Эмиль Шкода родился 19 ноября 1839 года в Пльзене. Его предки были крепостными из соседней деревни Доланы, которым удалось заработать денег и выкупиться. Дед будущего автомагната – Ян Шкода был кузнецом, которому удалось построить большую по тем временам кузню, где работало 22 человека. Отец Эмиля – Франтишек Шкода был уважаемым человеком, депутатом австрийского рейхстага.

Эмиль Шкода был способным студентом и начал своё образование инженера в Праге, а закончил в немецком Карлсруэ. После работы инженером во Англии, Германии, США и  Франции, в 1866 году молодой инженер решил осесть на родине – в Пльзене, где он устроился на станкостроительный завод графа Вальдштейна. Именно тогда у Шкоды возникла идея стать предпринимателем. В 1869 году он уговорил семью собрать вместе деньги и купить завод Вальдштейна. В 1870 году завод Вальдштейна стал принадлежать семье Шкода. Поговаривают, что и женитьба на богатой Гермине Ханенкамм была тоже меркантильной вещью, связанной с покупкой завода.

                                                               http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/KKQCjWNsBv.jpg

Как бы то ни было, завод стал его и он начал массивную его модернизацию. Увы! В это же самое время в Австро-Венгрии начался экономический кризис, который больно ударил по многим предприятиям. Шкода придумал гениальное решение – даже во время кризиса люди покупали сахар, а значит сахарным заводам требовалось оборудование. Эмиль Шкода быстро перееориентировал свой завод на выпуск оборудования для сахарных заводов и вскоре продавал своё оборудование с неплохой прибылью по Австро-Венгрии, а потом и за границу – в Российскую империю и в балканские государства. Успех изделий Шкоды в Российской империи был так высок, что он открыл в 1878 году в Киеве своё первое иностранное представительство, где работало 22 человека.

Постепенно шкала и география продаж расширялась – в 1880-х Шкода продавал своё сталелитейное оборудование в Германию, что было большим успехом ибо Германия была индустриализирована куда больше Австро-Венгрии.

В 1886 году Шкода решил поучаствовать в прибыльных военных заказах, но как это сделать, ведь конкуренция была неимоверно высокой? Шкода построил сталелитейный завод, который отливал самую высококачественную сталь в Австро-Венгрии. Единственным конкурентом ему был только немецкий промышленник Крупп. Заказы потекли рекой, а Шкода построил другие заводы, которые производили турбины судов и пушки со снарядами.

Его 75-мм горное орудие образца 1902 стало хитом в армиях стран с горным рельефом (и, кстати, потом использовалось и вермахтом).

                                                                 http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/jTsG0UiZYp.jpg

Увы, но к тому времени Шкода был уже тяжело болен. Он так и не дождался времени когда концерн “Шкода” купил завод “Лаурин и Клемент” и начал крупносерийное производство своих знаменитых автомобилей. Эмиль Шкода умер в поезде 8 августа 1900 в Штирии, когда ехал на лечение...
После смерти Эмиля Шкоды его концерн “Шкодовы заводы” был арсеналом Австро-Венгрии, который производил высококачественную сталь, пушки, снаряды, турбины и так далее. Например, все австрийские линкоры “Тегетхоф” были вооружены пушками Шкоды, а его знаменитые горные орудия экспортировались по всему миру

                                                                 http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/ST6RkCSNP4.jpg

Военная специализация была не единственной для “Шкоды”, например, завод поставлял часть оборудования для электростанции на Ниагарском водопаде, ворота для Суэцкого канала, оборудование для пивоваренных заводов для Европы и так далее.

После падения Австро-Венгрии и возникновения Чехословакии “Шкода” оказалась в тяжёлой ситуации – молодой республике не было нужно столько оружия, но фирма с честью вышла из положения. После успешной конверсии бОльшей части производства, “Шкода” начала выпускать свои знаменитые локомотивы, суда и даже самолёты.

                                                                 http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/d8Uyz107zb.jpg

В 1924 году произошло историческое событие, которое предопределило дальнейшую судьбу фирмы на десятилетия вперёд - “Шкода” купила завод Вацлава Лаурина и Вацлава Климента, который производил качественные автомобили.

                                                                  http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/Aah4Q4iBDG.jpg

В 1928 году “Шкода” купила и другую фирму – авиазавод “Авиа”, став таким образом главным производителем самолётов в Чехословакии (“Летов” и “Аэро” были не так сильны).

В 1933 году, одновременно с поликарповскими И-15 и И-16, “Шкода” начала выпускать очень хороший по тем временам истребитель – Avia B-534, который, кстати, в составе словацкой армии, поучаствовал и во вторжении в СССР.

                                                    http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/W3JuTWLcDi.jpg http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/3Nf3i0lOo1.jpg

В следующем году – в 1934 в Пльзене начали производить и свой знаменитый танк LT-35, а в 1939 году LT-38, который считается лучшим лёгким танком Второй мировой войны. Чехословацкие  LT-35 и LT-38 после оккупации Чехословакии стали немецкими танками Panzer 35 и Panzer 38, которые участвовали во Второй мировой войне.

Кстати, и Советскому Союзу перепали шкодовские вооружения – Германия продала СССР документацию тяжёлых пушек M1939 калибра 210 и 305 мм, которые в Красной Армии стали пушками Бр-17 и Бр-18, громившими позднее укрепления Вермахта. Но увы - в 1939 году заводы Шкода были переданы в личное пользованию Герману Герингу и стали кузницей вооружений вермахта. Кроме танков LT-35 и LT-38 “Шкода” производила самоходки Хетцер и множество видов пушек, а также пистолеты, винтовки, миномёты и так далее.

                                                                http://pic.ipicture.ru/uploads/090822/thumbs/Ri6ui3aDUo.jpg

По материалам сайта nazdar.ru