6 сентября 1976 г. в истребительном авиационном полку войск Противовоздушной обороны, что дислоцировался на одном из дальневосточных аэродромов в Приморье, шли учебные полеты. В соответствии с плановым заданием поднял в воздух суперсовременную на то время машину МиГ-25 старший лейтенант Виктор Беленко. Взлетел и вовремя не вернулся.
В полку забили тревогу. Первый вывод - он держался два часа - самолет разбился. Такого же мнения придерживалось и вышестоящее руководство. Находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий прореагировал на случившиеся спокойно: «Авиация есть авиация. Все может случиться. Ищите». Однако искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский боевой истребитель. Командованию полка, да и не только полка, стало ясно - это Виктор Беленко.
Официальная версия тогдашнего руководства СССР такова. Виктор Беленко потерял ориентировку и, оказавшись вблизи территории Японии и не имея достаточного запаса топлива на обратный путь, произвел вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, все так могло и быть. Но общественности требовалось объяснить: почему Беленко остался сначала в Японии, а потом уехал в США?
На этот счет МИД вскоре дал «убедительный» ответ. Дескать, к летчику применили разнообразные методы воздействия - миллионы японских телезрителей видели, как во время перемещения Беленко из Хакодате в Токио на голову был надет мешок, полицейские тянули его за руку, вталкивали в автомашину.
У советской стороны имелись и другие козыри для доказательства своей версии. Японские власти почти в течение четырех дней отказывали российским представителям во встрече с Беленко, нарушая тем самым положения советско-японской конвенции, предусматривающей организацию незамедлительной встречи с задержанным гражданином другого государства. Делался упор на следующее: через день после приземления МиГ-25 в Японии официальный представитель Вашингтона сообщил о принятом решении предоставить убежище летчику, хотя на той же пресс-конференции признал - американской стороне неизвестно, попросил ли пилот убежище или нет. За таким «приглашением» Виктора Беленко в США, делался вывод, стоят американские спецслужбы.
В пропагандистских целях Москва использовала и факт встречи своих представителей с летчиком, охарактеризовав ее «недостойным фарсом». Основанием для этого служило то, что сотрудников советского посольства к летчику не подпустили ближе 25-30 метров, отгородив его от них баррикадой канцелярских столов и окружив полицейскими. На встречу не допустили врача, он вынес бы профессиональное суждение о здоровье и состоянии летчика. Сотрудники МИД Японии грубо вмешивались в разговор, прерывали Беленко - он произнес две-три фразы бессвязно, которые, дескать, никак не подтверждали утверждений представителей японских властей в отношении намерения летчика «получить политическое убежище» в США. А раз так, то Беленко находился в ненормальном состоянии, под воздействием наркотиков или других средств.
Так или иначе, а Виктор Беленко после этой встречи был посажен в самолет американской компании и отправлен под охраной в США.
А какова американская версия? Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти все, о чем может мечтать молодой человек, но не было главного - свободы. Сам Беленко туманно объяснял свой поступок, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто иметь свободу. В 70-х годах Виктор Беленко издал книгу (в США в 1976 г. также вышла книга Джона Баррона «Пилот МиГа»). Свой поступок Беленко обосновал нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях.
Есть и третья версия происшедшего, ее придерживаются многие бывшие сослуживцы Виктора Беленко. По ней, главным героем нашумевшей истории является супервысотный сверхскоростной истребитель-перехватчик МиГ-25П (кодовое обозначение в НАТО - «Foxbat» - «Летучая лисица») и уж потом - Виктор Беленко, который оказался примитивным перебежчиком, и американские спецслужбы, якобы организовавшие его побег.
МиГ-25 (опытный самолет) впервые поднялся в воздух 6 марта 1964 г. А работы по его созданию начались в конце 50-х годов. Тогда перед ПВО страны была поставлена задача по обеспечению надежной защиты от высотных скоростных самолетов, которые разрабатывались в США и Великобритании - бомбардировщиков В-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте. Однако они обладали относительно небольшой дальностью поражения - до 40 км. Всю территорию страны ими охватить было трудно. Требовался высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полета более 500 км, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».
Задача была возложена на ОКБ Артема Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И она была успешно решена. К концу 60-х появился высотный многоцелевой истребитель с практическим потолком 20 700-23 000 м и дальностью полета на сверхзвуке с М=2,35 - 1250-2130 км. Для своего времени МиГ-25 (выпускался в двух вариантах - самолет-разведчик и самолет-перехватчик) являл собой, по оценкам специалистов, выдающуюся конструкцию, способную летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука. На нем были установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе - три абсолютных.
Самолет-перехватчик серийно выпускался с 1970 г. по 1984 г.
Самолет-перехватчик серийно выпускался с 1970 г. по 1984 г. Состоит на вооружении армий стран СНГ, Алжира, Болгарии, Индии, Ирака, Ливии, Сирии.
МиГ-25 попал под прицел Пентагона и американских спецслужб с момента постройки первых опытных самолетов, и с каждым годом они усиливали свое внимание к детищу фирмы Артема Микояна. Спецслужбы много знали о советском высотном сверхзвуковом самолете, но для тщательного исследования требовался образец. В середине 70-х ставка предположительно была сделана на Виктора Беленко, который пошел на контакт.
Его некоторые сослуживцы по Армавирскому училищу считают, что он был завербован еще на курсантской скамье. Виктора, мол, часто видели с секретными документами, которые других курсантов особенно не интересовали. Довод второй. Он попал служить в часть, где были самые современные на то время самолеты - МиГ-25. И довод третий. Накануне перелета Беленко съездил во Владивосток якобы для встречи с американским резидентом, от него получил добро на перелет и необходимую информацию, как и куда лететь. По этой версии, приземлиться Беленко должен был на американской авиабазе в Японии (на квартире летчика найден черновик схемы маршрута полета с указаниями на отрезках курса, высоты и места посадки), но над большей частью Хоккайдо был туман (другие считают, что у него не хватило топлива), и пришлось садиться на гражданский аэродром. Понятно, без шума не обошлось. Посадку самолета видело много народа, тут же появились корреспонденты, и пошло, и поехало, как говорится. Окажись Беленко удачливее, то, возможно, никто и не узнал бы, куда подевался самолет с пилотом. Со своего аэродрома он ушел, что называется, красиво. Беленко знал систему района ПВО, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным, как и то, что свои сбивать не станут, а первоначально будут искать и принимать меры для оказания помощи. Поэтому во время третьего вылета в зону резко пошел на снижение и на низкой высоте между сопок направился в сторону Японского моря.
Радиотехнические средства советских частей ПВО на Дальнем Востоке засекли цель (на дальности примерно100 км от береговой черты и на высоте около 500 м), удаляющуюся в сторону острова Хоккайдо. Ее приняли за японский или американский самолет-разведчик, полеты которых вблизи наших границ в то время были не редкостью.
С места посадки на транспортном самолете американских ВВС МиГ-25 перевезли на японскую авиационную базу Хякури. Несмотря на протест СССР, около 20 американских специалистов демонтировали самолет, выясняя все нюансы о нем. Уже в разобранном виде он был возвращен СССР. Они запускали двигатели, включали бортовую РЛС, облетывали своими самолетами - мерили сверху спектр теплового излучения. Взяли пробы стекла и металла. Часть аппаратуры при попытках включения даже вывели из строя. По мнению российских специалистов, разобрались они, не без помощи Беленко, практически во всем.
Фотографии, обошедшие в 1976г. всю мировую печать. Миг-25 на японском аэродроме.
Интересны воспоминания одного из создателей самолета Льва Шенгалаи, который в то время принимал участие в приемке машины от японцев, когда по дипломатическим каналам была достигнута договоренность о его возвращении. Он рассказал следующее:
«Японцы решили скрыть свое и американское вмешательство в самолет, а потому расстыковали его по технологическим узлам и запаковали все в добротные ящики из толстой доски, обитой железом. Так, чтобы вскрыть их быстро и осмотреть самолет было невозможно. Ставка делалась на то, что оговоренное совместным протоколом время для предъявления возможных претензий японцам - один световой день от восхода солнца и только на борту советского судна - не позволит советским специалистам этого сделать. Но в Токио, видимо, просчитались в силе российских парней, что были в составе нашей команды. Через час-два они раскроили бронированную тару, и японцам ничего не оставалось, как сделать округленными глаза. Было видно, какие секреты выуживали американцы. Мы к большому неудовлетворению японской делегации составили внушительный акт, он был принят, что в дальнейшем жестко учла советская сторона при взаимных расчетах...»
К рассказанному Львом Шенгалаи уместно добавить: американские специалисты высоко оценили самолет, за исключением элементной базы электроники. К слову, появление же таких признаний в печати говорит о том, что самолет пристально исследовался.
Советской стороне пришлось после этого менять начинку самолета, секретный шифр «ЯСС» («Я - свой»), дающий возможность «опознавать» радиолокационными станциями наши самолеты. Авиаполки перегоняли МиГ-25 на ремонтные заводы, куда поставлял необходимое оборудование Горьковский авиазавод. С ремзаводов машины отправлялись назад - в авиаполки. Предательство Беленко дорого обошлось Советскому Союзу - в миллиарды тогда еще твердых рублей.
Но МиГ-25 не умер. В 1978 г. Горьковский авиазавод начал серийный выпуск самолета МиГ-25ПД - с двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом «Сапфир-25» (он заменил «Смерч-Ф», характеристики которого были раскрыты в результате угона самолета Беленко в Японию) и усовершенствованным вооружением.
А в 1979 г. в Горьком начато серийное производство МиГ-25МП - первого в России истребителя четвертого поколения. Его создание шло в 70-х ( в воздух самолет поднялся в 1975-м), а потому Беленко сообщил спецслужбам США о работе над ним в ОКБ Микояна. В НАТО тогда МиГ-25МП присвоили кодовое обозначение - «Foxhound» («Английская гончая»), а в СССР он был поставлен в боевой строй в 1991 г. и переименован в МиГ-31. Сегодня этот истребитель составляет основу российской авиации ПВО.
sergib.agava.ru