В Одессе, в небольшом сквере на улице Орджоникидзе, на постаменте возвышается необычный памятник. Коробчатое, бронированное сооружение на гусеницах, напоминающее неуклюжие танки первой мировой войны. Это и в самом деле танк - танк-трактор уникальной марки НИ.
Вот небольшая история этих удивительных машин.
С началом войны большинство одесских предприятий было эвакуировано. Вывезли и самое ценное оборудование завода имени Январского восстания, а оставшиеся станки решили приспособить для ремонта боевой техники. И когда в сборочный цех стали поступать подбитые в боях танки, там создали ремонтные мастерские. Руководил ими инженер А. Разумовский. Но танков все-таки не хватало. Тогда-то рабочие мастерских решили снабдить Приморскую армию боевой машиной собственной конструкции. В этом деле "январцам" помогли труженики заводов имени Октябрьской революции, имени Красной гвардии и судоремонтного.
За основу взяли гусеничный трактор. На него поставили стальной коробок с поворотной башней, в которой устанавливали крупнокалиберный пулемет или горную пушку. В пулеметном варианте танк снабжали вторым пулеметом в переднем броневом щите. Самой же "броней" было двухслойное котельное железо или листовая корабельная сталь толщиной 6-12 мм. Получилось необычное сооружение. издававшее при движении оглушительный лязг и грохот. Скорые на шутку одесситы тут же окрестили свое детище "на испуг" - вот и разгадка марки НИ.
Первая машина вышла из ворот завода 20 августа 1941 года. Потом построили еще две, в пушечном и пулеметном вариантах. Боевое крещение самодельные танки получили 1 сентября у местечка Дальник, вместе с настоящим танком возглавив контратаку 25-й Чапаевской дивизии. Увидев громыхающие стальные чудовища, противник поспешил отступить на запасные позиции. Но и нашим машинам приказали возвратиться. "Пусть для врага они останутся загадкой", - решил генерал-майор И. Петров.
Испытание танков-самоделок огнем прошло успешно: ни одной пулевой пробоины! Правда, машины оказались слишком тяжелыми и неуклюжими, развивали скорость не более 7 км/ч, но в те суровые дни с этим пришлось мириться. В результате было принято решение об их "серийном" производстве. Во второй половине сентября сформировали 210-й армейский танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. Юдина, который повел первые НИ в первый бой. В батальоне было 35 танков, в основном самодельных. А всего под бомбежками и непрекращающимися артобстрелами рабочие-"январцы" построи-ли 60 танков системы НИ.
Особенно они отличились в боях под хутором Дальницким. Однажды, уничтожив противника огнем, НИ ворвались в стан врага, взяли на буксир 24 пушки и доставили трофей.
Одесситы сохранили эти, пожалуй, самые необычные советские танки. Один из них, вооруженный двумя пулеметами, возведен на пьедестал Славы.