Arromanches
1946-1974
Название – Завод – Заложен – Спущен – Принят – Передан – Судьба
Arromanches (Арроманш) Бывш. британский типа "Colossus" – Vickers-Armstrong, Тайн – 01.06.1942 – 30.09.1943 – 16.12.1944 – 06.08.1946 – Искл. 1974
ТТХ
Водоизмещение, т: полное – 14 000, стандартное – 17 900
Размерения, м: длина – 211,2(наиб.), 192 (пп); ширина – 24,5, 34,2(палуба): осадка – 7,2
Энергетическая установка – 2 винта; ТЗА Parsons
Котлы – 4
Мощность, л.с. – 40 000
Скорость, узл. – 25
Топливо, т – 3200
Дальность, м. миль – 12000(14,6)
Вооружение:
артиллерия*: 6×4 ― 40 мм/39 Vickers-Armstrong (2-фн.); 19×1 ― 40 мм Bofors; 6×4 ― 13,2 мм зен. пул.
авиационное – до 48 самолётов или 24 вертолёта (после 1968 г.)
Экипаж, чел. – 824 (1400 вместе с лётным составом)
* По нашему мнению, относительно количества базирующихся на корабль самолётов единой цифры быть не может, так как со времени Второй мировой войны до середины 50-х годов их размеры и масса сильно выросли, что должно было сказаться на уменьшении количества самолётов, которые мог принять на борт авианосец.
Это был четвёртый из серии британских лёгких авианосцев типа "Colossus". Проект авианосца водоизмещением 13 200 т был разработан в 1942 г. При его создании особое внимание уделялось технологичности и дешевизне — такие корабли предполагалось строить крупной серией и в очень сжатые сроки. В целом корабль был сконструирован весьма рационально. Его полетная палуба оборудовалась двумя лифтами грузоподъемностью 6,8 т, имелся одноярусный ангар (135,6×15,9×5,33 м). Броневая защита проектом не предусматривалась, за исключением стальных листов толщиной 10 мм, прикрывавших погреба авиационного боезапаса.
Корпус авианосца проектировался по нормам торгового судостроения, без встроенной ПТЗ, однако при этом имел рациональное разделение на отсеки и сохранял непотопляемость при попадании торпеды в район главных поперечных переборок. Повышению живучести способствовала эшелонная компоновка ЭУ, занимавшей 4 отсека (2 МО и 2 КО).
В 1945-1946 гг. находился в составе британского флота на Тихом океане. Передан в 1946 г. в аренду Франции сроком на 5 лет. По истечении этого срока, в 1951 г., "Arromanches" был выкуплен французами. За это время службы совершил поход в Индокитай, где с него в действовали пикирующие бомбардировщики Dauntless и истребители Seafire Mk XV, а также соответственно Helldiver и Hellcat. Ещё два похода было выполнено до ухода Франции из Индокитая в 1954 г. Затем нёс службу на Средиземном море. В 1956 г., во время Суэцкого кризиса, участвовал в налетах на Египет с применением самолётов типа Corsair и Avenger.
В 1957-58 гг. был значительно перестроен, получил угловую полётную палубу (4° к диаметральной плоскости), при этом его ширина увеличилась на 1,8 м. Катапульта убрана, установлена РЛС воздушного обзора типа DRBV 22A.
После модернизации использовался как учебный авианосец, а также в качестве противолодочного. Помимо учебных самолётов на него базировались также противолодочные Alizé, что позволяло ограниченное использование корабля для решения задач противолодочной обороны. Наличие учебного авианосца позволило обеспечить подготовку пилотов для новых АВ "Clemenceau" и "Foch".
С 1962 г. на "Arromanches" стала базироваться эскадрилья вертолётов HSS-1, что позволило использовать этот АВ не только в качестве учебного, но и для решения боевых задач. После очередной большой модернизации в 1968 г. он был переведен в разряд вертолётоносцев, со способностью решать широкий круг задач, включая противолодочную оборону, десантирование на вражеское побережье и обучение. В такой роли он пребывал до окончания своей службы в 1974 г.
В 1978 г. продан на разборку.
Самолёты:
Curtiss SB2C Helldiver/A-25 Shrike;
Grumman TBF/TBM Avenger;
Chance Vought F4U Corsair.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. ПАЛИТРА КРЫЛА - Авианосцы
3. http://en.wikipedia.org/wiki/Arromanches_(R_95)
4. http://ship.bsu.by/