Cтояли на причалах корабли эскадры и отдыхали, находясь в планово-предупредительном ремонте после тяжелого года боевой и политической подготовки: учений, дальних походов, боевых дежурств по флоту и участий в спасательных операциях. На третьем причале - большие противолодочные корабли (БПК) "Адмирал Исаков" и "Маршал Тимошенко", на четвертом - "Адмирал Юмашев" и штабной корабль Атлантической оперативной эскадры "Волга". Пятый причал заняли БПК "Кронштадт" и "Адмирал Макаров".
"Адмирал Макаров" – это мой корабль, а я на нем – старший штурман. На шестом причале стояли БПК "Огневой" и большой ракетный корабль "Смышленый". Далее на седьмом причале, самом большом в губе Ваенга, ошвартовались БПК "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Исаченков".
Причал этот строили с запасом для очень больших кораблей класса авианосцев. Он единственный был железобетонным. Но как у нас бывает "блин комом вышел". Туда впоследствии швартовать стали атомные ракетные крейсера "Киров", "Фрунзе" и "Петр Великий", а авианосцы, увы, не смогли становиться.
Восьмой и девятый причалы принадлежали дивизии противолодочных кораблей. Им было мало места, приходилось стоять по 4 борта у одного причала. Кроме трех больших ракетных кораблей "Зоркого", "Бойкого" и "Дерзкого", там стояли пять БПК проекта 1135 – "братья" нынешнего флагмана военно-морских сил Украины "Гетмана Сагайдачного". Отличие от последнего - наличие на борту ракетного противолодочного комплекса.
На десятом причале стояли два ракетных крейсера "Адмирал Зозуля" и "Вице-адмирал Дрозд". Иногда среди всех этих красавцев втискивались корабли артиллерийской бригады "Бывалый" и "Спокойный". Комбригом в то время у них был капитан 1 ранга Фролов Александр Иванович.
Для нас он замечателен двумя эпизодами своей дальнейшей биографии. По первому эпизоду он командовал военно-морской базой в Донузлаве (Крым), а начальником штаба у него служил контр-адмирал Б. Кожин, впоследствии первый командующий военно-морскими силами Украины. По второму эпизоду он был первым в истории крымского парламента вице-спикером.
Причалы, у которых стояли корабли, располагались перпендикулярно береговой черте и были прочны, и почти все они были плавающими причалами. Дело в том, что высота прилива в Кольском заливе достигает 3,5 метров. Поэтому в момент прилива и отлива корабли вместе с ними то всплывали, то опускались. Если бы причалы были иными нетрудно представить в каком напряжении находились бы экипажи кораблей по несколько раз в день потравливая или выбирая концы. Тем, кому выпадало стоять на седьмом причале, не завидовали. К причалам корабли швартовались без участия буксиров практически в любую погоду. Также без посторонней помощи снимались со швартовов и уходили в море.
Уже за пределами территории Атлантической оперативной эскадры, по периметру губы Ваенга, шли причалы бригады десантных кораблей, судов аварийно-спасательных, которые спустя почти 25 лет, постаревшими, примут участие в спасательной операции по "Курску", но не смогут спасти его экипаж. Дальше шли причалы восемнадцатый и девятнадцатый в губе Окольной, которая являлась составной частью губы Ваенга на ее северо-восточном берегу. Именно на этих причалах загружались баллистическими и крылатыми ракетами подводные лодки и надводные корабли. В подземельях Окольной ракет было несметное число. Страна с хорошим запасом заботилась о своей безопасности. И ее уважали!
Время вроде мирное – год 1978 от рождества Христова и о подвигах ратных вроде и говорить не уместно. Но они были. Не ровня, конечно, подвигам в обороне Севастополя или в Великой Отечественной войне. Но своих соотечественников спасали, не жалея живота своего, и корабли свои с их экипажами героическими героически спасали. И друзьям заграничным на выручку приходили.
Вот стоят "Адмирал Макаров" и "Адмирал Нахимов". В 1974 году, когда на Кипре бушевала война, "Нахимов" ворвался в Лимассол под прикрытием "Адмирала Макарова" и вывез оттуда наших соотечественников торговых представителей и посольских людей с семьями, и туристов немногочисленных. Были там и одесситы. Ни один самолет без опознавательных и с опознавательными знаками не посмел приблизиться или атаковать наши корабли. А теперь как было бы?
В 1976 году "Адмирал Макаров" в Анголе с моря поддерживал "наших" ангольцев в районе Лобиту, где шли серьезные бои, и препятствовал возможной агрессии со стороны Южно-Африканской республики и Родезии на приморском фланге, сопровождал в акватории Гвинейского залива, обеспечивая безопасность морских перевозок, кубинские транспортные суда с добровольцами, которые следовали в Анголу. А еще служил приводным маяком для нашей военно-транспортной авиации. Летит самолетик наш над Гвинейским заливом в Луанду и обратно, а летчик у нас спрашивает: "Подскажите-ка ребята, в каких координатах полет я свой совершаю?" А мы ему по радио: "Широта такая и долгота такая-то". А он с высоты 10000 метров нам спасибо говорит. Приятно ему становиться, что не заблудится, на нужный аэродром прилетит.
В Африке, если не на тот сядешь, то сразу можно на чей-то стол в качестве обеда угодить или к стенке поставят. А еще мы его предупреждали, когда какая-нибудь малоразмерная воздушная цель пыталась к нему приблизиться, чтобы был внимательнее. Далеко наши радиолокационные станции воздушное пространство просматривали, сотнями километров измерялись обозреваемые просторы.
Освобожденный секретарь партийной организации корабля старший лейтенант Игорь Белозерцев, выпускник Киевского Военно-морского политического училища, за выполнение этой боевой задачи был награжден медалью "За боевые заслуги".
Смешное и героическое рядом по жизни ходит. Командиру корабля капитану 2 ранга Музалевскому разрешили вне очереди приобрести "Жигули" одиннадцатой модели. Родина "знает" кто более герой! Не обижались!
Старший помощник на "Адмирале Макарове" капитан 3 ранга Вячеслав Кондрашов - кавалер ордена "Красной Звезды". Еще старшим лейтенантом, когда служил на ракетном крейсере "Вице-адмирал Дрозд", спасал нашу подводную лодку. Нужно было высадиться на нее в условиях бушующего моря с вертолета, принять буксирный конец, закрепить его на баке и дальше выполнять обязанности вахтенного офицера до завершения буксировки в базу.
Экипаж лодки, оставшийся в живых, не имел возможности выйти на верхнюю палубу после пожара. Трудно было оказаться не смытым с палубы подводной лодки. Но еще труднее было вертолету взлететь со вздымающейся на волне вертолетной палубы крейсера, а вернувшись, совершить посадку.
Перед взлетом, когда отдавались талрепы, крепящие вертолет к палубе, его за стойки шасси удерживали от падения за борт руками привязанные к той же палубе офицеры и мичманы.
Они были из числа добровольцев. Матросов берегли: молодые, пусть еще поживут. Хотя сами были на пару лет старше их.
А потом была посадка. И опять захват на удержание вручную. А палуба кренилась, взлетала вверх и проваливалась вниз, а вертолетные лопасти свистели у самого уха.
На лодку должны были лететь три офицера. Полетели только добровольцы и только неженатые. Слава Кондрашов был одним из них. Можно было подождать, когда успокоится море. Но там, на лодке, были наши ребята. И они были героями. Через несколько лет после описываемых событий Слава стал командиром "Адмирала Макарова".
Своих не предавали! Не чета нынешним предателям и предательствам. Один генерал КГБ Калугин чего стоит. Сдал и Родину и товарищей. Демократ теперь он. По Нью-Йорку нынче гуляет, экскурсии автобусные для туристов проводит. Показывает где, когда и за сколько сдавал наших разведчиков и их американских друзей. Родины у него теперь нет.