После длительной разборки и сборки в Москве на площадке Музея Отечественной войны на Поклонной горе официально открыли весьма интересный экспонат.
Это - железнодорожная артиллерийская установка калибра 305 мм - индекс "ТМ-3-12". Данная пушка - одна из трех, в свое время составлявших Батарею № 9 береговой обороны Балтийского флота. Вашему вниманию предлагается весьма краткий экскурс в её историю.
В 20-е годы в основном с легкой руки американцев в береговой обороне разных стран появилось модное увлечение - крупнокалиберные орудия на специальных железнодорожных платформах. Предполагалось, что по "железке" проложенной на многие десятки, а то и сотни километров вдоль берега подобный суперпоезд сможет быстро выдвигаться в район, где появились вражеские линкоры и вести с ними бой. И не надо строить целую цепь стационарных батарей. Дешево и сердито...
Американцы нагромоздили на платформы орудия вплоть до 16-дм (406мм), благо их изрядно осталось, после того, как пустили "на иголки" добрый десяток недостроенных по Вашингтонскому соглашению линкоров и линейных крейсеров.
В Советском Союзе также имелся запас тяжелых орудий 305-356 мм времен "проклятого царизма", снятых с разбираемых броненосцев и запасных со складов морского ведомства. Часть из них тоже поставили на колеса, создав подвижные батареи. Среди них была и "Номер Девять".
Первоначально она базировалась на южном берегу Балтики в районе Лужской губы, но в 1940 году СССР в числе прочего "попросил" у Финляндии и полуостров Ханко, где была устроена крепость-база.
С огромным трудом 340-тонные (!!!) транспортеры прошли через территорию Финляндии, благо рельсовые пути остались старой российской "широкой" колеи.
На полуострове оборудовали отдельную ветку, на которой смонтировали и специальные основания для стрельбы.
Здесь необходимо упомянуть, что непосредственно с рельсов орудие могло стрелять только "прямо по курсу", плюс-минус пять градусов. Для нормальной стрельбы по быстроходным морским целям установка должна была занять заранее оборудованную позицию - специальное железобетонное основание прямо на пути. При этом гидравлические домкраты опускали платформу с орудием с колесных тележек на бетон. (Опора платформы хорошо видна на снимке Ww-17).
Только на такой опоре орудие могло вести почти круговой обстрел. А вдоль железнодорожного пути прокладывали дорожку, по которой из вагонов-хранилищ специальные электрокары подвозили снаряды и заряды. Имелись также вагон - командный пункт и несколько вспомогательных вагонов. И отдельный вагон-электростанция обеспечивал всех электроэнергией. В общем, каждая установка - целый эшелон. Сколько бы подобное хозяйство просуществовало в чистом поле под огнем главного калибра - вопрос большой. Впрочем, такие батареи ни в одной стране с линкорами не воевали.
Вот и на Ханко с началом войны главными целями для "девятки" стали объекты на суше. Правда, знаменитые финские броненосцы береговой обороны неоднократно обстреливали Ханко, но в шхерах их обнаружить не могли.
Тогда командир базы генерал-майор Кабанов С.И. в качестве возмездия "приказал... в случае новых обстрелов бить из 305-миллиметровых орудий 9-й железнодорожной батареи по огневым точкам неприятеля в Таммисаари."
(Здесь и далее цитируется по книге: С.И. Кабанов "На дальних подступах", Воениздат. 1971).
Таммисаари - это ближайший к Ханко финский город, ну а насчет огневых "точек" на дистанции в десятки километров...
И в ответ на обстрелы Ханко "...почти полутонные снаряды 9-й батареи полетели в Таммисаари..." Разумеется, были у батареи и другие объекты, но ещё раз надо отметить - береговые. В конце осени 1941 года началась эвакуация эвакуации советских войск с Ханко, а батарея, разумеется, вывозу не подлежала.
И второго декабря 1941 года: "...в дуло заряженного орудия опускали... гайки, костыли, осколки снарядов, стравливали давление в компрессорах и накатниках, и производился выстрел. Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались. Все летело к черту..."
Дополнительно стволы двух орудий подорвали снаружи зарядами взрывчатки, а один даже надрезали автогеном. Все системы управления разбили, вагоны-погреба сожгли. Колесные тележки из-под платформ выкатили и сбросили с берега в море. Туда же полетели детали, запчасти, инструменты.
Казалось - батарея уничтожена полностью.
...Однако в 1944 году, уже после выхода Финляндии из войны генерал Кабанов пережил весьма неприятные минуты, когда его начали запрашивать из Москвы (благо он к тому времени был уже на Тихоокеанском флоте) - почему батарея оказалась у финнов целая и в полностью боеспособном состоянии (!!!).
Оказывается за два года методичные "финские парни" подняли со дна затопленные части транспортеров, изготовили многие детали заново и восстановили пушки "как новые".
Самое интересное - чего генерал Кабанов в конце 1941 года, разумеется, не мог знать - у финнов оказались уникальные запасные стволы и орудийные станки - именно такие, какие были взорваны...
Передали 305-мм стволы финнам в 1940 году французы, а у французов эти пушки на складах оказались после разборки бывшего российского линейного корабля "Генерал Алексеев", он же "Воля" он же "Император Александр III". Линкор этот в составе Врангелевской эскадры ушел из Крыма в 1920 году. Затем почти десять лет дредноут ржавел в Бизерте. Советское правительство пыталось вернуть "угнанное имущество", но помешали царские долги (что особенно обидно - долги все равно пришлось возвращать уже в самом конце двадцатого века, но это уже другая история...).
В начале 30-х годов французы разобрали линкор, а стволы и установки убрали в арсенал. И как уже упомянуто выше во время советско-финской "зимней" войны в качестве гуманитарной помощи передали финнам. Правда, дошли до Финляндии лишь восемь орудий. Четыре в Норвегии на французском судне перехватили немцы и конфисковали. Мало ли, кто кому союзник, а хорошие пушки всем нужны...
Четверка, попавшая к немцам, составила батарею "Мирус" на острове Джерсей в Ла-Манше. При желании в Сети можно найти о ней подробности.
А из восьми доставленных в Финляндию стволов - три пошли на восстановление нашей батареи.
Однако после перемирия Советский Союз вполне логично потребовал возвращения своего имущества и 1 января 1945 года батарея была передана.
В традициях тех лет "для конспирации" батарее сменили номер - на 294.
После войны батарея базировалась на форту "Красная горка" под тогда ещё Ленинградом.
Одно орудие и сейчас стоит в лесу. К сожалению, без присмотра оно стало жертвой "металлистов", которые уже ободрали все, что можно унести.
Вторая пушка находилась в железнодорожном музее в Шушарах, а недавно со всем музеем переехала уже прямо в Петроград.
Наконец третью привезли почти год назад в Москву. Правда, забыли, что рельсового пути на Поклонную гору нет, а она хоть и невысокая, но все же гора.
Почти полгода пушка стояла на станции. Наконец её разобрали (кое-что порезали автогеном!) на мало-мальски транспортабельные части, завезли трейлером на гору и там заново собрали.
Теперь "дважды возрожденная" установка, наконец, обрела покой.