пидар. :x   А пидаров я лично как-то не очень...  :dontknow:

0

4

В результате наш народ получил непонятно что. Денег на это было выброшено немерено. Неужели мы такое "им" простим?

Что можно сказать? Человек не в теме. Свистунчик. Одно, что он правдиво отметил,-трудности базирования ТАКР на Северном флоте.
Об этом, кстати, есть материал на нашем форуме.  http://alfamodel7li.7li.ru/viewtopic.php?id=106

Нечего прощать. Нужно говорить спасибо!
Крупнейшим испытанием мощи нашего флота на море после Карибского кризиса стал конфликт, последовавший за арабо-израильской войной 1973 г. В очередной раз Средиземное море стало ареной жесткого противоборства систем. Ядерные боеголовки крылатых ракет советских субмарин вновь оказались нацелены на корабли 6-го флота США. Задача сдерживания Израиля и оказания поддержки дружественным арабским странам была с честью выполнена СССР. На этот раз, по признанию самих американцев, Советский флот, невзирая на малочисленность, бесспорно, вышел победителем. Американцев продолжало лихорадить после поражения во Вьетнаме, их ВМС переживали кризис, и США молчаливо согласились с советским военно-морским присутствием в регионе. Несмотря на угрозу “жизненно важным” линиям коммуникаций с союзниками по НАТО, Соединенные Штаты проглотили и создание Москвой ее собственных коммуникаций с арабскими союзниками сквозь воздушное пространство одного из членов НАТО - Турции. Именно в силу сложившихся обстоятельств администрация Никсона была вынуждена обратиться к союзникам по НАТО увеличить их долю в общем финансовом бремени.
Адмирал Вильям Студеман (в прошлом - начальник военно-морской разведки и глава Совета национальной безопасности США, а в 1992-1995 гг. - заместитель директора ЦРУ) заявил: “Мы всегда воспринимали Россию очень серьезно, у нас к вам огромное уважение, которое мы испытываем и сейчас… Мы никогда не считали русских врагами, очень уважали советских подводников, и внимательно следили за развитием Советского флота. Помню нас здорово потрясло, когда мы узнали, что советские подлодки обрели возможность подводного старта ракет… Было здорово, когда вы были в море. Мы славно играли друг с другом, и нам сейчас очень вас не хватает…”

А уж как мы соскучились! Остается надеяться, что наше вынужденное отсутствие на океанских просторах не вечно.  8-)

+1

5

Если бы “холодная война” когда-либо перетекла в Третью Мировую, это скорей всего, произошло бы не на земле или в воздухе, а на море, и историки вспоминали бы Горшкова как своего рода Альфреда фон Тирпица. Если конечно было бы кому вспоминать!
К моменту развала Союза отставание от США, к примеру, в области гидроакустики и шумности подводных лодок было практически ликвидировано, а по ряду позиций наша наука вышла вперед. Соответствующие наработки той поры до сих пор успешно используются уже российским ВПК.

:flag:

0

6

Ilya написал(а):

К 1968 г. было решено использовать пр. 675 для борьбы с американскими АВ. Их перевооружили крылатыми ракетами П-6. Дальность этих ракет была примерно 380 км. Для запуска всех восьми ракет лодка должна была оставаться на поверхности до 30 минут "безумству храбрых поем мы песню".

А наши крылатые ракеты морского базирования на тот момент были практически несбиваемы из-за своей скорости и массы. А несли они по пол тонны морской смеси в обычном исполнении - скажу вам что в пересчете на тротил - нормальненько так... помножим на 8 - умри все живое!  :hobo:  Насчет боеголовок в специсполнении - только наши отморозки могли вешать на КР такие объемы килотонн.  :O  Насчет надводного старта П-6 и П-500 - на тех дальностях по тем временам всплытие и подготовка старта в течение 30 минут не были проблемой. Писатель Штамм думает что любой предмет в радиусе 400-500 км от авианосца обнаруживается сходу!  :crazyfun: А даже если и своевременно обнаружить - еще не значит - успеть поразить. Или он думает, что на американских носителях нет предстартовой подготовки?  %-)  Размен одной дивизии 675 проекта на ударный авианосец - это оперативная победа по всем показателям - от стоимостных до численности носителей и личного состава.  :cool:
Но разве всякий читатель сего опуса настолько искушен в вопросе, что бы сходу не принять эту бредятину?... Вот в чем опасность таких статей  :mad:

0

7

Статья, конечно, бредовая. Либо автор совершенно не разбирается в вопросе, либо сознательно опубликовал эпатажную статью, чтобы спровоцировать острую дискуссию.
Помимо других вопросов, у меня возник вот какой:

ШТАММ написал(а):

дело в том, что по конвенции Монтрё, через Черноморские проливы запрещен проход (и туда и обратно) авианосцев

Подобные утверждения я встречаю не впервые, но дело в том, что конвенция в Монтрё была заключена в 1936 г., и не содержала никаких ограничений по аваносцам (это и понятно) за исключением необходимости информировать о количестве воздушных судов на борту судна. Это я помню ещё с 60-х годов, когда впервые её прочитал, и убедился только что: http://www.tuad.nsk.ru/~history/Global/montre.html , правда, я никогда не видел приложений к конвенции. Может быть кто-то просветит меня на этот счёт?

0

8

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.
         От меня - для захвата и удержания данного пролива (в зависимости от обстановки) была предназначена Болградская дивизия ВДВ, которая должна была обеспечить выход сил ЧФ на пространства заинтересованности (кстати также в медитерраниан и блэк сиз иногда заходили апл-ы других флотов ссср). Обеспечения плацдарма дл высадки войск, противокорабельных ср-в, подавления береговых батерей пкр и пво. А дабы в черное море не попали супостаты, имелись полки морской авиации (вроде как 2, это не считая 5-й воздушной армии), на ту-22 в т.ч., ну и сам ЧФ естественно, которые гарантировали уничтожение группировки 6-го и любого другого флота, а также подрыва коммуникаций и недопущения высадки десанта турков и прохождения части их флота, к-рая базировалась за проливом (кстати бОльшая часть), в случае попытки прорыва через босфор.

+1

9

Таким образом, мы едины в мнении, что байка про то, что СССР не строил в Николаеве (а где ещё он мог их строить?) авианосцы по причине конвенции о Проливах - чистой воды враньё.

0

10

Вот тут мы и подошли к вопросу о классификации наших кораблей, которая так не нравится Штамму.

Для того, чтобы называть наши корабли тяжелыми авианесущими крейсерами (ТАКР), было несколько причин.

Первая - политическая. Советская оборонительная военная доктрина не предусматривала наличия во флоте авианосцев, являющихся, как тогда считалось, наступательным видом вооружений. В Министерстве обороны и в ЦК КПСС шли споры о целесообразности строительства авианосцев для ВМФ.
Вторая - в результате борьбы этих мнений на всех наших авианесущих кораблях было установлено мощное ракетно-артиллерийское и противолодочное оружие, не уступавшее новейшим крейсерам, включая крылатые ракеты, способные нести ядерную боевую часть и поражать цели в море и на берегу на расстоянии свыше 500 км.
Третья - с началом в 1970-х годах строительства этих кораблей, в зарубежной прессе появились статьи с призывами не пропускать через Босфор и Дарданеллы наши авианосцы, ибо это якобы противоречит Конвенции Монтрё, регулирующей проходы кораблей через Черноморские проливы. Широкая акция в средствах массовой информации велась и после подписания приемного акта "Киева", предшествуя его проходу через проливы в июле 1976 года. Мы утверждали, что наши корабли являются не авианосцами, а противолодочными крейсерами, поскольку задачи поиска и уничтожения подводных лодок и нанесения ракетно-ядерных ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника всегда оставались важнейшими на всех наших кораблях. "Киев" с начала проектирования в 1968 году классифицировался так же как "Москва" и "Ленинград" - ПКР - "противолодочный крейсер с авиационным вооружением" - и лишь в июне 1977 года корабли типа "Киев" были реклассифицированы в тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКР).

С юридической точки зрения проход через проливы любых кораблей причерноморских государств, включая авианосцы, не противоречит Конвенции. После первого прохода в 1976 году ПКР "Киев" через проливы обсуждение характера вооружений советских авианесущих кораблей стояло на повестке дня Совета НАТО и его комитетов. Но НАТО не предпринял по этому вопросу никаких актов. Так как транзитный проход таких кораблей четко не запрещен Конвенцией, то попытки сделать ее предметом спора между Востоком и Западом ни к чему бы не привели. Турция, на которую возложено толкование режима проливов, согласилась с проходом через них наших авианесущих кораблей, понимая, что негативная позиция в этом вопросе отрицательно повлияла бы на развитие взаимоотношений между двумя странами.

В этой обстановке строительство кораблей, соединявших в себе боевые качества и крейсера, и авианосца, устраивало политическое руководство страны и давало основания называть наши авианесущие корабли "тяжелыми авианесущими крейсерами", хотя наличие на них летательных аппаратов, доведенное на кораблях последующих поколений до 50 единиц, а на "Ульяновске" до 70, никак не могло связываться с названием "крейсер" и соотносилось только со словом "авианосец". С момента выхода в океан этих кораблей во всех зарубежных военных справочных изданиях они классифицируются так же, как и американские авианосцы: aircraft carriers.

Может быть как раз совмещение на этих кораблях двух различных функций и позволило их создателям получить на последних поколениях, начиная с "Адмирала Кузнецова", необычайно устойчивые боевые корабли, способные наносить противнику ракетные и авиационные удары, выполнять поиск и уничтожение подводных лодок, и, благодаря мощным радиоэлектронным управляющим системам, руководить боевыми действиями не только своего корабля, но и корабельного соединения в целом.
В Средиземное море проходили не совсем безпроблемно. "Кузнецов" официально именовался авианесущим крейсером и проливы проходил без самолётов. Ради братской России турки согласились считать ЭТО крейсером... не иначе.
Или были рады сплавить такого зверя куда подальше к полярным медведям.

+1


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг


Создать форум. Создать магазин