Рассказывает полковник-инженер в отставке Элиазар Лейбович. Начальник АСС ЧФ в 1964-1973 годах, в последующие годы старший инженер АСС-ПСС-УПАСР ЧФ
ПОД КОДОВЫМ НАЗВАНИЕМ "СТУПЕНЬ"
(Подводно-технические работы на БПК "Отважный")
1. Гибель корабля
Большой противолодочный корабль "Отважный" проекта 61 был построен на заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве. 8 сентября 1965 года на корабле поднят Военно-морской флаг, и он вступил в состав Черноморского флота.
Основные тактико-технические данные корабля: водоизмещение 3 550 тонн, длина наибольшая 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м, скорость наибольшая 35 узлов.
Вооружение: ракетное - 2 установки "ЗИФ-101"; противолодочное - 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 и 2 РБУ-1000; артиллерийское - 2 установки "ЗИФ-67"; торпедное - 1 ТА; авиационное - авиабомбы ПЛАБ-50.
Главная энергетическая установка - газотурбинные двигатели общей мощностью 72 000 л.с., два гребных винта.
На корабле в момент катастрофы находилось 257 человек, в том числе экипаж - 228 чел, курсантов - 16 чел, прикомандированных -13 человек. Командир корабля опытный, хорошо подготовленный офицер капитан 2 ранга И.П. Винник, к этому времени уже был назначен командиром бригады противолодочных кораблей, но из-за задержки прибытия вновь назначенного командира, по прежнему управлял "Отважным".
На корабле отсутствовал командир электромеханической боевой части (БЧ-5), находившийся в отпуске, вместо него на выход в море был назначен офицер с другого корабля, недостаточно знавший устройство БПК "Отважный" и его личный состав. В отпуске находился и командир ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2), его обязанности исполнял командир носовой батареи, служивший на корабле менее года. Из находившихся в этот день на корабле офицеров семеро не были допущены к самостоятельному управлению, более всего их было в БЧ-2.
Утром 30 августа 1974 года БПК "Отважный" вышел в море под флагом начальника штаба флота контр-адмирала В.Х. Саакян, для участия в испытаниях ракетного комплекса малых противолодочных кораблей пр. 1124. Погода в море была свежей: ветер 10-12 м/сек, море 3 - 4 балла.
На плечи контр-адмирала В.Х. Саакян легла вся ответственность за действия руководимых им сил и средств при аварии корабля.
Владимир Христофорович Саакян пользовался авторитетом на флоте за свои высокие деловые качества, эрудицию, уравновешенный характер и простоту в обращении с окружающими. Он родился в 1926 году, в 1947 г. окончил Каспийское военно-морское училище, а в 1964 г. военно-морскую академию. Начало службы В.X. Саакян провел на кораблях Каспийской флотилии, с 1954 года служил на Черноморском флоте и дошел по служебной лестнице до командира корабля. Был начальником штаба, командиром бригад противолодочных кораблей. В 1973 г. он становится начальником штаба ЧФ. После гибели "Отважного" продвижение по службе В.X. Саакяна не приостановилось, он был назначен начальником оперативного управления Главного штаба ВМФ. К большому сожалению, тяжелая болезнь рано прервала жизнь этого талантливого морского офицера.
В 9 час. 55 мин. "Отважный" прибыл в район выполнения задачи (23 мили к западу от Севастополя), на корабле была объявлена боевая тревога.
Примерно около 10 часов в кормовом ракетном погребе № 8 несанкционированно заработал маршевый двигатель ракеты В-601. Заведующий погребом, мичман Шупортяк, обнаружив это, из погреба бежал, не включив систему орошения, и не сделав доклада о происшествии, а затем более двух часов скрывался на корабле.
Работающий маршевый двигатель ракеты В-601 воспламенил стартовый двигатель. Ракета под действием тяги двигателей сошла с направляющего барабана, прожгла носовую переборку погреба и часть палубы, граничащую с кормовым машинным отделением. Повышение температуры и давления инициировало срабатывание твердотопливных двигателей других ракет. На протяжении 1-2 минут произошло 5 сильных взрывов. Палуба над восьмым погребом была разрушена. Взрывы привели к разрушению корпуса корабля и распространению пожара в нос в кормовое машинное отделение и отсеки, расположенные в кормовой части корабля. "Отважный" потерял ход, руль заклинило, связь с кормовыми отсеками потеряна, крен достиг 14° на правый борт.
Начальником штаба флота было принято решение: корабль буксировать в сторону меньших глубин, поставить рубежи обороны с целью не допущения распространения огня и воды по кораблю, быть готовым, в случае необходимости, к оставлению корабля экипажем.
Решения правильное, однако, выполнить его в полной мере не удалось.
Буксировка БПК "Отважный", начатая эсминцем "Сознательный" и продолженная БПК "Бедовый", велась не умело, в результате на её организацию, заводку буксира, выхода на буксир и занятие курса буксировки было потеряно много времени. Находящееся недалеко мощное спасательное судно пр. 527М СС "Бештау" для этой цели не использовалось. В результате к моменту гибели корабль довели только до глубины 130 метров.
Для тушения пожара экипажем "Отважного" и аварийно-спасательными группами (КАСГ) других кораблей применялись имеющиеся незначительные корабельные средства пенотушения, а в основном вода из пожарной магистрали. Мощность применяемых средств была незначительна, по сравнению с объемом и температурой пожара, поэтому их действие было малоэффективным. Горели топливо, краска, изоляционные материалы и корабельные конструкции из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ).
В борьбе за живучесть "Отважного" принимали участие аварийно-спасательные группы подошедших, в период с 12 ч. 50 мин. до 13 ч. 15 мин., спасательных судов "Бештау", ПЖС-123, СБ-15. Наиболее эффективными были действия экипажа ПЖС-123 под руководством начальника отдела АСС капитана 1 ранга А.В. Жбанова и командира судна старшего лейтенанта И.Х. Нагервадзе. Благодаря их действиям было остановлено распространение воды и огня в носовую часть корабля на рубеже носовой переборки кормового машинного отделения на 164 шп. При этом были затоплены три водонепроницаемых отсека, корабль оставался на плаву, что соответствовало его проектной документации.
Однако распространение пожара в корму предотвратить не удалось из-за невозможности доступа к ней аварийных партий "Отважного" из-за преград и завалов в районе разрушенной палубы и надстроек. Свозимые аварийно-спасательных группы других кораблей, подошедшие позже, высадиться на корму тоже не могли, поскольку к моменту их подхода температура палубы и открытого огня, вырывающегося из разрушенной палубы, сделать этого не позволили. В 14 час. 47 мин. произошел новый сильный взрыв авиационных бомб в погребе № 10 и возгорание керосина в расположенной рядом цистерне. Крен корабля увеличился до 28° на правый борт, дифферент на корму вырос до 6,5 м. Произошло затопление пяти смежных отсеков. Корабль потерял продольную остойчивость, запасы непотопляемости. Корма начала погружаться в воду.
В 15 час. 15 мин. по приказанию начальника штаба ЧФ личный состав начал покидать корабль. К этому времени многочисленные корабли и катера, находящиеся в районе были готовы к подбору людей с воды. Начальник штаба и 48 человек экипажа аварийного корабля перешли на ПЖС-123. 186 человек прыгнули за борт в воду. Все люди с воды были подобраны на плавсредства, никто не утонул. Командир БПК "Отважный", взяв с собой вахтенный журнал, покинул корабль последним, прыгнув в воду.
В 15 час. 41 мин. БПК "Бедовый" отдал буксир, 15 час. 46 мин. "Отважный" встал вертикально и в 15 часов 57 мин. погрузился под воду.
В результате аварии на БПК "Отважный" погибло 19 членов экипажа, находившихся на боевых постах, разрушенных взрывом, и 5 курсантов. Ожоги и ранения различной степени получили 26 человек.
В заключительном акте комиссии по расследованию причин гибели БПК "Отважный" от 14 сентября 1974 года отмечено: "Личный состав БПК "Отважный" и аварийных партий кораблей, принимавших участие в оказании ему помощи в период катастрофы, в абсолютном большинстве действовал смело и во многих случаях мужественно. Начальник штаба флота контр-адмирал В.Х. Саакян, руководивший с борта БПК "Отважный" спасательными работами, в основном правильно оценил создавшуюся на корабле аварийную обстановку, принял правильное решение по буксировке корабля в район малых глубин, грамотно оценил состояние плавучести корабля, что позволило своевременно снять с него личный состав. Командир БПК "Отважный" капитан 2 ранга И.П. Винник в сложившейся обстановке в целом действовал правильно, принимал необходимые меры по спасению экипажа и последним покинул тонущий корабль.
Принятые решения о постановке рубежей обороны на 143 и 164 шп. были правильными. Задача создания обороны в кормовой части корабля практически не могла быть осуществлена, так как после взрыва погреба № 8 пожар распространился до румпельного отделения и погреба № 10.
Высадка личного состава, в том числе в средствах защиты, с участвующих в оказании помощи кораблей и судов на корму БПК "Отважный" с целью выгрузки авиационных бомб и удаления керосина за борт была невозможна. Личный состав в средствах защиты (термостойкий костюм со шлангом длиной 20 м и баллоном весом 65 кг) по погодным условиям и состоянию корабля на корму доставить было невозможно.
Анализ событий, действий личного состава и сложившейся обстановки показывает, что после взрыва боезапаса в погребе № 8 предотвратить взрыв погреба № 10 ни силами личного состава корабля, ни силами подошедших кораблей и судов было затруднительным.
В результате взрыва погреба № 10 и последовавшего за ним разрушения кормовой оконечности и затопления 5 отсеков - гибель корабля была неизбежной"
Вместе с тем в акте указано: "Выявленные комиссией серьезные нарушения в организации службы на корабле, отсутствие контроля за работой подчиненных, за содержанием материальной части, недостаточная тактическая подготовка части личного состава, недостатки в подборе кадров мичманов и наличие обезлички в командовании 2-й зенитной батареей, расчет которой обслуживал погреб № 8, создали условия для возникновения происшествия".
Комиссия в акте уделила большое внимание и место рассмотрению недоработок в конструкции корабля, средств борьбы за живучесть и недостатков в конструкции ракетного комплекса, главными из которых были следующие: самопроизвольный запуск маршевого двигателя ракеты; размещение погребов боезапаса в надводной части корабля значительно выше ватерлинии; непродуманная компоновка помещений: погреб боезапаса - машинное отделение, и другие; применение конструкций из алюминиево-магниевых сплавов, которые хорошо горят; недостаточное количество, малая надежность и производительность корабельных средств борьбы с огнем.
К сожалению, указанные недостатки не устранены в полной мере на кораблях и по настоящее время.
2. Выбор решения на судоподъем.
В период с 31 августа по 10 сентября 1974 года было выполнено обследование лежащего на грунте БПК "Отважный" с использованием наблюдательной камеры НК-300, рабочей камеры РК-680, водолазов спасательного судна и автономного рабочего снаряда АС-1.
Корабль затонул в точке Ш=44°44',1 и Д=33°01',5 на расстоянии 28 миль от Севастополя на глубине 130 м, с курсом 31° и креном 43° на левый борт. Кормовая оконечность в результате перелома в районе погреба лежала с креном 45-50° на левый борт, то есть потеряла прочную связь с остальным корпусом. Носовая оконечность была заглублена в грунт на 2 м., средняя часть по левому борту на 8м, по правому - на 1 м, кормовая часть полностью увязла в грунте.
Палуба над кормовым машинным отделением повреждена, верхняя палуба в районе 8-го погреба оказалась сорванной. Правый борт корабля в районе 8-го погреба (210 шп.) имел разрыв шириной 3,5-4,0 м. В разрыве были видны кабельные трассы, трубопроводы, правый гребной вал.
Правый борт в районе 10-го погреба и керосинохранилища имел 2 пробоины: 450х250 мм и 250х200 мм. Погреб № 8: переборки по правому и левому бортам отсутствовали, носовой барабан упал, кормовой барабан остался на месте, боезапаса не наблюдалось. Палуба и вертолетная площадка в районе погреба №10 и керосинохранилища имели повреждения.
Комиссия, назначенная 14.11.75 г. Заместителем Главнокомандующего ВМФ, в составе специалистов Центрального института ВМФ по вооружению, института ВМФ аварийно-спасательных, судоподъемных и глубоководных работ и Черноморского флота рассмотрела состояние боезапаса в погребах корабля.
Выводы комиссии были следующие:
- ракеты В-601 - 16 шт. в барабанах погреба № 4 при воздействии ударной волны от подрыва противолодочного боезапаса становятся опасными для проведения судоподъемных работ;
- глубинные бомбы РГБ-60 в погребе № 5 - 192 шт., из которых 24 шт. имеют вставленные взрыватели УДВ-60, опасны для проведения судоподъемных работ;
- глубинные бомбы РГБ-10 в погребах № 6 и 7 по 24 шт. в каждом, из которых по 6 шт. имеют вставленные взрыватели УДВ-60, опасны для судоподъемных работ.
Опасность взрывателей УДВ-60 была подтверждена натурными испытаниями путем покладки их на палубу "Отважного" на срок 12,5 месяцев на глубину 120 м. Последующие испытания подтвердили их работоспособность, то есть опасность взрыва РГБ-10 и РГБ-60 сохранилась.
Результаты полного исследования и анализ состояния глубинного боезапаса заставили отказаться от разработанного ранее Институтом ВМФ аварийно-спасательных и судоподъемных работ проекта подъема основной части корабля с помощью 14 единиц 200-тонных судоподъемных понтонов, остропленных в 2 яруса: 6 шт. "основных" и 6 шт. "отрывных". При этом предусматривалось предварительное отделение кормы и отдельный ее подъем.
На основании рассмотрения всех данных о состоянии БПК "Отважный" и степени опасности находящегося в нем боезапаса главнокомандующим Военно-морским Флотом были приняты решения. Они были сформулированы в приказе главнокомандующего ВМФ от 12.11.1974 г. и трех директивах главного штаба ВМФ, издаваемых по ходу работ: от 28.05.1975 г., 3.02.76 г. и 8.03.77 г. Указанными документами предусматривались следующие решения:
а) Сформировать за счет, сил Черноморского флота специальный судоподъемный отряд (ССО) в составе: СПС "Карпаты", СС-21 (СС-26), СБС проекта 733С, ВМ проекта535 (532), килектора судов обеспечения. Командиром ССО назначить капитана 1 ранга Л. Потехина, начальником штаба капитана 1 ранга А.В. Жбанова, Штаб ССО сформировать из специалистов флота; к работе ССО на разных этапах работ привлечь специалисток специальных институтов ВМФ.
б) БПК "Отважный", в связи с невозможностью его восстановления, в целом виде не поднимать; в первую очередь выполнить работы по подъему, с корабля доступных вероятного противника спецтехники на наружных постах, а также секретных документов и специальной аппаратуры, оставленной в период катастрофы корабля.
в) В целях обеспече6ния безопасности района затопления корабля произвести подрыв противолодочного и ракетного боезапаса, находящегося в погребах № 4, 5, 6 и 7 корабля. Одновременно с подрывом боезапаса в погребах отделить взрывом корковую оконечность корабля для последующего ее подъема.
3. Выполнение работ.
Подъем секретной аппаратуры и документации.
В апреле 1975 года над затонувшим кораблем был оборудован полигон водолазных работ с установкой в нем 6 комплектов рейдового оборудования. Каждый комплект которого состоял из рейдовой бочки объемом 25 куб. метров, комбинированного тросово-цепного бриделя и железобетонного массива массой 80 т.
В мае спасательным судном СС-50 пр.532, а затем СС-21 пр. 527М (обоими спасателями при работах в море командовал капитан-лейтенант Виталий Юрганов), были начаты работы по детальному обследованию корабля и проходу в тамбур № 24 и коридор № 4 в носовой части левого борта, где находились подготовленная к эвакуации секретная аппаратура и документы. Для подрыва двери в тамбур использовались средняя и малая прилипающие магнитные мины. В июне-августе водолазами с борта СС-21 в снаряжении ГКС-ЗМ были подняты 438 наименований секретной документации, части блоков аппаратуры ЗАС и опознавания. После окончания работ на проем двери в тамбур была установлена заградительная решетка.
Подъем секретной техники на открытых постах. В период август-ноябрь 1975 г. были подняты объекты секретной техники: аппаратура МР-300, МР-1116, носовые и кормовые антенны РЛС "Турель", "Ятаган", кормовая и носовая мачты. В конце августа СС-21 сменил прибывшее с Северного флота судоподъемное судно "Карпаты".
Все объекты отделялись путем подрыва в основании корабельных конструкций гибких шнуровых зарядов ГШЗ-4, устанавливаемых водолазами. Отделяемые конструкции заранее стропились, после подрыва поднимались плавучим краном или килектором на поверхность и доставлялись в базу.
Кроме указанных надпалубных конструкций, в ходе работ были подняты: командирский катер, корабельный ял и одна практическая торпеда.
Проект по одновременному подрыву боезапаса в погребах № 4, 5, 6 и 7 и отрыву кормовой части корабля был разработан тремя Центральными НИИ ВМФ и согласован с Черноморским флотом. Вес тротилового эквивалента боезапаса в этих погребах корабля составлял 103т. Для его уничтожения предусматривалось заложить и осуществить одновременный подрыв нескольких сосредоточенных зарядов: двух по 10 тонн, укладываемых на палубе, над погребом № 4; двух по 20 тонн, навешиваемых на правый борт возле погреба № 5; одного 10 тонн, навешиваемого на правый борт возле погреба № 7; одного весом 9 тонн, закладываемого непосредственно в погреб № 6 (фактически в погреб было заложено 23,6 тонны); одного весом 20 тонн для отделения кормовой части, закладываемого в погреб № 8. Общий вес зарядов составил 113,6 тонн тротила.
На заводе № 13 ВМФ (Севастополь) были изготовлены оболочки для 1,25-тонных элементов зарядов, контейнеры для их монтажа и подвесные устройства. Корпуса оболочек элементов зарядов были в июне направлены на специальный завод по изготовлению боеприпасов в Куйбышевской области. Изготовленные элементы зарядов в сентябре прибыли на флот. Смонтированные в соответствующих контейнерах элементы зарядов под руководством капитана 3 ранга Е. Зеленцова доставлялись на МДК пр. 106К на СПС "Карпаты", которые с использованием своих основных 200-тонных гиней, наблюдательной камеры НК-300 и рабочей РК-860 устанавливались на место. Подрывные заряды в погреб № 6 подавались в виде 75-граммовых толовых шашек по шланговой гидравлической линии от СПС "Карпаты". Установка всех подрывных зарядов была закончена в октябре.
Система подрыва снарядов состояла из следующих элементов:
- на дно моря на глубине 160 м укладывалась герметичная распределительная коробка (предварительно испытанная) с заведенными в нее 14 распределительными линиями кабелей и 2 магистральными кабелями подрыва;
- подрыв заряда осуществлялся вставленным в нем электродетонатором ЭДГ;
- для повышения надежности одновременного подрыва всех зарядов они соединялись между собой дублирующей линией подрыва, состоящей из гибких шланговых зарядов ГШЗ-4;
- одновременный подрыв всех зарядов планировался со спасательного судна пр. 527М, установленного от места затопления БПК "Отважный" на расстоянии 6 км по двум магистральным кабелям КПК длиной 6.5 км, подведенным к распределительной коробке.
В соответствии с утвержденным проектом, в ноябре-декабре водолазной группой оперативного судоподъемного отряда в глубоководном снаряжении СВГ-200 с СПС "Карпаты" были выполнены работы по установке бойков в подрывные снаряды, монтажу идущих от герметичной распределительной коробки линий кабелей, монтажу дублирующей подрывной линии из зарядов ГШЗ-4.
На расстоянии 6 км от места подрыва был оборудован полигон, на котором встало на рейдовое оборудование спасательное судно "СС-26" со смонтированными на нем средствами подрыва. Кабельным судном "Цна" была проложена кабельная линия подрыва от распределительной коробки до "СС-26", а также кабельные линии связи от мыса Херсонес до СПС "Карпаты" и СС "СС-26". Линии связи были коммутированы на КП ЧФ.
Одновременно было выполнено ряд мероприятий по предупреждению разлива дизельного топлива из цистерн затонувшего корабля (около 300 тонн).
Выполнение указанных мероприятий предусматривало: формирование группы локализации и сбора топлива в составе противопожарного судна, двух противопожарных катеров, спасательного и буксирных судов, танкера, судов сборщиков нефти, бонового заграждения. ПДС-123 было оборудовано огнеметами для поджога топлива.
Взрыв сосредоточенного заряда общим весом 124 тонны (в тротиловом эквиваленте) потребовал решения и согласования многих вопросов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, и экологической безопасности на море. Эти вопросы были рассмотрены специальными органами флота, согласованы с территориальной инспекцией геологии по сейсмическому воздействию на береговые сооружения, с госрыбнадзором, органами госбезопасности и многими другими государственными органами.
Район взрыва, квадрат 10х10 миль, находящийся в нейтральных водах, извещением мореплавания был закрыт для плавания всех судов и полетов самолетов на период с 20 по 30 декабря 1977 года. По периметру полигона были установлены корабли охраны района.
20 - 21 декабря по разрешению командующего ЧФ была выполнена постановка в заряды подрывных устройств.
22 декабря командующий ЧФ объявил готовность № 1 к подрыву. СПС "Карпаты" снялось с бочек и вышло за границу района. В район подошло спасательное судно СС-26, на которое перешел штаб ССО.
23 декабря главнокомандующий ВМФ утвердил: 10 часов 30 минут время подрыва установленных зарядов.
При взрыве над морем наблюдался столб воды и пламени высотой 30 метров в течение 10 секунд, которые переросли в черный дым.
В 10.50 самолет ИЛ-14 начал разведку в районе взрыва. В 13.00 в район вышли СС-26, ПЖС-123, СБ-5, СБ "Орион" и начали осмотр моря. Загрязнения моря обнаружено не было, все топливо сгорело при взрыве. Рыбы всплыло немного.
В декабре 1977 - январе 1978 г.г. автономными подводными аппаратами проектов 1837 и 1839 было произведено визуальное обследование и видео съемка района взрыва при видимости под водой 6-8 метров. В результате обследования установлено:
- все поставленные подрывные заряды взорвались полностью и вызвали детонацию боезапаса находящегося в погребах, не уничтоженных, и не взорвавшихся боеприпасов не обнаружено.
- в результате взрыва корабль разделен на три сильно разрушенные части, отдельные конструкции отброшены на 80-100 метров.
- В июле-августе 1978 года СПС "Карпаты" подняло 10 секции корпуса корабля. Экономические расчеты показали нецелесообразность продолжения этих работ, и на этом работы на бывшем противолодочном корабле "Отважный" были закончены.
Прежде чем закончить повествование я хочу остановиться на некоторых утверждениях, приведенных в книге Б.А. Каржавина "Гибель "Отважного" в последней, 4-й главе "Конец истории "Отважного".
В предисловии к книге Б. А. Каржавина адмирал В. Л. Самойлов пишет: "В книге есть некоторые спорные моменты, а есть абсолютно неверные. Так, например, рассуждения капитана 2 ранга В.С. Колташева о причинах отказа от подъема БПК "Отважный" - это сплошной вымысел".
Мне довелось участвовать в решении многих проблем по планированию подъема и организации работ на "Отважном". Я могу с полной ответственностью сказать, что вызывает недоумение, приведенные в книге Б.А. Каржавина высказывания В.С. Колташева, о порядке принятия решения командованием ВМФ по подъему "Отважного". В своих рассуждениях он неумеренно преувеличивает роль своей личности в организации работ на погибшем корабле. Например, есть такое высказывание: "Главнокомандующий Горшков пообещал министру обороны Гречко поднять корабль, но таких сил и средств у нас не было, поэтому стали поднимать по частям, по ступеням. Эта работа и имела кодовое название "Ступень". Вот еще высказывание: "…Но вот умер Гречко, товарищ Горшков облегченно вздохнул и дал команду подъем не производить, а подорвать в подводном положении". Откуда, как не с потолка, взяты эти утверждения? Сомневаюсь, чтобы С.Г. Горшков делился своими мыслями и переживаниями с В.С. Колташевым. Нет смысла останавливаться на приведенных в книге письмах члена экипажа ВМ-88 Д. Филоновича и офицера СПС "Карпаты" старшего лейтенанта В.А. Смирнова, содержащих не соответствующие действительности факты. Последние, по степени своего участия в работах и занимаемой роли, вообще не располагали информацией. Все это явно надуманная ложь…
Вызывает глубокое сожаление, что такой серьезный и уважаемый автор, как Б.А. Каржавин, приводит в своей книге подобные "документы" и даже в некоторой мере свидетельствует содержащиеся в ней "факты".
Планы и задачи работ, вытекающие из состояния БПК "Отважный", рассматривались тремя авторитетными институтами ВМФ: кораблестроения, вооружения, аварийно-спасательных и судоподъемных работ. На основании их анализа и предложений готовились обоснованные доклады главнокомандующему ВМФ, которым принимались необходимые решения. Выполнение этих решений требовало привлечения большого количества сил и материальных средств, высокого мастерства и четкой организации работ большого коллектива специального судоподъемного отряда.
Основные выводы:
1 Задачи, поставленные перед специальным судоподъемным отрядом Черноморского флота по работам на БПК "Отважный", выполнены полностью.
1.1. Подняты, секретные документы, аппаратура и техника, могущие представлять интерес для вероятного противника. Подтверждение - заход в близлежащий район специального судна США "Гломар Челенджер.
1.2. Находящийся в нейтральных водах корабль, к восстановлению, не пригодный, но содержащий большое количество аварийных боеприпасов, как очаг взрывоопасности - был уничтожен.
2. При выполнении работ на БПК "Отважный" была освоена новая техника и технологии подъема затонувших судов с ранее недоступных глубин.
3. Получен опыт проектирования, установки и эксплуатации глубоководного рейдового оборудования, обеспечивающий стоянку спасательных судов водоизмещением до 10 тысяч тонн, при ветре в борт 7-8 баллов и волнении моря 5-7 баллов.
4. Впервые было широко использовано новое глубоководное водолазное снаряжение СВГ-200. Специально подготовленной группой водолазов из 20 человек в этом снаряжении был выполнен большой объем работ по отделению надпалубных конструкций, установке подрывных зарядов, монтажу электровзрывных и детонационных устройств. За время работ на "Отважном", было спущено на глубину 130 метров 86 пар водолазов в режиме кратковременного пребывания с временем, пребывания на глубине каждой пары до одного часа. К большому сожалению, освоение нового водолазного снаряжения не обошлось без гибели водолазов. 17 июня 1977 г. на глубине 125 м погиб водолаз СПС "Карпаты" Р.Т. Гавюк. Причина гибели - неисправность клапана вдоха снаряжения СВГ-200. Впервые на глубине 130 был выполнен необычно большой объем взрывных работ, как по сложности их организации, так и по доставке самих зарядов. Для прохода во внутренние помещения корабля и отделения надпалубных конструкций широко использовался комплекс специальных подрывных зарядов различного назначения. Одновременный взрыв инициирующих подрывных зарядов и боезапаса общим весом 124 т. потребовал значительных экспериментальных испытаний, четкой организации и был выполнен успешно. Для подводной электрокислородной резки на глубине спроектировали, создали и использовали специальную установку.
5. Благодаря применению новой техники и технологии ранее достигнутая глубина выполнения подводных работ в 60 метров на БПК "Отважный" впервые в СССР была увеличена до 130 метров, что и послужило основанием для присвоения им при разработке плана всех работ наименования "Ступень".