Накануне, и в годы Первой Мировой войны, в Николаеве строили для царского флота самые различные типы кораблей и судов, иногда – весьма необычные, а иногда – даже революционные (по своему оперативно-тактическому назначению).Так, например, для высадки оперативного десанта в Синоп (а по дальнейшим планам - и на берега Босфора) командование Черноморского флота заказало на этих судостроительных верфях 24 пехотно-десантных корабля типа «Эльпидифор», способных высадить на необорудованном побережье пехотный батальон в 800 штыков с необходимыми запасами боеприпасов и амуниции.К сожалению, эта серия по своему прямому назначению использовалась лишь в тактических целях, главным образом – для поддержки наступающих по анатолийскому побережью частей Кавказской армии. Планы высадки массированного десанта у Босфора, первой волной которого и должны были стать «эльпидифоры», так и не осуществились – не по вине флота.К моменту окончания гражданской войны 4 «эльпидифора» николаевской постройки использовались Красной Армией как тральщики (в октябре-ноябре 1920 года, для траления подступов к Севастополю). Эти четыре пехотно-десантных корабля имели водоизмещение 1400 тонн, машину мощностью в 750 л.с., дальность хода 2300 миль и максимальную скорость 8 узлов. На момент постройки корабли вооружались двумя 102-мм, двумя 76-мм пушками и четырьмя пулеметами. Десантовместимость – до 1.000 пехотинцев.Надо сказать, что суда типа «эльпидифор» были первыми в мире (!) десантными кораблями специальной постройки. Они планировались, закладывались и строились именно как десантные, и впервые в практике мирового судостроения они были снабжены специальной носовой аппарелью, по которой десантники могли перейти с корабля на берег, даже не замочив сапог.При высадках в Ризе и Трабзоне «эльпидифоры» доказали свою тактическую пригодность, и лишь революция и последовавшая за ней Гражданская война не позволили России использовать эти корабли для достижения своей давней заветной цели – захвата черноморских проливов.
Фотография модели "Эльпидифора" сделана в Николаевском музее судостроения и флота.