Эскадренные миноносцы
Французская классификация минных кораблей существенно отличается от привычных нам русской, английской, американской, отчасти, немецкой классификации. Здесь миноносцы, лидеры, корветы, фрегаты — дань переменчивым веяниям времени. Тем не менее, наиболее авторитетные справочники (Conway, Jane) выделяют во французском флоте категорию эсминцев (Destroyers). В нашей литературе принято следовать аналогичному подходу.
Конец XIX - начало XX века
Наличие во Франции "молодой школы" (Jeune École), чрезмерно увлекшейся достоинствами торпедного оружия и не замечавшей его недостатков, привело к некоторому перекосу в сторону постройки небольших миноносцев. Одновременно появилась потребность в борьбе с аналогичной угрозой со стороны противника, что привело к созданию более крупных кораблей, вооружённых не только торпедами, но и достаточной артиллерией — контр-миноносцев. В конце XIX - начале XX века французские миноносцы и контр-миноносцы стояли в одном ряду с аналогичными кораблями других стран, однако со временем их количество и качество стали уступать кораблям как союзников, так и противников. До начала Первой мировой войны эти проблемы разрешены не были. В ходе войны основное внимание французов было привлечено к действиям на сухопутном фронте, война же на море была прерогативой англичан. Вероятно поэтому в ходе её во Франции эскадренные миноносцы так и не появились. На постройку предполагавшихся крупных миноносцев тоннажем 1200-1500 т не хватало средств.
Между войнами, II мировая война
Первыми действительно эскадренными миноносцами во Французском флоте стали трофейные немецкие корабли. В промежутке между двумя мировыми войнами французы совершили гигантский рывок. Если к концу первой мировой войны в составе флота не было ни одного эскадренного миноносца, соответствующего современному уровню, то во вторую мировую Франция вошла, не имея ни одного эсминца или миноносца, чей возраст превышал бы 13 лет.
Особо следует выделить класс французских лидеров, которые стали "визитной карточкой" французского кораблестроения в межвоенный период. Стремясь обеспечить себе перевес над итальянским флотом, французы в каждом следующем типе усиливали вооружение, повышали скорость хода, стремясь превзойти итальянцев. Фактически, последние корабли в значительной мере тяготели к крейсерам, кстати, как и последние итальянские. Достигнутая во время испытаний лидером "Le Terrible" скорость 45,02 узла является непревзойдённым до сих пор рекордом для крупных надводных кораблей.
Быстрый выход Франции из войны не позволил в полной мере продемонстрировать возможности её обновлённого флота, однако боевые столкновения, в которых принимали участие эсминцы и лидеры, построенные в период между двумя мировыми войнами, показал их достаточно высокую эффективность. В то же время, стало очевидным, что ПВО кораблей явно недостаточна и требует усиления, что и осуществлялось на протяжении всей войны. Отметим, что то же самое можно сказать обо всех без исключения воюющих флотах.
После II мировой войны
Опыт II мировой войны показал, что эпоха, когда исход морских сражений решался в артиллерийском бою, быстро проходит. На передний план выдвинулись авиация и подводные лодки. Соответственно возросли требования к надёжности ПВО и ПЛО кораблей и соединений, а значит изменились задачи, которые следовало решать эсминцам.
Потеряв значительную часть флота во время войны, Франция восполнила потери за счёт кораблей, полученных по репарациям из флотов Германии и Италии, а с 1951 г. начала постройку эсминцев по собственным проектам. В проектах кораблей 1950-х годов в значительной мере учитывались уроки войны. Они долгое время несли службу во французском флоте, в числе первых получили ракетное оружие, и я бы сказал, что они стали переходными от артиллерийских кораблей времён 2-ой мировой войны к современным, начинённым радиолокаторами, электроникой, акустикой и ракетным вооружением.
С конца 1960-х годов и до нашего времени идёт строительство кораблей, боевая эффективность которых определяется уже не артиллерийским вооружением и скоростью хода, а насыщенностью радиолокаторами, совершенством электроники, акустическим вооружением, точностью, дальнобойностью и помехозащищённостью ракет, короче, эффективностью использования достижений научно-технического прогресса.
1. Балакин С.А. ВМС Франции 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А. Балакин // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор" – 2000. – № 3(33).
2. Conway's All the World's Fighting Ships 1906-1921. London: Conway Maritime Press, 1986. – 449 с.
3. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.:Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
4. Janes Fighting Ships 1981-1982
5. Janes Fighting Ships 2004-2005
6. http://www.netmarine.net/