Тип Le Fantasque (Фантаск) — 6 ед.
1930-1942
Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Le Triomphan – Ateliers et Chantiers de France, Дюнкерк – 28.08.1931 – 16.04.1934 – 25.05.1936 – Искл. 06.12.1954
Le Fantasque – Arsenal de Lorient – 15.11.1931 – 15.03.1934 – 10.03.1935 – Искл. 02.05.1957
Le Malin – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 17.08.1933 – 01.05.1936 – Искл. 02.1964
L'Audacieux – Arsenal de Lorient – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.05.1943
Le Terrible – Chantiers Navals Français, Дюнкерк – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Разобр. 06.1962
L'lndomptable – Forges et Chantiers. de la Méditerranée, Ля Сен – 16.11.1931 – 15.03.1934 – 27.11.1935 – Потопл. 07.03.1944
Самые знаменитые из французских лидеров, последние и наиболее совершенные из кораблей данного класса с пятью орудиями главного калибра. Строились по программе 1930 г.
На лидерах типа "Le Fantasque" была установлена новая артиллерия главного калибра, существенно увеличившая их огневую мощь, и изменено расположение средней артиллерийской установки. Данный проект являл собой дальнейшее продвижение в сторону увеличения размеров и мощности силовой установки. Рост водоизмещения на 200 т сопровождался 15 % прибавкой номинальной мощности. Внешний вид корабля также изменился — стал более современным.
Высокие боевые качества лидеров типа "Le Fantasque" позволили им в годы второй мировой войны зарекомендовать себя наиболее активно действовавшими надводными кораблями французского флота.
Боевой радиус кораблей был удовлетворительным для условий Средиземноморья, но для действий в океане был недостаточным.
Новые 138-мм орудия обр. 1929 г. имели 20-километровую дальность стрельбы. Техническая скорострельность достигла 12 выстрелов в минуту, хотя практическая была значительно ниже. Впервые были предусмотрены полные и учебные заряды. По-новому была размещена артиллерийская установка №3 — теперь она стояла в передней части кормового шельтердека. Это позволяло ей эффективнее вести огонь на носовых курсовых углах, что более соответствовало наступательной концепции использования французских лидеров.
ТТХ:
Водоизмещение, "длинных" т – 2569(станд.), 2724-2800(норм.), 3380(полн.)
Длина, м – 132,4(наиб.)×125,4(КВЛ)×12,25×3,8(носом), 5(кормой), 4,3(средняя)
ЭУ – Эшеллонир., 2 вин., 2 ТЗА Rateau-Bretagne ("Le Fantasque", "L'Audacieux", "Le Terrible") или Parsons ("Le Triomphan", "Le Malin", "L'lndomptable"); 4 кот. Penhoët, вертикального типа (на "Le Terrible" — Yarrow Loire)
Мощность (проектн.), л.с. – 74 000
Скорость (проектн.), узл. – 37
Запас топлива, т – 562-575
Дальность плавания, м. миль – 4000(15); 3000(21); 2500(25); 1300(32); 700(35)
Экипаж, чел. (в т.ч. оф.) – 210 (в т.ч. 13 оф.)
Вооружение: артиллерия – 5×1 — 138/45 Мod 1929 (по 240 выстр. на орудие), 2×2 — 37-мм зен. авт. Mod 1925, 2×2 — 13,2-мм зен. пул. "Гочкис"; ТА – 3×3 — 550-мм; Бомбомёты – 2 (16 ГБ по 200 кг); Мины – 50 типа Бреге по 500 кг (добавлено в ходе переоборудований)
Дальномеры: 1 — 5 м на носовом мостике в закрытой башенке, 1 — 4 м на кормовом шельтердеке в закрытой башенке, 2 — 1 м зенитных
Рекордные показатели "Le Terrible" (42,93 узл.) связаны с тем, что его гребные валы оснащались кронштейнами, изготовленными по типу "Milan'' и "Epervier", тогда как на остальных пяти кораблях серии был опробован специальный проект с выкружками гребных валов (так называемыми "штанами").
Впервые на французских лидерах была применена центральная система управления огнем с автоматом стрельбы. Она обслуживалась двумя стереоскопическими дальномерами: 5-метровым носовым и 4-метровым кормовым. Последний поменялся местами со средним орудием и располагался в задней части средней надстройки, позади второй трубы. На кораблях отсутствовала грот-мачта, для крепления радиоантенн были установлены V-образные стойки на кормовой трубе.
Имелись изменения в зенитном вооружении. Корабли вооружались 37-мм автоматами в новых спаренных установках обр. 1933 г. Размещение автоматов было стандартным — побортно в районе кормового котельного отделения. Для управления огнем служили два 1-метровых дальномера. На крыльях мостика устанавливались спаренные пулеметы "Гочкис", имевшие собственные переносные дальномеры. Однако в целом, как и на всех французских кораблях в предвоенный период, зенитное вооружение было слабым.
Как и на предыдущем типе, торпедное вооружение было разнесено: один аппарат размещался по диаметральной плоскости, два других — по бортам, но теперь все они стали трехтрубными, увеличив общее количество труб до девяти. Противолодочное вооружение включало в себя шестнадцать 250-кг глубинных бомб. Лидеры могли принимать на борт до 50 мин типа "Бреге" весом 500 кг. Широкое применение систем автоматики позволило сократить экипаж кораблей до 210 человек — 13 офицеров и 197 матросов.
Войдя в строй, эти корабли составили 8-й ("L'lndomptable", "Le Malin", "Le Triomphan") и 10-й ("Le Fantasque", "L'Audacieux", "Le Terrible") дивизионы лидеров. В начале войны оба дивизиона действовали в составе Атлантического флота. Базируясь на Брест, а позднее на Дакар, в конце 1939 - начале 1940 гг. корабли принимали участие в операциях, связанных, главным образом, с поиском германских рейдеров "Адмирал Граф Шлее" и "Дойчланд".
В 1943-1944 гг. "Le Fantasque", "Le Terrible", "Le Malin" и "Le Triomphan" прошли в Соединенных Штатах ремонт, сопровождавшийся обширной модернизацией. Со всех кораблей были демонтированы кормовые торпедные аппараты, кормовые дальномерные посты и прежние зенитные автоматы. Легкое зенитное вооружение также было кардинально модернизировано. "Le Fantasque", "Le Terrible" и "Le Malin" получили два спаренных 40-мм "Бофорса" Mk.1 Mod.6, занявшие места перед второй трубой, и счетверенный "Бофорс" Mk.2 Mod. 13, установленный между орудиями №3 и №4. На "Le Triomphan" аналогичным образом смонтировали три спаренных автомата Mk.1 Mod.1, вернув на прежнее место 138-мм орудие №4, ранее замененное 102-мм. Для управления огнем "Бофорсов" служили приборы управления Mk.51. Кроме того, на всех лидерах были смонтированы 20-мм автоматы "Эрликон" — по восемь на "Le Fantasque" и "Le Terrible" и по десять на "Le Malin" и "Le Triomphan". Были установлены легкие решетчатые фок-мачты с американскими радарами слежения за морскими и воздушными целями.
После модернизации водоизмещение лидеров возросло примерно на 500 тонн. Несмотря на это, на испытаниях "Le Fantasque" и "Le Terrible" превысили 40-узовую скорость. Впоследствии корабли легко могли поддерживать эскадренный ход в 37 уз, вызывая всеобщее восхищение союзников. Запас топлива был увеличен до 730 т, что позволило несколько увеличить дальность плавания.
В октябре 1943 г. лидеры были переклассифицированы в легкие крейсера (Croiseur Ingere). На Средиземном море "Le Fantasque", "Le Terrible" и "Le Malin" образовали 10-й дивизион легких крейсеров, командиром которого был назначен капитан 1 ранга Пьер Лансело, отличившийся в сентябре 1940 г. в Дакаре, когда командовал подводной лодкой "Бевезье".
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.:Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.