Аппарель (рампа) - составная платформа, предназначенная для въезда машин различных типов самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом она закреплена на судне, а другим опирается в рабочем положении на причал или берег. В походном положении аппарель почти вертикальна. По месту установки на судне аппарели могут быть бортовыми, носовыми и кормовыми.
Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна. На современных судах занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до первой от него кормовой водонепроницаемой переборки. Используется как балластная цистерна для устранения дифферента судна и хранения запаса воды.
Ахтерштевень - нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля. Форма ахтерштевня зависит от расположения гребных винтов, конструкции руля и формы кормовых образований корпуса судна. По способу изготовления ахтерштевень может быть литым, сварным, клепаным. Внутри рамы располагается гребной винт. Передняя ветвь ахтерштевня, в которой находится отверстие для дейдвудной (дейдвуд) трубы, называется старнпостом, задняя, служащая для навески руля - рудерпостом. На современных одновинтовых судах получил распространение ахтерштевень без рудерпоста.
Бак - надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.) В удлиненном баке на сухогрузных судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских суда - каюты. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.
Бакен - плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей или ограждения фарватеров. Бакены часто оборудуют осветительными устройствами, светоотражателями или звуковыми сигнальными устройствами.
Балласт - груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный Балласт. В качестве переменного балласта обычно используют воду (жидкий балласт), а постоянного - чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью, реже цепи, камень и т. п. (твердый балласт). Иногда в качестве постоянного балласта используют воду.
Баллер руля - неподвижно соединенный с пером руля (насадкой) вал, служащий для поворота пера руля (насадки). Нижний конец баллера имеет обычно криволинейную форму и заканчивается лапой - фланцем, служащим для соединения баллера с пером руля при помощи болтов. При повороте баллера на пере руля возникает сила, вызывающая поворот судна.
Батокс - линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью, параллельной диаметральной плоскости.
Бимс - балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете - на карлингсы и продольные переборки, в районе люков - на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами). Расстояние между бимсами кратно шпации. При продольной системе набора палубы на расстоянии 3-5 шпаций устанавливают усиленные (рамные) бимсы, образующие вместе с усиленными бортовыми шпангоутами и флорами шпангоутную раму. На рамные бимсы опираются подпалубные ребра жесткости, повышающие устойчивость настила палубы. Бимсы и рамные бимсы передают на борта, переборки и др. конструкции действующую на палубу (платформу) поперечную нагрузку. Бимсы, не имеющие присоединенного пояска, например в форпике, называют холостыми.
Бок (теоретического чертежа) - проекция на диаметральную плоскость сечений корпуса судна вертикальными (поперечными и продольными) и горизонтальными плоскостями. На боку батоксы изображаются кривыми линиями, а ватерлинии и шпангоуты - прямыми.
Борт - боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, а по высоте от днища до верхней палубы. Форма борта задается теоретическим чертежом. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна, образующих поясья, а набор - из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Система набора борта зависит от размеров и типа судна. В оконечностях система набора борта на всех судах поперечная. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.
Бракета - прямоугольной или более сложной формы пластина, служащая для подкрепления балок судового набора или соединения их между собой. Бракету изготовляют из материала корпуса. При больших размерах бракет, для повышения жесткости их свободные (неприваренные) кромки имеют отогнутый фланец или приваренный поясок. Бракеты применяют в конструкции флора, для подкрепления вертикального киля, в скуловых соединениях и пр. Бракету малого размера, обычно треугольной формы, называют кницей.
Брашпиль - палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке. В зависимости от типа может одновременно обслуживать якорные цепи левого и правого бортов. Наиболее распространены брашпили с электромеханическим приводом и механической передачей. Применяются также гидравлические и ручные брашпили.
Брештук - горизонтальная треугольная или трапециевидная бракета, соединяющая боковые стенки форштевня (ахтерштевня) и придающая ему необходимую прочность и жесткость. Посредством брештука также крепят штевни к палубам, платформам и бортовым стрингерам судна.
Бридель - якорная цепь, прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке. Ходовой конец может лежать на грунте и соединяться буйрепом (стальным, реже растительным, тросом) с плавучестью на конце. С помощью буйрепа ходовой конец подают на судно и берут на стопор.
Бульб - утолщение подводной части носа судна, обычно круглое или каплеобразное, которое служит для улучшения ходкости. Особенно эффективно его применение на судах с высокой скоростью, а также на тихоходных судах с большими коэффициентами общей полноты.
Буй - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах. Различают буи морские, речные, лиманные, канальные. Изготовляют в основном металлические (конической, сферической, цилиндрической или др. формы) и устанавливают на якоре. Морские буи, как правило, имеют хвостовую часть (противовес). Иногда на буях устанавливают огни, отличительные фигуры, радиолокационные маяки-ответчики, звукосигнальные устройства (свисток, колокол). Окраска буев и их освещение зависят от принятой системы расстановки плавучих знаков.
Валовая вместимость, измеряемая в регистровых тоннах (рег. т.), представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, радиорубки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.).
Ватерлиния -линия, нанесённая на борту судна, которая показывает его осадку с полным грузом в месте соприкосновения поверхности воды с корпусом плавающего судна. Различают конструктивную, грузовую и расчётную ватерлинии.
Валопровод предназначен для передачи крутящего момента (мощности) от главного двигателя к движителю, а также для восприятия упорного давления, создаваемого движителем, и передачи его от движителя корпусу судна. Это сложная и ответственная конструкция из нескольких жестко соединенных между собой валов, опирающихся на подшипники, установленные на специальных опорах - фундаментах. Валопровод изгибается вместе с изгибом корпуса судна и испытывает при вращении вокруг своей оси большие знакопеременные нагрузки. В связи с этим к конструкции, прочности и качеству монтажа этого важнейшего узла, обеспечивающего ход судна, предъявляют особенно высокие требования. Основными элементами валопровода являются: гребной вал, промежуточные валы, главный упорный подшипник, опорные подшипники, дейдвудное устройство.
Вертлюг - приспособление для соединения двух частей якорной цепи, позволяющее одной из них вращаться вокруг своей оси. Применяется для предупреждения закручивания якорной цепи при разворачивании судна, стоящего на якоре, при изменении направления ветра.
Гак - стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и другими приспособлениями. Носок гака загнут внутрь, поэтому при работе он не задевает за выступающие части бортов, трюмов и надстроек.
Гельмпорт - вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.
Глаголь-гак - откидной гак. В рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянута в тугую. Глаголь-гак применяется в цепных и винтовых стопорах, найтовах, при креплении шлюпок в походном положении и т.д.
Гребной винт - судовой движитель, состоящий из нескольких (3-8) лопастей, которые расположены радиально на цилиндрической или конической ступице на равных угловых расстояниях. Гребные винты имеют различную конструкцию: цельнолитую, с поворотными (винты регулируемого шага) и со съемными лопастями. Г. в. Со съемными лопастями, имеющими болтовое соединение со ступицей, применяют главным образом, на судах ледового плавания. Г.в. изготовляют из бронзы, латуни, нержавеющих и углеродистых сталей, чугуна. Металлические винты выполняют литыми с последующей станочной обработкой. Для малых гребных винтов применяют пластмассы. Диаметр наиболее крупных винтов около 10 м. Лопасти Г.в. представляют собой крылья специальной формы, образованные пересечением 2 винтовых поверхностей. Линия этого пересечения является контуром лопасти. Сторона лопасти, обращенная в нос судна, называется засасывающей, поскольку при движении судна передним ходом в ней развивается разрежение среды. Противоположная сторона лопасти является нагнетающей. Часть лопасти, примыкающая к ступице, называется корневой. Различают Г. в. правого и левого вращения в зависимости от направления вращения образующих лопасти винтовых поверхностей.
Грузовместимостью судна называется суммарный объём всех грузовых помещений. Измеряется грузовместимость в кубических метрах. Различают грузовместимость по штучному и сыпучему грузу. Вместимость по сыпучему грузу - зерновая вместимость - равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора и других конструкций, находящихся внутри грузовых помещений (полупереборки, пиллерсы, шахты, трапы, трубы и т.п.). Вместимость по штучному грузу - киповая вместимость - на 8-10% меньше вместимости по сыпучему грузу, так как в нее не включают пространство между шпангоутами, бимсами и стойками переборок, которое не может быть использовано для размещения ящиков, бочек, и пр.
Дейдвудная труба служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерпика, а другим - с яблоком ахтерштевня. В месте соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник. В дейдвудную трубу вставляют бронзовую или латунную втулку, в которой создают две опорные поверхности - подшипники скольжения, служащие опорами гребного вала. Для уменьшения вибрации, возникающей при работе гребного вала, трубу жестко соединяют с флорами, которые в этом районе делают утолщенными.
Дедвейт (полная грузоподъемность) - представляет собой общую массу перевозимого судном полезного груза, составляющего чистую грузоподъемность, а также массу запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов провизии и пресной воды для экипажа при загрузке судна по расчетную осадку. Если судно с грузом принимает жидкий балласт, то масса этого балласта включается в дедвейт судна.
Дифферент - наклон судна в продольной плоскости. Дифферент характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Дифферент считается положительным, когда осадка носом больше осадки кормой, и отрицательным, когда осадка кормой больше осадки носом.
Живучесть судна - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств, подготовленностью экипажа.
Кабельтов - десятая часть мили. Следовательно, значение кабельтова составляет 185,2 метра.
Карлингс - продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.
Киль - основная продольная днищевая балка в ДП судна. Горизонтальный, или плоский, киль - сред. утолщенный пояс днищевой обшивки, идущий от форштевня до ахтерштевня. Вертикальный киль - лист в ДП между горизонтальным килем и настилом второго дна, непрерывный в средней части по крайней мере на 0,6 и, как правило, непроницаемый на 0,75 длины судна от носового перпендикуляра.
Кингстон - забортный клапан на подводной части наружной обшивки судна. Через кингстон, присоединяемые к приёмным или отливным патрубкам судовых систем (балластной, противопожарной и пр.), заполняют отсеки судна забортной водой и отливают воду за борт.
Клюз - отверстие в корпусе судна, окаймлённое чугунной или стальной литой рамой для пропуска якорной цепи или швартовых тросов. Называется соответственно якорным или швартовым клюзом.
Кнехт - парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового или буксирного троса. Обычно кнехты бывают пустотелыми, стальными или чугунными. На парусных судах кнехты снабжались шкивами для натяжения снастей и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.
Кница - треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флорами, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т.п.). Кницы выполняются из материала корпуса. Кницы упрочняют сечения балок вблизи опор, что позволяет устанавливать балки с меньшими поперечными сечениями.
Комингс - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог). Предохраняет помещения под люком и за дверью от попадания воды в незакрытом положении. Комингс грузового люка используется для установки прочности водонепроницаемого люкового закрытия.
Контейнер - В международных морских перевозках применяются контейнеры стандартных размеров, изготовленные в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ИСО). Грузовой контейнер - предмет транспортного оборудования специальной конструкции, позволяющей удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки. Контейнер снабжен приспособлениями, позволяющими его быструю перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой. В соответствии с рекомендациями ИСО для контейнеров установлено одинаковое стандартное сечение по ширине и высоте 2,44 м (8 фут), а по длине установлен модульный принцип: 1; 3/4; 1/2; 1/4 длины 40-футового контейнера, т.е. 40, 30, 20, 10 фут. Допускается отклонение по высоте до 8,5 и 9 фут (High Cube). Контейнеры подразделяются на следующие типы: контейнер общего назначения (standard container), контейнер открытый сверху (Open Top), контейнер на базе платформы (Flatrack), контейнер-платформа (Platform), рефрижераторный контейнер (Refregerated container), отапливаемый контейнер.
Контейнеровоз - контейнеровозы предназначены для перевозки грузов, заранее упаковынных в специальные большегрузные ящики - контейнеры, масса которых с грузом составляет от 10 до 40 тонн. Контейнеровозы отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. На контейнеровозах грузовое устройство, как правило отсутствует: грузовые операции выполняют портовыми средствами со специальных причалов, так называемых терминалов. На малых контейнеровозах, предназначенных для заходов в необорудованные порты, устанавливают специальные краны. В настоящее время контейнеровозы являются наиболее перспективными типами сухогрузных судов.
Коффердам - узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Например, коффердам изолирует жилые помещения от цистерн для жидкого топлива. На танкерах грузовые цистерны отделены коффердамом от носовых помещений и машинного отделения. При перевозке грузов с низкой температурой вспышки коффердам заполняют водой. Скапливающиеся в коффердаме газы удаляют через вентиляционную систему.
Льяло - углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.
Метацентр - центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины С в процессе наклонения судна. Если наклонение происходит в поперечной плоскости (крен), метацентр называют поперечным, или малым, при наклонении в продольной плоскости (дифферент) - продольным, или большим. Соответственно различают поперечный (малый) r и продольный (большой) R метацентрические радиусы, представляющие радиусы кривизны траектории С при крене и дифференте.
Метацентрическая высота - расстояние между метацентром и центром тяжести судна. Различают М. в. поперечную (малую) h и продольную (большую) H. Метацентрическая высота является мерой начальной остойчивости судна, определяющей восстанавливающие моменты при малых углах крена или дифферента.
Морская миля - единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. В 1928 г. по решению Международного гидрографического бюро длина морской мили принята равной 1852 м.
Ортодромия - дуга большого круга, проходящая через 2 точки на поверхности шара и являющаяся кратчайшим расстоянием между ними. Ортодромия на морских картах в меркаторской проекции изображается кривой линией, обращенной своей выпуклостью к ближайшему полюсу.
Остойчивость - способность судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия. Основной характеристикой остойчивости является восстанавливающий момент, который должен быть достаточным для того, чтобы судно противостояло статическому или динамическому (внезапному) действию кренящих и дифферентующих моментов, возникающих от смещения грузов, под воздействием ветра, волнения и по др. причинам. Кренящий (дифферентующий) и восстанавливающий моменты действуют в противоположных направлениях и при равновесном положении судна равны по абсолютной величине.
Пиллерс - одиночная, как правило, вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. На многопалубных судах пиллерсы устанавливаются под каждой палубой преимущественно на одной вертикали с образованием непрерывной линии опор, передающих нагрузку с палуб на днищевое перекрытие. Концы пиллерса соединяются с балками набора при помощи книц.
Планширь - планка из профильной или полосовой стали, привариваемая к верхней кромке фальшборта и контрфорсам. Планширь существенно упрочняет фальшборт. На пассажирских судах поверх стального планширя ставят деревянный (тиковый) планширь.
Подволок - зашивка потолка жилых и многих служебных помещений судна, т.е. нижние стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, пластика или фанеры. Подволок устанавливается на уровне нижних кромок бимсов и закрепляется на брусках обрешетника.
Рангоут - совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (сигнальные и грузовые мачты, грузовые стрелы и т.п.), а на парусных судах - для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)
Рулевое устройство - судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, штуртрос, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие через штуртрос передается на румпель. На нем возникает крутящий момент, который вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля. На современных судах штуртрос обычно не применяется, румпель соединяется непосредственно с рулевой машиной.
Скула - место перехода от днища к борту судна. Форма скулы зависит от типа судна и ее расположения по длине корпуса. Малые суда (глиссирующие, СПК) чаще имеют острую скулу, а средние и большие - криволинейную, обычно скругленную по радиусу. У судов с упрощенными обводами встречается "ломаная" скула.
Спредер - захватное устройство контейнерного перегружателя в виде рамы с размерами в плане, соответствующими размерам контейнера. В углах рамы находятся фитинги для крепления груза.
Стрингер - продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер. Днишщевой стрингер - листовая балка в двойном и тавровая в одинарном дне, разрезная на флорах в днище сухогрузных судов длиной до 180-200 м. Скуловой стрингер - листовая непроницаемая балка, ограничивающая двойное дно судов в районе скулы, называемая также крайним междудонным листом. Бортовой стрингер - служит промежуточной опорой для шпангоутов, а при равной высоте стенок у стрингера и шпангоута является разносящей местную нагрузку балкой. Палубный стрингер - утолщенный крайний пояс палубного настила, примыкающий к борту судна.
Талреп - приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов. Состоит из корпуса, в который ввинчиваются 2 стальных прутка с рымами или скобами на свободных концах для крепления к снастям и опорам. При проворачивании корпуса в ту или иную сторону изменяется длина талрепа, чем увеличивается или уменьшается натяг снастей.
Твиндек - пространство внутри корпуса судна между 2-мя палубами или между палубой и платформой. При наличии трех палуб различают верхний и нижний твиндек, при большом количестве палуб - верхний твиндек, 2-й, 3-й и т. д., сверху вниз.
Форпик - крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, отстоящей на транспортных судах не ближе чем 0,05 длины судна от носового перпендикуляра. Обычно служит балластной цистерной.
Форштевень - брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем. По способу изготовления различают брусковые, литые и листовые форштевни, по форме поперечных сечений - обтекаемые и необтекаемые. Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе. Форштевни ледоколов и судов ледового плавания в зависимости от их категории имеют подрез для плавания во льдах. Применяются также листовые сварные форштевни с бульбом.
Швартов - трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удерживания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные и синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.