Тип Mogador (Могадор) — 2 ед.
1932-1943
Наименование – Место постройки – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Mogador – Arsenal de Lorient – 28.12.1934 – 09.06.1937 – 08.04.1939 – Затопл. 27.11.1942
Volta – Ateliers et Chantiers de Bretagne, Нант – 24.12.1934 – 26.11.1936 – 06.03.1939 – Затопл. 27.11.1942
Данный класс представляет собой высшую точку развития французских лидеров и характеризуется значительным ростом размеров и огневой мощи. Новые лидеры несли уже по восемь орудий вместо пяти, хотя водоизмещение по сравнению с предыдущим типом увеличилось всего на 17 %. Основное внешнее отличие от предшественников заключалось в размещении орудий главного калибра в двухорудийных башнях на носу и на корме по типично крейсерскому образцу. В целом эти корабли приближались к категории легких крейсеров.
ТТХ:
Водоизмещение, "длинных" т – 2884(станд.), 3954(норм.), 4018(полн.)
Длина, м – 137,5(наиб.)×131(КВЛ)×12,67×4,57(норм.), 5(макс.)
ЭУ – Эшелонир., 2 вин., 2 ТЗА Rateau-Bretagne с одноступенчатой зубчатой передачей; 4 кот. Indret, тонкотрубные, вертикального типа
Мощность (проектн.), л.с. – 92 000
Скорость (проектн.), узл. – 39
Запас топлива, т – 721
Дальность плавания, м. миль – 4200(15)
Экипаж, чел. (в т.ч. оф.) – 264 (12); 284 в качестве флагманского корабля
Вооружение –
артиллерия – 4×2 — 138/45 Мod 1934 (1440 — по 180 полубронебойных и фугасных снарядов на ствол + 85 осветительных)[1], 2×2 — 37-мм зен. авт. Mod 1933, 2×2 — 13,2-мм зен. пул. "Гочкис"; ТА – 2×2 + 2×3 — 550-мм; Бомбосбрасыватели – 2 для 200-кг ГБ; Мины – 50 типа Бреге по 500 кг
Дальномеры – 1 — 5 м и 1 — 4 м на носовой надстройке, 1 — 4 м на корме, 2 — 1 м зенитных
1. По британским стандартам этого боезапаса хватало примерно на двадцать минут боя.
"Mogador" заказан по программе 1932 г., "Volta" — по программе 1934 г., но заложили их только в конце 1934 г., а подготовили к передаче флоту в конце 1938 г. В европейских водах у них не было достойного противника ниже крейсерского класса. Однако, как и подавляющему большинству кораблей французского флота, новым лидерам не представилось благоприятного случая, чтобы продемонстрировать свои возможности.
Значительным шагом вперед стало увеличение температуры и рабочего давления пара (350°С и 27 атм. соответственно), реализованное только для данного проекта. Котлы обеспечивали быстрое поднятие паров, и корабли затрачивали на увеличение хода с 14 до 35 узлов всего 5-7 минут, тогда как лидеры ранней постройки около двадцати. Турбины имели ступени крейсерского хода, обеспечивавшие поддержание экономической скорости 15 узлов при мощности 2760 л.с., и не требовавшие подключения главных турбин при увеличении скорости до 27 узлов. В целом представители флота характеризовали силовую установку как очень хорошую.
Испытания кораблей в условиях сложной международной обстановки проводились по несколько упрощенной программе. На восьмичасовом пробеге "Mogador" показал среднюю скорость 41,274 уз при мощности 104 925 л.с.; "Volta" достиг 42,09 уз. (мощность не замерялась). Максимальная скорость кораблей при водоизмещении около 3050 тонн составила 43,45 и 43,78 узла соответственно, и есть основания полагать, что это не было пределом.
К началу войны оба корабля составляли 6-й дивизион лидеров, входивший, вместе с 8-м и 10-м дивизионами, в состав 2-й легкой эскадры, которая в 1939 году базировалась на Брест вместе с Рейдерским соединением (Force de Raid) адмирала Женсуля. Зимой 1939-1940 г. они действовали в Атлантике против германских рейдеров, а после перемирия в июле 1940 г. находились в Мерс-эль-Кебире, где встретили британское нападение.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946. Conway Maritime Press, 1980. – 456 с.
2. Патянин С.В. Лидеры, эскадренные миноносцы и миноносцы Франции во Второй Мировой войне. – СПб.:Издание альманаха "Корабли и сражения", 2003.
3. Иванов В.В. Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции // Морская коллекция. Приложение к журналу "Моделист-конструктор". - 2004. - № 11.