AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг


СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг

Сообщений 1 страница 10 из 30

1

Мощный клюв могучего орла и утлый клювик птички колибри... И действительно, такая аналогия напрашивается из сравнения боевой мощи военно-морских флотов (ВМФ) США и СССР по окончании II мировой войны.

Тогда американский ВМФ по боевой мощи превосходил все флоты мира вместе взятые, а советский был на последнем месте среди великих мировых держав-победительниц.

Первые планы следующей мировой войны советский генштаб стал разрабатывать, по крайней мере, еще с весны 1945. Казалось бы, что Сталин, самонадеянно вообразивший себя главным стратегом, должен был отдавать отчет в возможностях и потребностях СССР. С военно-морской точки зрения с одной стороны Советский Союз не имел ни мощного торгового флота, ни океанских коммуникаций, которые необходимо было защищать. С другой, побережье СССР было уязвимо для высадки десантов потенциальных противников, которые Сталиным считались США и Англия.

С учетом абсолютного господства на море флотов этих стран выход был лишь в развитии береговой обороны и сил минно-тральной войны. Это вытекало из опыта действий Российского Императорского флота в I мировой войне на Балтике, а также действий на том же театре германского и финляндского флотов во II мировой. К тому же только что завершившиеся боевые действия наглядно показали, что советский ВМФ на Балтике в минно-тральной войне оказался не состоятельным. (Правда, успешный опыт ведения минной войны у берегов Северной Кореи под руководством советских военно-морских советников в 1950-53 гг. показал, что достижения Российского Императорского флота были усвоены талантливыми морскими офицерами.) Но, "у советских - собственная гордость..."

По окончании войны Сталин отдал наркому, а затем главкому ВМФ, адмиралу флота Никлоаю Кузнецову директиву о разработке программы строительств океанского флота к 1955 г. Будучи совершенным дилетантом в военно-морском деле, Сталин потребовал создать флот из многочисленных тяжелых артиллерийских кораблей (крейсеров (КР), тяжелых крейсеров (ТКР), линейных кораблей (ЛК), подводных лодок).

Надо сказать, что во время II мировой войны (в 1942-43 гг.) произошла революция в военно-морском искусстве. Артиллерийские монстры перестали быть инструментом для достижения морского господства: их место заняли авианосцы (АВ) с их палубной авиацией. Все остальные корабли служили лишь средством их прикрытия. Понимая обреченность флота, построенного по директивам вождя, Кузнецов попытался придать ему боевую устойчивость, включив в программу АВ. К последним Сталин был равнодушен, а руководство судостроительной промышленности явно не желало строить корабли, в создании которых предприятия не имели опыта (впрочем, дальнейший ход событии показал, что судостроители умудрились отвергнуть даже монструозные ЛК, которые требовал вождь).

В 1947-48 гг. Кузнецов попал в опалу, а ведущие советские военно-морские стратеги угодили в лагеря. В результате о строительстве АВ речи больше не шло. Вместо этого судостроительные заводы строили многочисленные КР и эскадренные миноносцы (ЭМ) с боевыми возможностями на уровне 1936-38 гг.

Лёгкие крейсера пр. 68-бис. В конце 40-х, начале 50-х гг. было построено 12 ед.

http://img169.imagevenue.com/loc1011/th_84955_02086001_122_1011lo.jpg http://img218.imagevenue.com/loc1160/th_84956_02082007_122_1160lo.jpg http://img265.imagevenue.com/loc163/th_84959_Kutuzov__in_Action_122_163lo.jpg http://img214.imagevenue.com/loc1050/th_84960_Instr_1Draw_122_1050lo.jpg

Эскадренные миноносцы пр. 30-бис.. Построено 70 ед.

http://img16.imagevenue.com/loc39/th_85761_03422001_122_39lo.jpg http://img259.imagevenue.com/loc25/th_85762_03370001_122_25lo.jpg http://img125.imagevenue.com/loc185/th_85763_03408001_122_185lo.jpg

Продолжение следует.

+2

2

И.В. Сталин – создатель морского могущества СССР

   Анализ вопросов строительства и укрепления военно-морского флота нашей страны в 20 – 50-е годы убедительно показывают, что И.В. Сталин явился подлинным создателем военно-морского флота Советского Союза, как в свое время Петр I стал создателем военно-морского флота русского государства в начале XYIII века.
     
     Для И.В. Сталина, великого сыны России и самого выдающегося руководителя русского государства за всю его историю, не существовало вопроса, нужен ли России флот, какой флот необходим России, и как найти ресурсы для создания морского могущества своей Родины.
     
     В 70 – 80-е годы в нашей стране был создан мощный ракетно-ядерный флот, по своей ударной силе вышедший на первое место в мире. К 1985 году мы имели 2000 боевых кораблей – больше, чем когда-либо за все 300 лет существования регулярного флота в России. Морская мощь нашего государства была создана не за один день. Именно в предвоенный период под руководством И.В.Сталина были заложены основы морского могущества страны и построены первые советские корабли, от которых протянулась единая линия к могучему советскому флоту 80-х годов.
     
     За советские годы можно выделить пять этапов развития военно-морского флота. В первый период (1922 – 28 гг.) восстанавливался и достраивался тот флот, который СССР унаследовал от прошлой России. Начало восстановительного периода совпало со временем, когда Сталин стал руководителем страны. Несмотря на царившую в стране разруху и тяжелое экономическое положение Республики, на 1922 год правительство выделило для ремонта и восстановления кораблей внушительную по тому времени сумму – 8 млн. руб. С каждым следующим годом ассигнования возрастали. Так, уже на 1925 г. выделено 32 млн. руб., а на 1926 г. – 64 млн. руб. Причем размер ассигнования на флот возрастал по мере того, как укреплялось положение И.В.Сталина в качестве руководителя страны.
     
     Во второй период (1928 – 41 гг.), когда за годы двух сталинских пятилеток в СССР была создана первоклассная индустрия и мощная оборонная промышленность, началась постройка новых кораблей: подводных лодок, сторожевых кораблей, торпедных катеров, лидеров и эсминцев. В годы первой и второй пятилеток И.В.Сталина особенно занимал стратегический аспект морской обороны нашей Родины. В апреле 1932 года по предложению И.В.Сталина было принято решение о создании Тихоокеанского флота, а в июне 1933 года по его инициативе и с его непосредственным участием был создан Северный флот. Одновременно были проведены работы по освоению Северного морского пути и постройке Беломорско-Балтийского канала, устранившим стратегическую разобщенность морских театров.
     
     С началом третьей пятилетки был сделан переход от постройки кораблей малого и среднего водоизмещения к строительству легких и тяжелых крейсеров и линкоров по программе, разработанной под непосредственным руководством И.В.Сталина. Сталин поставил перед кораблестроителями и военными моряками задачу создания мощного морского и океанского флота для защиты интересов СССР на морских и океанских направлениях.
     
     В создании новых современных кораблей советского флота Сталин сыграл огромную роль. Эскизные и технические проекты кораблей всех типов, планы и ход строительства военно-морских баз, береговой обороны и авиации флотов детально рассматривались им на заседаниях Совета Труда и Обороны. При решении вопросов о необходимости и очередности постройки кораблей, сроках их закладки, спуска на воду, достройки и ввода в строй, выделения материальных и денежных средств и создание кооперации для постройки кораблей слово Сталина было решающим. Огромный авторитет в стране и воля Сталина во многом обеспечивали выполнение программ создания флота, как и всего, что строилось в стране.
     
     Учитывая возрастание роли военно-морских сил в обороне страны и переход к созданию Большого Флота СССР, Сталин в конце 1937 г. счел целесообразным образование нового, самостоятельного органа управления военно-морскими силами – Народного Комиссариата ВМФ, одновременно с которым из состава Наркомата оборонной промышленности был выделен Наркомат судостроительной промышленности СССР.
     
     С конца 20-х годов до Великой Отечественной войны было заложено 533 боевых корабля и 477 боевых катеров. В годы предвоенных пятилеток флот получил 312 крупных и средних кораблей общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн и все обозначенное выше количество боевых катеров. В результате реализации судостроительных программ к началу войны были построены и сданы флоту 4 крейсера, 212 подводных лодок, 37 лидеров и эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 8 речных мониторов и 477 торпедных, сторожевых и других катеров.
     
     К началу войны в состав ВМФ СССР входили около 1000 боевых кораблей различных классов и вспомогательных судов. В их числе были 3 линкора, 7 крейсеров, 218 подводных лодок, 59 лидеров и эсминцев, 22 сторожевых корабля, 5 канонерских лодок, 22 минных и сетевых заградителя, 5 мониторов, 133 тральщика, 26 бронекатеров, 95 сторожевых катеров и охотников за подлодками и 287 торпедных катеров. В состав сил флота входили 2581 самолет морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии.
     
     В течение третьего периода (1945 – 55 гг.) достраивались корабли довоенных проектов и разрабатывались проекты кораблей с ракетным оружием и ядерными силовыми установками. В четвертом периоде (1955 – 65 гг.) в СССР был создан на основе решений, разработанных при И. В. Сталине, принципиально новый ракетно-ядерный флот и, прежде всего, атомные подводные лодки. Пятый период (1965 – 85 гг.) характеризуется тем, что наш флот стал наряду с американским наиболее мощным флотом в мире, т.е. глобальным океанским флотом.

+1

3

Продолжение темы.

Правда, следует отметить, что в это время развернулось массовое строительство подводных лодок. Как считали советские военно-морские специалисты, с их помощью можно будет блокировать американские коммуникации в Атлантике. Однако, основная часть построенных субмарин при действиях из баз на Кольском полуострове была бы вынуждена находится в непосредственной близости от Британских островов, т. е. в условиях противодействия палубной и береговой авиации, а также противолодочных кораблей. Участь советских подводников тогда была бы незавидной. Советские теоретики так и не извлекли уроков из германского опыта двух мировых войн на море, в которых немецкие подводники потерпели сокрушительное поражение.

После смерти Сталина с его грандиозной кораблестроительной программой новые "вожди" покончили. А несчастного Кузнецова, вышедшего было из опалы и даже ставшего адмиралом флота Советского Союза, вновь разжаловали и отправили в отставку (Георгий Жуков не мог простить ему ратования за строительство АВ).

Кузнецова сменил адмирал Сергей Горшков, который был главнокомандующим флотом 29 лет (с 1956 по 1985 гг.). В отличие от обаятельного предшественника вначале он был крайне непопулярен среди моряков (флотская поговорка тех лет гласила: "Кузнецова сняли, а флот горшком накрылся"). Тем не менее Сергей Георгиевич был человеком умным и энергичным. И если бы, как и в других странах, флот определял бы те типы кораблей, которые ему нужны, то смог бы добиться многого. Но, к несчастью, военно-морскую политику СССР определяли безграмотные "дворники" из ЦК КПСС. Не флот диктовал военной промышленности, а она - флоту.

Уже в начале 1956 г. Горшкову удалось добиться принятия программы военного кораблестроения (ПВК) до 1980 г. Конечно, адмиралу мешал самодовольный дилетантизм министра обороны Жукова. Маршал носился с безумными идеями массового строительства мини подводных лодок, которые авиация сбрасывала бы в Атлантике на маршрутах американских конвоев. О спасении их экипажей  полководец и не помышлял. У Жукова была и другая бредовая идея: создать подводные лодки, несущие по две гигантских торпеды с термоядерными зарядами, которыми они должны были обстреливать американские гавани. К счастью, самонадеянного Жукова Хрущев заподозрил в покушении на собственную власть и снял в конце октября 1957 г.

США, тем временем, преодолев в 1948 г знаменитый "бунт адмиралов", требовавших строить сверхавианосцы со стратегическими бомбардировщиками-носителями ядерного оружия, перешли с середины 1950-х гг. к строительству гигантских ударных авианосцев, заменяя ими корабли постройки периода II мировой войны. Перед американским флотом были поставлены простые и очень ясные цели. Число их, в частности, входили нанесение упреждающих ударов по советским военно-морским базам для недопущения развертывания на коммуникациях подводных лодок, а также борьба с этими лодками. Особенностью военного кораблестроения в США была высокая скоординированность, как самих кораблей, так и система оружия для них, а также энергоустановок. В СССР ничего подобного не было. Первые советские атомные подводные лодки (АПЛ), например, получили свои инерциальные навигационные системы спустя лишь четыре года после вступления в строй.

Американские моряки жестко требовали от конструкторов новых систем ракетного оружия удержания его массо-габаритных параметров в рамках прежних. В СССР же, благодаря "выдающейся" координации со стороны ЦК КПСС под каждую новую систему оружия требовалось создавать новый тип кораблей. В результате, если корабли США оставались в строю по 45 лет, то корабли советской постройки флот не знал, куда девать через 15.

Народная поговорка гласит: "Не буди лиха, пока оно тихо". В конце 1950-х советские "вожди" во главе с Хрущевым явно забыли об этой древней мудрости. Они начали безудержно блефовать, расписывая советские ракетные достижения, а заодно и клеймить авианосец, как полностью устаревшую систему вооружения. В США, блеф, исходивший от высших лиц СССР восприняли всерьез. Американцы привыкли к тому, что глава их государства не может беззастенчиво лгать. С этой меркой они и подошли к советским лгунишкам. Результатом стала беспрецедентная гонка ракетных вооружений, предпринятая США. До 1967 г там была введена в строй 41 ракетная атомная подводная лодка (ПЛАРБ) с 16-ю баллистическими ракетами "Поларис" на каждой, а также 1000 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Минэтмэн", наземного базирования.

Получив информацию от полковника ГРУ Олега Пеньковского, а также, обработав информацию, добытую во время Карибского кризиса, американцы с крайним удивлением поняли, что все россказни советских "вождей" о ракетной мощи СССР - сплошной блеф. И, в самом деле, - сплошной блеф. Тогда в октябре 1962 флот США послал в Атлантику 5 ПЛАРБ с 80-ю "Поларисами", на боевом дежурстве у США было примерно 200 МБР и 650 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков. СССР смог противопоставить этой армаде 2 ПЛАРБ, 4 МБР и примерно 100 межконтинентальных бомбардировщиков. Сказки Хрущева, про то, что советские заводы выпускают 125 МБР, в месяц развеялись как дым. США сократили программу строительства ПЛАРБ с 50-ти до 41, а "Минэтмэнов" с 1300 до 1000.

Продолжение следует. Тов.inok! Учитесь военному делу настоящим образом!  :flag:

+1

4

Калашников написал(а):

Тов.inok! Учитесь военному делу настоящим образом

Угу. Я уже знаю, что в СССР абсолютно всё было х...во, а в современной России всё зае..сь. Ещё можно Леонардо да Винчи предъявить за отсутствие атомного движка на его подводной лодке, а братьям Райт за  странную форму их первого самолета.
Не вижу смысла сейчас, когда идет вопрос о закупке хоть каких то кораблей, уже за бугром, ковырять ошибки или некомпетентность советского руководства. Не переросла холодная война в третью мировую? И слава Богу. А мнений на этот счет может быть несметное кол-во. Да ошибались, да принимали авантюрные решения, но хоть что то строили, что то производили. И на этом можно было ходить по морям, летать ...  етк. Какая военно морская доктрина сегодня на повестке дня? Паром "Мистраль" ? Или национальная инвалидность присуща не только полякам, грузинам, прибалтам и евреям?

0

5

Не всё было так плохо при Никите Сергеевиче Хрущёве! Мы не могли сравниться с амерами по морской мощи в тот период, но за всеми мистификациями и блефом по части ракетного превосходства СССР, в советских лабораториях, на заводах, ковался ракетно-ядерный меч флота и Войск Стратегического назначения. При Хрущёве был сделан огромный задел на будущее...И, спасибо ему за это!

О "пароме" "Мистраль! Если этот "паром" привезёт "пассажиров" со всем багажом в нужную точку побережья, то хозяева проклянут тот день, когда поссорились с Россией!  :flag:

0

6

Калашников написал(а):

Не всё было так плохо при Никите Сергеевиче Хрущёве!

Да без войны, да революций, оно всегда хорошо. Как говаривал комендант одного восстанавливаемого мною здания (бывший завод строительных машин), полковник РВСН в отставке: "Это без колбаски плохо, а с колбаской хорошо".
Не очень правильно рассматривать Никиту Сергеевича в отрыве от Хозяина, при котором был создан огромный задел, благодаря которому, не так фатален оказался  волюнтаризм, свойственный Хрущеву (или это очередной миф? нужно покопать) и даже период застоя. Страна жива, живы потомки, оптимизма не полные штаны, но и умирать досрочно никто не собирается. Как нибудь.

Если говрить о Никите, как крупном политике, он совершил крупнейшую ошибку. Как раз ту, которую называют "хуже преступления".
А, именно, разоблачение "культа личности". А так ничо мужик был. "Кузькина мать" в анналах истории навсегда.

0

7

inok написал(а):

Если говрить о Никите, как крупном политике, он совершил крупнейшую ошибку. Как раз ту, которую называют "хуже преступления".

Дык - история Родины говорит о том, что это нам сильно свойственно. Я имею ввиду "ошибки" связанные с кардинальной сменой курса.
Бьем мы несчастных пруссаков, удобряем так сказать поля Европы русской кровью - бац, умирает императрица - сынуля император - ярый поклонник Фридриха, бежит обниматься с ним, все возвертает и уже бывшие враги наши - лучшие союзники, теперь за них воюем... . И так постоянно. Как нарочно. Вот мы воюем с Наполеоном. За общеевропейские ценности, так сказать. Бац. Вот мы уже с ним дружим. Под шумок пилим с ним Европу (прирастаем неблагодарными финнами) и вдруг - бац -  переворот - и мы уже воюем с ним опять... Каждый новый царь норовит завернуть дела предшественника. Только последовательная политика нескольких государей (лидеров страны) способна создать сильное процветающее государство (великую империю)... Ну или когда сильный лидер стоит у власти достаточно долгое время - Екатерина Великая, Сталин... А когда приходят развенчатели культов личности, перестройщики и перестройщики перестройщиков - тогда полная хрень на выходе. Суммарный вектор получается ничтожно малым по сравнению с затраченными усилиями на суммируемые вектора приложения сил нации. (О! Надо запомнить - научно загнул!  :writing: )
Офтоп конечно, не бейте, админы.

0

8

ПростоЛось написал(а):

А когда приходят развенчатели культов личности, перестройщики и перестройщики перестройщиков - тогда полная хрень на выходе.

Ну да, а тут их ещё законодательно менять каждые 4, 5, 7? лет необходимо, за каким то хреном. И мну простите за офтоп. (шо мы за люди такие!?)

0

9

Продолжение темы.

Коэффициент оперативного использования (т. е. соотношение времени пребывания в базе со временем боевого патрулирования) ПЛАРБ США был невиданно высок. На каждую лодку полагалось два экипажа "золотой" и "голубой". Когда Горшков заикнулся об этом в ЦК, от него отмахнулись как от назойливой мухи. Потом проблема отпала. СССР уже в 1970-е постигал демографический кризис (Ельцин здесь явно не причем). Еще в середине 1970-х было принято решение готовить для флота офицерские кадры из уроженцев Туркестана и Средней Азии. При всем уважении к народам этих регионов необходимо отметить, что детей гор, степей и пустынь для производства в морские офицеры необходимо "оморячить". Во всех странах мира для этого таких ребят посылают в океанские плавания года на два на парусных судах. Но в СССР для этого надо было принять соответствующий закон и подзаконные акты. Об этом конечно никто не подумал. Несчастные казахи, узбеки и таджики были вынуждены изучать в аудиториях корабельные атомные реакторы, перед этим ни разу не увидев морских просторов. Проку от такой подготовки конечно же не было.

Адмирал Горшков весьма последовательно вел программу военно-морского строительства. Для прикрытия берегов от десантов США были созданы ракетные корабли, вскоре устаревшие, а также ракетные катера, показавшие себя эффективными в локальных конфликтах 1960-х. Затем ему пришлось столкнуться с другой проблемой. Для борьбы с ПЛАРБ необходимо было обеспечить развертывание противолодочных сил на дальних рубежах. Но из-за низкой дальности ракет "Поларис-А1" районы развертывания их подводных носителей прикрывали авианосные ударные соединения (АУС). Идеальным оружием для борьбы с такими соединениями могли стать лишь авианосцы. Но Хрущев и слышать не хотел о строительстве таких кораблей: все средства советского военного бюджета были брошены на производство МБР. Военная авиация оказалась в загоне, а для авианосцев необходимо было создание новых типов самолетов.

Поэтому адмиралу пришлось довольствоваться лишь заказом ракетных крейсеров, причем из-за неприязни Никиты Сергеевича к самому термину "крейсер", первые 4 единицы из них типа "Грозный" (проекта (пр.) 58) стыдливо назвали "ракетными эскадренными миноносцами". Потом, правда, их перевели в класс ракетных крейсеров.

Ракетные крейсера пр. 58.

"Грозный". "Адмирал Головко". "Адмирал Фокин". "Варяг".

http://img151.imagevenue.com/loc78/th_21928_02151011_1_122_78lo.jpg http://img140.imagevenue.com/loc477/th_21928_02152017_2_122_477lo.jpg http://img24.imagevenue.com/loc336/th_21929_02153006_3_122_336lo.jpg http://img200.imagevenue.com/loc249/th_21929_02154010_4_122_249lo.jpg

Вторую четверку типа "Кронштадт" (пр. 1134) - большими противолодочными кораблями.

БПК пр.1134.

"Адмирал Зозуля". "Вице-адмирал Дрозд". "Владивосток". "Севастополь"

http://img180.imagevenue.com/loc1191/th_22410_02157008_122_1191lo.jpg http://img152.imagevenue.com/loc404/th_22411_02158012_2_122_404lo.jpg http://img214.imagevenue.com/loc850/th_22412_02159010_3_122_850lo.jpg http://img109.imagevenue.com/loc55/th_22413_02160001_4_122_55lo.jpg

Крейсера проектов 58 и 1134 были вооружены крылатыми ракетами П-35. Эти "изделия" были дозвуковыми и имели максимальную дальность 380 км. Штурмовики американских АВ имели дальность 1300 км. Обнаружение американских АУС предполагалось путем тропосферной радиолокацией (весьма ненадежной). Наведение на цель должно было происходить телеуправлением (как бы это осуществлялось в условиях активного радиопротиводействия на флоте не понимал никто). Словом, экипажи советских ракетных крейсеров успешно могли бы претендовать на лавры "вторых после камикадзе".

Тем временем для обстрела побережья США крылатыми ракетами судостроительная промышленность построила 35 АПЛ с крылатыми ракетами (6 пр. 659 и 29 пр. 675). К 1968 г. было решено использовать пр. 675 для борьбы с американскими АВ. Их перевооружили крылатыми ракетами П-6. Дальность этих ракет была примерно 380 км. Для запуска всех восьми ракет лодка должна была оставаться на поверхности до 30 минут "безумству храбрых поем мы песню".

В 1963-69 гг. были построены 16 дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) пр. 651, которые несли по 4 КР-П6.

Осознавая недостатки надводного запуска КР, советские кораблестроители начали разработку АПЛ, вооруженных КР с подводным запуском. В результате была построена одна из самых чудовищных по конструктивному воплощению АПЛ советского флота пр. 661 (она имела сверхдорогой титановый корпус, была вооружена 10 КР "Аметист" и имея скорость свыше 40 узлов могла обогнать любое американское АУС, правда, из-за шумности экипаж был вынужден ходить в бирушах, впрочем, как утверждают злые языки, от этих шумов глохли и американские гидроакустики).

АПЛ пр. 659.
http://img220.imagevenue.com/loc924/th_23247_project_659_4_122_924lo.jpg

АПО пр.675.
http://img238.imagevenue.com/loc484/th_23324_675_18_122_484lo.jpg   http://img168.imagevenue.com/loc1180/th_23351_675_12_122_1180lo.jpg

Продолжение следует.

+1

10

Калаш, громозди эту мазохистскую копипасту зараз. Чо ты пилишь? Этот металлолом уже давно китайцы переработали, нет, кому то неймется доказать, что цацки "за победу в холодной войне" не на отъе..бись вешали. Аж заходится от восторга. Проанализировать "стартовые возможности" НАТО и обескровленного, полуразрушенного СССР ума не хватает. И демография семидесятых, когда узбеков плавать учили, она, сама по себе, такая квелая была. Без объективных причин. Нах такой анализ? Впрочем, на каждый роток... Продолжай, коль испытываешь чувство глубокого удовлетворения. Мне не читать.

0


Вы здесь » AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История. » Послевоенный период » СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО: 1950-е - 1980-е гг


Создать форум. Создать магазин