Эмиль Шкода родился 19 ноября 1839 года в Пльзене. Его предки были крепостными из соседней деревни Доланы, которым удалось заработать денег и выкупиться. Дед будущего автомагната – Ян Шкода был кузнецом, которому удалось построить большую по тем временам кузню, где работало 22 человека. Отец Эмиля – Франтишек Шкода был уважаемым человеком, депутатом австрийского рейхстага.
Эмиль Шкода был способным студентом и начал своё образование инженера в Праге, а закончил в немецком Карлсруэ. После работы инженером во Англии, Германии, США и Франции, в 1866 году молодой инженер решил осесть на родине – в Пльзене, где он устроился на станкостроительный завод графа Вальдштейна. Именно тогда у Шкоды возникла идея стать предпринимателем. В 1869 году он уговорил семью собрать вместе деньги и купить завод Вальдштейна. В 1870 году завод Вальдштейна стал принадлежать семье Шкода. Поговаривают, что и женитьба на богатой Гермине Ханенкамм была тоже меркантильной вещью, связанной с покупкой завода.
Как бы то ни было, завод стал его и он начал массивную его модернизацию. Увы! В это же самое время в Австро-Венгрии начался экономический кризис, который больно ударил по многим предприятиям. Шкода придумал гениальное решение – даже во время кризиса люди покупали сахар, а значит сахарным заводам требовалось оборудование. Эмиль Шкода быстро перееориентировал свой завод на выпуск оборудования для сахарных заводов и вскоре продавал своё оборудование с неплохой прибылью по Австро-Венгрии, а потом и за границу – в Российскую империю и в балканские государства. Успех изделий Шкоды в Российской империи был так высок, что он открыл в 1878 году в Киеве своё первое иностранное представительство, где работало 22 человека.
Постепенно шкала и география продаж расширялась – в 1880-х Шкода продавал своё сталелитейное оборудование в Германию, что было большим успехом ибо Германия была индустриализирована куда больше Австро-Венгрии.
В 1886 году Шкода решил поучаствовать в прибыльных военных заказах, но как это сделать, ведь конкуренция была неимоверно высокой? Шкода построил сталелитейный завод, который отливал самую высококачественную сталь в Австро-Венгрии. Единственным конкурентом ему был только немецкий промышленник Крупп. Заказы потекли рекой, а Шкода построил другие заводы, которые производили турбины судов и пушки со снарядами.
Его 75-мм горное орудие образца 1902 стало хитом в армиях стран с горным рельефом (и, кстати, потом использовалось и вермахтом).
Увы, но к тому времени Шкода был уже тяжело болен. Он так и не дождался времени когда концерн “Шкода” купил завод “Лаурин и Клемент” и начал крупносерийное производство своих знаменитых автомобилей. Эмиль Шкода умер в поезде 8 августа 1900 в Штирии, когда ехал на лечение...
После смерти Эмиля Шкоды его концерн “Шкодовы заводы” был арсеналом Австро-Венгрии, который производил высококачественную сталь, пушки, снаряды, турбины и так далее. Например, все австрийские линкоры “Тегетхоф” были вооружены пушками Шкоды, а его знаменитые горные орудия экспортировались по всему миру
Военная специализация была не единственной для “Шкоды”, например, завод поставлял часть оборудования для электростанции на Ниагарском водопаде, ворота для Суэцкого канала, оборудование для пивоваренных заводов для Европы и так далее.
После падения Австро-Венгрии и возникновения Чехословакии “Шкода” оказалась в тяжёлой ситуации – молодой республике не было нужно столько оружия, но фирма с честью вышла из положения. После успешной конверсии бОльшей части производства, “Шкода” начала выпускать свои знаменитые локомотивы, суда и даже самолёты.
В 1924 году произошло историческое событие, которое предопределило дальнейшую судьбу фирмы на десятилетия вперёд - “Шкода” купила завод Вацлава Лаурина и Вацлава Климента, который производил качественные автомобили.
В 1928 году “Шкода” купила и другую фирму – авиазавод “Авиа”, став таким образом главным производителем самолётов в Чехословакии (“Летов” и “Аэро” были не так сильны).
В 1933 году, одновременно с поликарповскими И-15 и И-16, “Шкода” начала выпускать очень хороший по тем временам истребитель – Avia B-534, который, кстати, в составе словацкой армии, поучаствовал и во вторжении в СССР.
В следующем году – в 1934 в Пльзене начали производить и свой знаменитый танк LT-35, а в 1939 году LT-38, который считается лучшим лёгким танком Второй мировой войны. Чехословацкие LT-35 и LT-38 после оккупации Чехословакии стали немецкими танками Panzer 35 и Panzer 38, которые участвовали во Второй мировой войне.
Кстати, и Советскому Союзу перепали шкодовские вооружения – Германия продала СССР документацию тяжёлых пушек M1939 калибра 210 и 305 мм, которые в Красной Армии стали пушками Бр-17 и Бр-18, громившими позднее укрепления Вермахта. Но увы - в 1939 году заводы Шкода были переданы в личное пользованию Герману Герингу и стали кузницей вооружений вермахта. Кроме танков LT-35 и LT-38 “Шкода” производила самоходки Хетцер и множество видов пушек, а также пистолеты, винтовки, миномёты и так далее.
По материалам сайта nazdar.ru