Россия (наряду с Великобританией, Германией, США, Японией, Италией, Австро-Венгрией, рядом других государств) тоже могла считаться членом элитного «дредноутного клуба», но отнюдь не почетным. Ведь к тому моменту, когда первая четверка русских линкоров типа «Гангут» была сдана флоту, Англия уже принималась осваивать супердредноуты серии «Куин Елизабет». То есть у нас с этим делом затянули, а потом, можно сказать, мы «зависли» в данном отставании.
Строя свои линкоры самостоятельно, Россия в то же время в значительной степени зависела от иностранной технической помощи: первое время – турбины, гироскопы, те же погонные шары для башен главного калибра, цапфы для особо крупных орудий новых ЛКР типа «Измаил». Невозможность некоторых поставок с началом войны, кстати, и сделалась основной причиной того, что отечественные ЛКР так и не были достроены. Не задалась эта тема нашему кораблестроению и в дальнейшем...
И все же некоторые национальные приоритеты в дредноутизации за русской стороной отыщутся.
Во-первых, это уникальные для своего времени трехорудийные башни главного калибра, позволяющие достичь наивысшей концентрации артиллерии при сравнимых водоизмещении и длине корабля.
Во-вторых, на заре дредноутизации существовала такая проблема, как организация централизованного огня на больших дистанциях, без которых ЛК был неспособен достойно «самовыразиться», да и дальнейшее его развитие, как мощнейшего из артиллерийских кораблей, представляется достаточно смутно.
Так называемые «артиллерийские опыты», призванные внести ясность в суть централизованной стрельбы, реализованной адмиралом Того в Цусимском сражении и недоступной нам, сразу по завершении Русско-японской войны были поручены видному специалисту контр-адмиралу Цывинскому. Он продолжил дело, начатое на Балтике, и осенью 1906 года поднял флаг над эскадрой Черноморского флота, скандально известной до этого только своими революционными подвигами.
Русский флагман справился с задачей уже в 1907 году. До него в мировых флотах господствовали представления о дистанциях решительного морского боя ЛК в пределах не более 42–46 кабельтовых – для больших не существовало даже стрельбовых таблиц. Цывинский же научил свою эскадру стрелять начиная с 107–112 кабельтовых, эффективно, за 3–4 минуты, проводя пристрелку и в течение последующих 5–7 минут выполняя огневую задачу полностью. При этом эскадра маневрировала на самом полном ходу.
Иностранные военно-морские агенты (атташе), впервые увидевшие достижения Цывинского, от изумления потеряли дар речи: им было невдомек, как русские осуществляют пристрелку на такой дистанции, ведь старший артиллерийский офицер, управляющий стрельбой, не видит всплесков пристрелочных выстрелов. Иностранцам вежливо объяснили, что на марсе располагается артиллерийский пост, откуда специально обученный офицер-артиллерист руководит пристрелкой. Артиллерийская репутация русского флота после этого необыкновенно выросла, а дредноутизация получила артиллерийскую завершенность; морская артиллерия и сам тип линкора – дальнейшее бурное развитие; в результате основные боевые столкновения с участием ЛК и ЛКР в период Первой мировой войны проходили на дистанциях, близких к предельным (естественно, когда позволяли условия видимости).
Всего в России было построено 8 дредноутов: 4 на Балтике и 4 на Черном море.
Балтийские дредноуты:
Черноморские дредноуты:
"Императрица Екатерина Великая"
Последний, однако, не успел повоевать. Кстати, он заметно отличался от своих sister ships. Дело в том, что перед его закладкой недружественная Турция заказала в Англии гораздо более мощный дредноут, чем уже строила Россия на Черном море. Среди превентивных мер предполагалась установка 14-дюймовых орудий, предназначавшихся для ЛКР, более тяжелое бронирование, с естественным увеличением водоизмещения и др. В итоге ограничились именно бронированием: ко всему прочему, броневые листы были по-новому закреплены. «Ласточкин хвост» – так именовалась эта прогрессивная технология, позволяющая выдерживать удары тяжелых снарядов, попадающих не только в броневые плиты, но и в их стыки.
Создавалась и еще одна серия отечественных дредноутов – 4 линейных крейсера типа «Измаил». Будучи вовремя построенными (по плану – в 1916 году), они, безусловно, оказались бы одними из самых сильных в мире. Лучшие английские ЛКР «Худ», «Ринуан» и « Рипалс» еще не были готовы, к тому же вес залпа двенадцати 14-дюймовых орудий не уступал 15-дюймовому, более малочисленному залпу англичан, не говоря уже о германских новейших ЛКР.
К сожалению, все попытки в дальнейшем построить у нас современные линкоры успехом не увенчались.
Источник: nvo.ng.ru Юрий Васильевич Кириллов - контр-адмирал запаса.