AlfaModel - Моделизм. Военная техника. История.

Объявление

Данный форум является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями форума исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Франция. Крейсера

Сообщений 61 страница 70 из 123

61

Jeanne d'Arc – 1 ед.
1927-1966

Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят
Jeanne d'Arc (Жанна д'Арк) – Ateliers et Chantiers de la Loire et Penhoët, Сен Назер – 31.08.1928 – 14.02.1930 – 14.09.1931

http://img206.imagevenue.com/loc219/th_63105_jeannedarc_801_122_219lo.jpg  http://img159.imagevenue.com/loc11/th_63111_jeannedarc_802_122_11lo.jpg  http://img257.imagevenue.com/loc144/th_63111_jeannedarc_803_122_144lo.jpg

http://img135.imagevenue.com/loc252/th_63308_jeannedarc_001_122_252lo.jpg  http://img211.imagevenue.com/loc257/th_63309_jeannedarc_002_122_257lo.jpg  http://img204.imagevenue.com/loc555/th_63311_jeannedarc_003_122_555lo.jpg  http://img15.imagevenue.com/loc36/th_63311_jeannedarc_004_122_36lo.jpg

http://img182.imagevenue.com/loc101/th_63316_jeannedarc_005_122_101lo.jpg  http://img153.imagevenue.com/loc680/th_63462_jeannedarc_006_122_680lo.jpg

ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное – 6496; полное – 8950
Размерения, м:
длина: наибольшая – 170, между перпендикулярами –  160; ширина – 17,7; осадка – 6,3
Энергетическая установка – 2 ТЗА Parsons, 2 винта
Котлы – 4 Penhoët
Мощность проектная, л.с. – 32 500
Скорость, узл. – 25 (на испытаниях ― до 27,8)
Запас топлива (нефть), т – 1400
Дальность плавания, миль – 5000(14,5)
Бронирование – Погреба ― 20 мм; Щиты ГК ― 25 мм; Боевая рубка ― 25 мм.
Вооружение:
Артиллерия: 4 x 2 ― 155 мм/55 Model 1921;4 x 1 ― 76 мм/60 Model 1922 (зен.); 2 x 2 ― 37 мм зен.; 12 ― 13,2 мм зен. пул.
ТА – 2 x 1 ― 550 мм
Авиация – 1-2 гидросамолёта
Экипаж, чел. – 506 + 156 кадетов + 20 офицеров-инструкторов (в мирное время); 648 (в военное время)

Строился по программе 1927 г. по проекту инженера Antoine. Задумывался как учебный корабль специальной постройки для подготовки унтер-офицеров, и в то же время как полностью боеспособный корабль. К крейсерам отнесен по формальным признакам — водоизмещению и калибру артиллерии. На 3-часовых испытаниях развил 27,03 уз. при мощности 39000 л.с. Наибольшая крейсерская скорость составляла 23 узла
В 1931 г. отправился в своё первое крейсерство. Как престижный корабль посетил страны Южной Америки, где Франция хотела упрочить своё влияние.
В 1932 г. посетил некоторые страны Черноморского бассейна.
В начале Второй Мировой войны действовал в Атлантике с задачей блокады немецких торговых судов в нейтральных портах.
В июне 1940 г. вместе с крейсером "Émile-Bertin" вышел из Бреста с частью золотого запаса Банка Франции. После этого находился на Мартинике до июля 1943 г.
По соглашению от 01.05.1942 разоружен.
После того, как 03.06.1943 администрация Мартиники признала Алжирское правительство, крейсер перешел в США для ремонта. Сняты грот-мачта, ТА, легкое зенитное вооружение доведено до 6x1 ―  40-мм Bofors и 20x1 ― 20-мм Oerlicon.
В декабре 1943 г. в составе союзных соединений действовал у Корсики, летом 1944 г. участвовал в "Операции Драгун" — высадке союзников на южном побережье Франции (между Тулоном и Каннами).
После войны совершил 27 кругосветных походов.
Исключён в 1964 г.
Отправлен на слом в 1966 г. в La Seyne.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Jane's Fighting Ships, 1937
3. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.

4. http://www.netmarine.net
5. http://en.wikipedia.org/wiki/

Отредактировано sn (2009-06-13 14:55:37)

+1

62

Архитектура корабля необычна, даже для французского караблестроения. Впечатление такое, что на пассажирское судно установили вооружение. Но, всё равно, француская элегантность присутствует во внешнем облике корабля! Сначала подумал, что это будующий вертолётоносец "Жанна д,Арк". Потом вспомнил, что он строился по специальному проекту...
Спасибо, sn, за интереснейшую информацию!
За историю советского флота не думаешь взяться? Подразумеваю публикацию на форуме.  :flag:

0

63

Калашников написал(а):

За историю советского флота не думаешь взяться? Подразумеваю публикацию на форуме.

Она пока в том же виде, что была где-то год назад. Мне хотелось бы сейчас закончить Францию, я имею в виду эсминцы, авианосцы, корабли береговой обороны и подводные лодки. На это, с учётом близящегося лета, должно уйти несколько месяцев. Потом посмотрим. СССР - слишком большая тема. С ним можно сравнивать лишь такие флоты как США, Великобритании и Германии. Кроме того, здесь есть обилие публикаций, так что я мало чего добавлю. А вот Италия - дело несколько иное. Как и Франции, ей у нас уделялось и уделяется внимания существенно меньше. Так что пока я склоняюсь к Италии, да и масштабы там поменьше.

Спасибо за поддержку.

С уважением,
С.Н.

0

64

Pluton – 1 ед.
1927-1966

Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят
Pluton (Плутон) – Arsenal de Lorient – 16.04.1928 – 10.04.1929 – 01.10.1931

http://img23.imagevenue.com/loc487/th_93609_pluton_801_122_487lo.jpg  http://img169.imagevenue.com/loc953/th_93615_pluton_802_122_953lo.jpg  http://img269.imagevenue.com/loc182/th_93615_pluton_001_122_182lo.jpg

ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное – 4773; полное – 6500
Размерения, м: длина – наибольшая – 152,5, между перпендикулярами – 144; ширина – 15,6; осадка – 6,7
Энергетическая установка – 2 ТЗА Breguet, 2 винта;
Котлы – 4
Мощность проектная, л.с. – 57 000
Скорость, узл. – 30
Запас топлива (нефть), т – 1200
Дальность плавания, миль – 4510(14)
Бронирование – Отсутствует
Вооружение:
Артиллерия: 4×1 ― 138 мм/40 Model 1927; 4×1 ― 76 мм/60 (зен.); 2×1 ― 37 мм зен.; 4×4 ― 13,2 мм зен. пул.
Мины заграждения – 290
Экипаж, чел. – 424

На испытаниях показал среднюю скорость 30,6 узла при мощности турбин 56 000 л.с., наибольшая скорость при испытаниях составила 31,6 узла.
Строился по программе 1925 г. как быстроходный минный заградитель по примеру английского "Adventure". В отличие от английского собрата был меньше и быстроходней, кроме того, мог перевозить до 1000 чел. с вооружением. Бронирование отсутствовало. Первоначально предполагалось вооружение из 2×1 ― 203-мм и 2×1 ― 138-мм орудий. Однако в этом случае корабль считался бы крейсером класса "А" (тяжелым), количество которых было ограничено действующими соглашениями.
Первоначально в качестве ПВО нес 10×1 — 37-мм автоматов и 6×2 — 8-мм пулеметов.
Начал службу в составе Средиземноморской эскадры в 1932 г. в Тулоне. Как минный заградитель практически не использовался.
24.10.1932 - 27.04.1933 прошел переоборудование в учебно-артиллерийский корабль. Вместо 8×1 — 37-мм автоматов и пулеметов установлены 4×1 — 75-мм орудия и 4×4 — 13,2-мм пулеметов и дополнительное количество дальномеров для обучения курсантов.
Перед началом войны было принято решение вернуть его к роли минного заградителя, в связи с чем излишние посты управления огнём были сняты. Корабль переведен в состав Атлантической эскадры с базированием на Брест.
В сентябре 1939 г. крейсеру было приказано выставить оборонительное минное заграждение у Касабланки (Марокко), но 18.09.1939 "в последнюю минуту" решение было отменено. При выгрузке мин одна из них взорвалась, что вызвало очень большие разрушения и пожар, продолжавшийся 18 часов. Погибло 186 членов экипажа и 21 человек на берегу. Кроме того получили ранения ещё 37 членов экипажа и 47 человек берегового персонала. Значительные повреждения были причинены летящими осколками.
С июня 1940 г. корабль должен был окончательно перейти в ранг учебных и сменить название на "La Tour D'Auvergne". Под этим названием он, в основном, и известен, хотя (вопреки распространенному мнению) оно ему так и не было присвоено.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Jane's Fighting Ships, 1937
3. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.

4 http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Pluton

0

65

Émile Bertin — 1 ед.
1931-1959

Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят
Émile Bertin (Эмиль Бертэн) – Ateliers et Chantiers de la Loire et Penhoët, Сен Назер – 18.08.1931 – 09.05.1933 – 28.01.1935

http://img228.imagevenue.com/loc390/th_50448_emilebertin_801_122_390lo.jpg  http://img105.imagevenue.com/loc367/th_50449_emilebertin_802_122_367lo.jpg  http://img230.imagevenue.com/loc246/th_50450_emilebertin_803_122_246lo.jpg  http://img126.imagevenue.com/loc355/th_50452_emilebertin_804_122_355lo.jpg

http://img211.imagevenue.com/loc192/th_50530_emilebertin_805_122_192lo.jpg  http://img253.imagevenue.com/loc595/th_50532_emilebertin_806_122_595lo.jpg  http://img144.imagevenue.com/loc1055/th_50534_emilebertin_807_122_1055lo.jpg

http://img184.imagevenue.com/loc812/th_50662_emilebertin_001_122_812lo.jpg  http://img125.imagevenue.com/loc423/th_50663_emilebertin_002_122_423lo.jpg  http://img260.imagevenue.com/loc420/th_50668_emilebertin_003_122_420lo.jpg  http://img133.imagevenue.com/loc251/th_50669_emilebertin_004_small_122_251lo.jpg

http://img254.imagevenue.com/loc471/th_50781_emilebertin_005_122_471lo.jpg  http://img173.imagevenue.com/loc149/th_50783_emilebertin_006_122_149lo.jpg  http://img239.imagevenue.com/loc207/th_50789_emilebertin_007_122_207lo.jpg  http://img207.imagevenue.com/loc501/th_50790_emilebertin_008_122_501lo.jpg

http://img241.imagevenue.com/loc456/th_50890_emilebertin_009_122_456lo.jpg  http://img261.imagevenue.com/loc221/th_50892_emilebertin_010_122_221lo.jpg  http://img156.imagevenue.com/loc110/th_50893_emilebertin_011_122_110lo.jpg  http://img232.imagevenue.com/loc450/th_50899_emilebertin_012_122_450lo.jpg

ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное – 5886, полное – 8480
Размерения, м: длина – наибольшая – 177, между перпендикулярами – 167; ширина – 15,84; осадка – 5,44
Энергетическая установка – 4 ТЗА Parsons, 4 винта;
Котлы – 6 Penhoët
Мощность, л.с.: проектная – 102 000; на испытаниях – 108 026(8 ч.), 117 099(1 ч.), 137 908(макс.)
Скорость, узл.: проектная – 34; на испытаниях – 36,73(8 ч.), 37,29(1 ч.), 39,66(макс.)
Запас топлива (нефть), т – 1360/1800
Дальность плавания, миль – 3600(15); 1100(33)
Бронирование – коробчатая защита погребов 30 мм, палуба и рубка 20 мм
Вооружение:
артиллерийское: 3 × 3 ― 152 мм/55 Model 1930; 1 × 2 + 2 × 1 ― 90 мм/50 (зен.); 4 × 2 ― 37 мм зен.; 4 × 2 ― 13,2 мм зен. пул.
ТА – 2 × 3 ― 550 мм
авиационное – 1 катапульта, 2 гидросамолета
мины заграждения (в перегруз) – 200
Экипаж, чел. – 567(мирн.), 711(воен.)

Строился по программе 1927 г. Первоначально предполагалось создать усовершенствованный крейсер-заградитель на базе проекта "Pluton", но в окончательном варианте задачи заградителя отошли на второй план.
Первым во французском флоте получил трехорудийные башни с 152-мм орудиями новой модели. Конструкция оказалась излишне облегченной, и в 1935 г. подбашенные конструкции пришлось подкреплять. На испытаниях развил 39,66 уз. при мощности 137 908 л.с.
Перед войной выполнял функции флагмана флотилии из 12 эсминцев серий "Vauquelin" и "Le Fantasque".
В начале 1939 г. переведен в Тулон.
23.09.1939 в обстановке секретности доставил 57 т золота (государственный золотой резерв Польши) и вернулся в Тулон.
В начале 1940 г. совершил разведывательных поход вокруг Канарских островов с целью удостовериться в отсутствии там немецких сил.
После докования в Бресте в начале апреля 1940 г. стал флагманским кораблём соединения Z ― французской эскадры для поддержки союзников в Норвегии. Помимо "Émile Bertin" в состав эскадры вошли крейсер "Montcalm", лидеры "Tartu", "Chevalier Paul", "Maillé Brézé", "Milan", "Bison" и "Épervier", а также 1500-тонные "Brestois", "Boulonnais" и "Foudroyan".
19.04.1940 повреждён немецкой авиацией в районе Namsos. Вернулся в Брест для ремонта и находился там до 21 мая.
Совершил два похода в Галифакс, Новая Шотландия вместе с "Jeanne d'Arc" с целью перевозки золота Банка Франции.
В момент подписания перемирия находился на Мартинике. По соглашению от 01.05.1942 разоружен.
После того как в июне 1943 г. администрация Мартиники признала голлистское алжирское правительство, крейсер перешел в США для ремонта. Были сняты ТА и авиационное оборудование, добавлены еще 2x2 ― 90-мм зенитные пушки (на местах снятых ТА). Легкое зенитное вооружение существенно усилено — 37-мм автоматы французского образца, как и 13,2-мм пулеметы демонтированы и заменены на 4x4 ― 40-мм Bofors и 20x1 ― 20-мм Oerlicon.
В составе союзных соединений действовал у южного побережья Франции.
Продан на слом в октябре 1959 г.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Jane's Fighting Ships, 1937.
3. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.

4. http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Pluton

+2

66

Фантастика! SN, респект тебе и уважуха! Как нужно любить корабли, и всё, что с ними связано, что-бы проделать такую титанскую работу! Каждый раз поражаюсь!

0

67

La Galissonnière – 6 ед.
1931-1969


La Galissonnière
Jean de Vienne
Marseillaise
Gloire
Montcalm
Georges Leygues

http://img264.imagevenue.com/loc440/th_26097_georgesleygues_801_122_440lo.jpg  http://img211.imagevenue.com/loc89/th_26098_lagalissonniere_801_122_89lo.jpg  http://img159.imagevenue.com/loc183/th_26100_lagalissonniere_802_122_183lo.jpg  http://img107.imagevenue.com/loc510/th_26102_lagalissonniere_803_122_510lo.jpg

http://img239.imagevenue.com/loc555/th_26104_lagalissonniere_804_122_555lo.jpg

Эти крейсера представляли собой существенно усовершенствованный тип "Émile Bertin" с бронированием, защищавшим от 6-дюймовых снарядов на всех боевых дистанциях. Помимо того, была установлена 20-мм противоторпедная переборка, которая, как предполагается, повысила защищённость этих кораблей. Часто упоминаются как наиболее удачный предвоенный тип французских лёгких крейсеров, не уступавший или превосходивший современных ему соперников по скорости и мореходности. Часто утверждают, что их появление стало ответом Франции на появление итальянских КРЛ типов "Raimondo Montecuccoli" и "Duca d'Aosta" с поясной броней.
Постройка велась по программам 1931 (La Galissonnière и Jean de Vienne) и 1932 гг. В ходе постройки в проект вносились изменения, что привело к удлинению сроков постройки и заметным отличиям у крейсеров второй группы.
Корабли отличались сильным по меркам своего времени зенитным вооружением. В то же время торпедных аппаратов всего два двухтрубных. Возможно, французы уже тогда уразумели, что торпедное оружие на крупных кораблях является лишь вспомогательным. Самолёты хранились в ангаре с двойными воротами, расположенном в кормовой надстройке, кроме того, ещё 2 самолёта могли располагаться открыто. Во время испытаний все корабли существенно превзошли проектную скорость (31 узел), показав от 34,98 до 35,42 уз.
В 1941 г. на "La Galissonnière", "Jean de Vienne", "Gloire" и "Georges Leygues" дополнительно получили по 1×1 — 37-мм и 1×2 — 25-мм автомату и 2×2 — 13,2-мм пулемета.
"Gloire", "Montcalm" и "Georges Leygues" в июле - ноябре 1943 г. прошли модернизацию в США. Снято авиационное вооружение, 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы, грот-мачта, изменены надстройки. Установлены РЛС и новая система управления огнем, 6×4 — 40-мм и 16×1 — 20-мм. Водоизмещение достигло 11 000 т, скорость — 32 уз.

ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное – 7600; полное – 9100
Размерения, м: длина –ольшая – 179,5 (наиб.), 172 (по КВЛ); ширина – 17,48; осадка – 5,35
Энергетическая установка – 2 ТЗА Parsons ("La Galissonniere", "Montcalm", "Georges Leygues") или Rateau-Bretagne ("Gloire", "Jean de Vienne", "Marseillaise");
Котлы – 8 Indret
Мощность проектная, л.с. – 84 000
Скорость, узл. – 31
Запас топлива (нефть), т – 1569
Дальность плавания, миль – 7000(12); 6800(14); 5500(18); 3300(24); 1650(34)
Бронирование: борт ― 105 мм; палуба ― 38 мм; башни ГК ― 100 мм (лоб), 50 мм (борта, задняя стенка, крыша); барбеты ― 95 мм; боевая рубка ― 95 мм, 50 мм (крыша).
Вооружение:
Артиллерия: 3 × 3 ― 155 мм/55 Model 1930; 4 × 2 ― 90 мм/50 Model 1922 (зен.); 4 × 2 ― 37 мм/50 Model 1922 (зен.); 12 ― 13,2 мм зен. пул.
ТА – 2 × 2 ― 550 мм
Авиация: 4 самолёта, 1 катапульта
Экипаж, чел. – 540(мирн.); 764(воен.)

"Montcalm" и "Georges Leygues" участвовали в боях у Дакара 23 — 25.9.1940.
В 1943 г. "Gloire", "Montcalm" и "Georges Leygues" перешли на сторону союзников. 13.04.1943 на широте Фритауна "Georges Leygues" задержал германский блокадопрорыватель "Portland". "Montcalm" и "Georges Leygues" участвовали в высадке союзников в Нормандии летом 1944 г., а позднее все три крейсера действовали в Средиземном море.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.

3. http://www.netmarine.net

0

68

La Galissonnière
1931-1952

Завод – Заложен – Спущен – Принят
Arsenal de Brest – 15.12.1931 – 18.11.1933 – 31.12.1935

http://img211.imagevenue.com/loc89/th_26098_lagalissonniere_801_122_89lo.jpg  http://img159.imagevenue.com/loc183/th_26100_lagalissonniere_802_122_183lo.jpg  http://img107.imagevenue.com/loc510/th_26102_lagalissonniere_803_122_510lo.jpg  http://img239.imagevenue.com/loc555/th_26104_lagalissonniere_804_122_555lo.jpg

http://img191.imagevenue.com/loc449/th_26732_lagalissonniere_001_122_449lo.jpg  http://img264.imagevenue.com/loc348/th_26739_lagalissonniere_002_122_348lo.jpg  http://img37.imagevenue.com/loc343/th_26742_lagalissonniere_003_122_343lo.jpg  http://img165.imagevenue.com/loc440/th_26747_lagalissonniere_004_122_440lo.jpg

До начала войны служил на Средиземном море.
В мае 1940 года попал во флот Виши, базировался в Тулоне.
В 1941 г. дополнительно получил 1×1 — 37-мм, 1×2 — 25-мм автомат и 2×2 — 13,2-мм пулемета.
Из-за угрозы захвата немцами затоплен экипажем 27.11.1942.
В декабре 1942 г. поднят итальянцами, зачислен в состав флота и переименован в "FR-11", начаты ремонтные работы.
09.09.1943, после капитуляции Италии захвачен немцами.
18.08.1944 потоплен американской авиацией.
После освобождения Тулона возвращен французам, но в строй флота не вошел.
В 1952 г. разобран на металл.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
3. Трубицын С.Б. Лёгкие крейсера типа "Нюрнберг" (1921-1945 гг.). Изд. ИСТФЛОТ

Отредактировано sn (2009-06-20 23:43:14)

0

69

Jean de Vienne
1931-1943

Завод – Заложен – Спущен – Принят
Arsenal de Lorient – 20.12.1931 – 31.07.1935 – 15.04.1937

http://img159.imagevenue.com/loc183/th_26100_lagalissonniere_802_122_183lo.jpg  http://img175.imagevenue.com/loc30/th_27226_jeandevienne_001_122_30lo.jpg

До начала войны находился в составе Средиземноморского флота.
13.11-01.12.1939 совместно с "Marseillaise" доставил в Галифакс 275 ящиков с частью золотого запаса Франции.
13.06.1940 был атакован итальянской подводной лодкой "Dandolo", торпеды прошли мимо.
После заключения перемирия базировался на порт Алжир.
После атаки англичанами 03.07.1940 французского флота в Мерс-эль-Кебире прибыл в Тулон и зачислен в состав флота Открытого моря Виши
В 1941 г. дополнительно получил 1×1 — 37-мм, 1×2 — 25-мм автомат и 2×2 — 13,2-мм пулемета.
27.11.1942 ввиду угрозы захвата немцами затоплен экипажем.
В декабре 1943 г. поднят итальянцами, зачислен в состав итальянского флота под названием "FR-12".
В сентябре 1943 г., после капитуляции Италии, захвачен немцами.
24.11.1943 потоплен американской авиацией.
После освобождения Тулона корпус разобран на металл.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
3. Трубицын С.Б. Лёгкие крейсера типа "Нюрнберг" (1921-1945 гг.). Изд. ИСТФЛОТ

+1

70

Marseillaise
1931-1947

Завод – Заложен – Спущен – Принят
Ateliers et Chantiers de la Loire, Нант – 23.10.1933 – 17.07.1935 – 25.10.1937

http://img159.imagevenue.com/loc183/th_26100_lagalissonniere_802_122_183lo.jpg  http://img259.imagevenue.com/loc59/th_27577_marseillaise_001_122_59lo.jpg

До начала войны находился в составе Средиземноморского флота.
13.11-01.12.1939 совместно с "Jean de Vienne" доставил в Галифакс 275 ящиков с частью золотого запаса Франции.
03.07.1940 входил в охранение линкора "Strasbourg", вырывавшегося из Мерс-Эль-Кебира
С июля 1942 г. в составе Тулонской эскадры.
27.11.1942 ввиду угрозы захвата немцами сначала подожжен, а затем затоплен экипажем.
В 1946-1947 гг. разобран на металл.

1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
3. Трубицын С.Б. Лёгкие крейсера типа "Нюрнберг" (1921-1945 гг.). Изд. ИСТФЛОТ

0



Создать форум. Создать магазин