БПК "Сторожевой" навсегда останется в истории военно-морского флота опасным бунтовщиком и настоящим героем.

                                                             http://pic.ipicture.ru/uploads/090711/thumbs/RnSuiTTv7C.jpg

В начале 1980 года мир оказался на грани новой большой войны. В декабре 1979-го Советский Союз ввел войска в Афганистан. Ответная мера США - авианосцы (по 90 самолетов на борту) в Аравийском море, способные нанести по нашим силам в Афганистане ракетно-ядерный удар. Советское правительство отреагировало на это созданием трех оперативных бригад в зоне Индийского океана - подводных лодок, надводных и десантных кораблей. За все время этого противостояния американские авианосцы ни разу не ощутили себя одинокими в безбрежных морских просторах. 
В январе 80-го отряд боевых кораблей ТОФ, который возглавлял начальник штаба 8-й (Индийской) оперативной эскадры капитан 1 ранга Юрий Туробов, вышел в зону Индийского океана. По пути получили распоряжение на разведку - в районе маневрировал атомный ракетный крейсер ВМС США "Лонг Бич". Приказ: усилить наблюдение, организовать попутный поиск, по обнаружении - донести!
Проходит время - крейсер не наблюдается! Видимость - отличная, полная, ни облачка. Вот уже отряд частями входит в Сингапурский пролив. Замыкал одну из групп СКР (бывший БПК) "Сторожевой", флагман 85-й оперативной бригады надводных кораблей во главе с капитаном 3 ранга Михаилом Храмцовым. Вдруг на траверзе Сингапура докладывает командир отделения сигнальщиков: "Правый борт - 60, дистанция - ... каб., ракетный крейсер "Лонг Бич"!" "Что за шутки, какой может быть крейсер, ведь справа город!" - оборвал сигнальщика вахтенный офицер. "Нет, правда, смотрите, это его бортовой номер!" - старшина говорил торопливо, но убежденно. Да, это действительно был "Лонг Бич"! "Сторожевой" на фоне других кораблей, которые просмотрели крейсер, выглядел настоящим героем. А кораблей было много: как передавало тогда японское радио, такая большая советская эскадра вышла в море впервые после второй мировой войны!
Досье "Н": Большой противолодочный корабль (БПК) "Сторожевой" - один из кораблей проекта "1135", запущенного в начале 70-х, построен в 1974-75 гг. В названиях этой серии БПК использовались аналогичные прилагательные: "Разумный", "Ретивый", "Резкий" (все три во главе со "Сторожевым", который был флагманом, служили в составе 173-й бригады ПЛК Камчатской военной флотилии), "Порывистый", "Грозящий", "Горделивый", "Летучий", "Дружный" и др.

Проект "1135" в те годы был лучшим и суперсовременным достижением советского военного кораблестроения: водоизмещение - 3200 тонн, максимальная скорость - 32 узла (у авианосца - 30), 4 главных двигателя, газотурбинная установка, мощнейшее вооружение. Тогдашний начальник политуправления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев (как и Юрий Туробов, он погиб в 1981-м в авиакатастрофе), посетив "Сторожевой", оценил его так: "Это золотые корабли!" Позже командующий Камчатской флотилией (впоследствии первый зам. главкома ВМФ) Иван Капитанец сообщал руководству: "Мы располагаем разведданными по США: они восхищены нашими сторожевыми кораблями и называют их легкими крейсерами".
"Сторожевой" нес на себе грозное противолодочное оружие: 4 ракето-торпеды с большой дальностью стрельбы (35-50 км); 2 РБУ (реактивные бомбовые установки), стреляющих на 6 тысяч метров; 2 торпедных аппарата по 4 торпеды (для поражения подводных и надводных целей); 2 ракетных комплекса "Оса" (40 зенитных управляемых ракет); 2 двухорудийные артиллерийские башенные установки; современнейшее радиоэлектронное оборудование "Муссон", "Оса", станции поиска и помех (из-за них у противника начинались галлюцинации - в одной точке "возникало" 10-15 одинаковых кораблей).

Обслуживали всю эту смертоносную начинку около 200 человек. На флоте "Сторожевой" известен тем, что за все время его экипаж ни разу не промахнулся на торпедных, минных и артиллерийских стрельбах! Он участвовал абсолютно во всех учебных и боевых мероприятиях флота и всегда был на полкорпуса впереди других. Любому военмору многое скажут его награды за период 1977-1984 годов: "Лучший корабль ТОФ", "Отличный корабль", "Лучший корабль по минной постановке", пять призов главкома ВМФ. Было все-таки Тихоокеанскому флоту чем гордиться!

В конце 70-х БПК "Сторожевой", как и его аналоги, "переквалифицировали" в СКР (сторожевой корабль), но название его никогда не менялось. Хотя было время, когда на упоминание о "Сторожевом" в печати, несмотря на все его победы и заслуги, накладывали табу...

Его славная история началась слишком драматично. Хотя команды на корабли проекта "1135" формировались на ТОФе, экипаж на "Сторожевом" был балтийский - БПК начинал служить на Балтике. Осенью 1975-го, когда одному из лучших кораблей Балтфлота было от роду едва ли больше года, на нем произошел неслыханный по тем временам и совершенно неожиданный мятеж. 8 ноября, в 58-ю годовщину Великого Октября, "Сторожевой" вдруг вышел из праздничной колонны кораблей, стоявшей на рейде Рижского залива, и направился в нейтральные воды. Замполит БПК Виктор Саблин, захвативший капитанский мостик, обратился по радио к руководству страны с дерзким манифестом - о его, руководства, политической и хозяйственной несостоятельности.
И сегодня мало что известно о том, что толкнуло корабельного комиссара Саблина на столь неординарный поступок. Его называли "антикоммунистической провокацией", "политическим преступлением", "попыткой военного переворота" - ну а как еще могли расценить такой шаг боевого офицера в разгар брежневской эпохи? Реакция тоже соответствовала ее духу - "Сторожевой" догнали, нанесли несколько авиаударов и подавили бунт. Расправа была коротка: моряков быстро осудили и раскидали по лагерям, нескольких человек, во главе с замполитом Саблиным, расстреляли. Газеты писали, что избавились, как от опасной заразы, и от самого БПК, порезав его на гвозди. Это была неправда.

В ночь на 9 ноября командира БПК "Дружный" Камчатской флотилии ТОФ ("братишка" мятежного БПК), в те дни стоявшего на Балтике, капитана 3 ранга Александра Печкорина (ныне контр-адмирала) и замполита капитан-лейтенанта Леонида Бескаравайного вызвали к себе начальник главного политуправления армии и флота маршал Епишев и главком ВМФ адмирал Горшков и приказали незамедлительно принять "Сторожевой" под свое командование. Моряки с "Дружного" полностью пересели на чужой корабль, чей экипаж к тому времени был уже арестован. В начале 1976 года "Сторожевой" пришел на Тихий океан и встал во главе камчатской бригады ПЛК, которой с 77-го по 84-й командовал Михаил Храмцов. Когда он первый раз увидел "сосланный" корабль, о прошедшем напоминали только металлические заплатки на трубах - они прикрывали следы ноябрьской бомбардировки.

С самого начала "Сторожевой" нес службу на Дальнем Востоке особо рьяно и успешно, словно корабль, помня о своей вине, стремился всеми силами искупить ее. Никаких нареканий, одни подвиги. Конечно, на самом деле это была заслуга людей - новая команда хоть и не провинилась ни в чем, но все время чувствовала "особое" внимание руководства. Поэтому ей нужны были лишь победы. Вот только в газетах писать об этом было нельзя. Остались одни воспоминания, которые Михаил Петрович Храмцов очень хочет передать потомкам...

"Наше соединение славилось своей строгостью, требовательностью, как говорили матросы, "борзостью". Мое назначение произошло во время ирано-иракского конфликта, хотелось как можно лучше выполнить задание командования, за что я переживал, но постепенно успокоился. Правда, комэск Юрий Николаевич Туробов высказал мне одну претензию: мол, зачем я назначил на "Сторожевом" на офицерские должности каких-то мичманов? Командир дивизиона связи - мичман Рощин, командир артиллерийской батареи - мичман Мамалыга, а ведь корабль идет на боевую службу! Я стоял за своих людей горой: "Это лучшие специалисты на соединении!" "Что, лучше офицеров подготовлены?" - усомнился Туробов. "Лучше!" - "Ну, посмотрим".

Долго ждать не пришлось: на выходе из Владивостока нас встретил жестокий шторм, да такой, что на одном корабле разбило шлюпку, на другом - сорвало катер... На этот период пришлось контрольное оповещение по флоту, на которое дал квитанцию только один корабль. Конечно, "Сторожевой"! Начальник штаба эскадры провел разбор этого случая и дал высокую оценку СКРу, а значит - и мичманам на офицерских должностях!" Подтвердила отличную подготовку наших "обыкновенных" мичманов и история с американским крейсером "Лонг Бич", с которой начался наш рассказ.

Источник: taina.sitecity.ru