Тип Aigle (Эгль) — 6 ед.
1928-1959
Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Aigle (C) – Ateliers et Chantiers de France, Дюнкерк – 08.10.1928 – 19.02.1931 – 10.10.1932 – Потопл. 24.11.1943
Albatros (C) – Ateliers et Chantiers de la Loire, Сен-Назер – 21.01.1929 – 27.06.1930 – 25.12.1931 – Спис. 09.09.1959
Vautour (C) – Forges et Chantiers de la Méditerranée, Гавр – 30.01.1929 – 26.08.1930 – 02.05.1932 – Потопл. 04.02.1944
Gerfaut (C) – Ateliers et Chantiers de Bretagne, Нант – 13.05.1929 – 14.06.1930 – 30.01.1932 – Потопл. 07.03.1944
Epervier (D) – Arsenal de Lorient – 18.08.1930 – 14.08.1931 – 01.04.1934 – Спис. 1946
Milan (D) – Arsenal de Lorient – 01.12.1930 – 13.10.1931 – 20.04.1934 – Спис. 1946
Развитие типа 2400-тонника. По внешнему виду очень близки к типу "Bison". Главная особенность — применение новых 138-мм орудий образца 1927 г., созданных по образцу германских 150-мм орудий суперэсминца "S 113". Заказаны 03.10.1928 в соответствии с программой 1927 года (группа "C"). Позже 2 корабля перезаказаны по специальной программе 1927 г. (группа "D"). Последние имели существенные отличия в конструкции корпуса, составе вооружения и, самое существенное, в энергетической установке. Оба строились арсеналом Лориана — единственным государственным предприятием, приспособленным к постройке кораблей данного класса. Выполнение значительного объема работ задержало их вступление в строй примерно на 18 месяцев.
ТТХ:
Водоизмещение, "длинных" т – 2441(станд.), 2660(норм.), 3140(полн.)
Длина, м – 128,5(наиб.)×122,4(КВЛ)×11,84×4,23(норм.), 5,5(полн.)
ЭУ – Эшелонная, 2 вин., 2 ТЗА Parsons, (на "Gerfaut", "Épervier" — Rateau-Bretagne, на "Aigle" — Zoelly); 4 кот. Yarrow или Penhoët, вертикального типа
Мощность (проектн.), л.с. – 64 000 ("Milan'' и "Épervier" — 68 000)2
Скорость (проектн.), узл. – 361
Запас топлива, т – 562-575
Дальность плавания, м. миль – 3650 (18 узл.)
Экипаж, чел. (в т.ч. оф.) – 230 (в т.ч. 10 оф.)
Вооружение: артиллерия – 5×1 — 138/40 Мod 1927 (140 выстрелов на ствол), 2×2 — 37-мм зен. авт. Mod 1925, располагались побортно, в районе третьей дымовой трубы, 2×2 — 13,2-мм зен. пул; ТА – 2×3 — 550-мм в диаметральной плоскости (торпеды типа 23DT) (На "Milan'' и "Épervier" 2×2 — 550-мм побортно + 1×3 — 550-мм в диаметральной плоскости); Бомбомёты – 4 "Торникрофт" для 100-кг глубинных бомб3; Бомбосбрасыватели – 2 (24 ГБ по 200 кг каждая), расположены под верхней палубой
1 На испытаниях лидеры показали максимальную скорость от 38,66 ("Aigle") до 41,20 "Gerfaut" узлов.
2 После успешных испытаний котлов с перегревом пара, установленных на гидроавианосце "Commandant Teste", было принято решение оснастить ими новые контр-миноносцы. "Milan'' и "Épervier" были выбраны в качестве опытных кораблей и оснащены различными типами котлов для сравнения. На "Milan'' стояли котлы фирм "Ateliers et Chantiers. de la Méditerranée" и "Yarrow-Loire", а на "Épervier" — "Tornicroft-Penhoët" и "du Temple". Конструктивно ТЗА включали секции высокого, среднего и низкого давления, а также турбины крейсерского хода. Рабочее давление пара было увеличено до 27 атм., мощность механизмов возросла до 68 000 л.с. На испытаниях оба корабля превзошли своих собратьев, а самым быстрым оказался Milan'', показавший скорость 41,94 узла при водоизмещении 2400 тонн. С новой машинной установкой заметно улучшились экономичность и радиус действия.
Наиболее заметными внешними отличиями лидеров группы "D" были: форма кормовой оконечности, округлые мостики, расположение прожекторов у третьей трубы, а не на мостиках, размещение второй пары шлюпок у средней, а не у кормовой надстройки. Максимальная длина кораблей увеличилась до 129,3 м.
Новые 138-мм орудия Mod 1927 имели увеличенную вдвое скорострельность, что достигалось за счет применения горизонтально-клинового скользящего затвора полуавтоматического действия, а также уменьшения высоты расположения оси цапф до 1,25 м (по сравнению с 1,5 м у предыдущей модели). Это, однако, ограничивало угол возвышения величиной 28° и привело к снижению дальности стрельбы. Кроме того, не было принято мер по увеличению вместимости погребов и скорости подачи снарядов.
Первые корабли серии первоначально оснащались дополнительной 75-мм зенитной установкой образца 1927 г., располагавшейся на средней надстройке перед третьей дымовой трубой. В конце 1932 г. ее сняли, на "Milan'' и "Épervier" она не устанавливалась.
Также на "Milan'' и "Épervier" установили новые бомбометы, рассчитанные на глубинные бомбы типа 100/250. В отличие от предшественников, они располагались не за срезом полубака, а в районе четвертой трубы. Кроме того, впервые во французской практике, "Milan'' и "Épervier" были оборудованы минными рельсами и могли принимать на борт до 20 мин типа "Бреге" В-4.
Первоначально на кораблях стоял один 3-метровый дальномер. В 1933 г. были установлены два 1-метровых дальномера для 37-мм автоматов. В 1936 году за счет установки новых стереоскопических дальномеров: 5-метрового на носу и 4-метрового на корме - система управления огнем была значительно улучшена. Тогда же для облегчения заряжания были смонтированы кольцеобразные лотки вокруг орудий главного калибра. На "Gerfaut" в 1935-1937 гг. испытывался экспериментальный центральный автомат стрельбы (ЦАС), стоявший в кормовой надстройке, который позднее был установлен в качестве стандартного на два последних корабля, а также на последующие корабли из серии 2400-тонников.
В конце 1939 г. "Vautour" стал одним из первых французских лидеров, оснащенных гидроакустическими станциями. На "Gerfaut" британский "асдик" был установлен в мае 1940 г., на "Albatros" уже после перемирия.
Планы усиления зенитного вооружения, описанные для типа "Bison", были приняты за основу и для этой серии. После июня 1940 г. рассматривалась возможность установки на "Milan'', "Épervier", "Vautour" и "Albatros" 37-мм двухствольного автомата. М1933 на кормовой надстройке, а также двух дополнительных пулеметов "Браунинг". Четверка "стандартных" кораблей данной группы сохранила все свои торпедные аппараты и два из старых 37-мм зенитных орудия М1925 в средней части, хотя "Aigle" не получил ни новых автоматов, ни пулеметов Браунинга.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.:Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.