22 июня 1941 года рано утром по приказу реакционного правительства Антонеску румынские войска при поддержке немецких самолетов начали артиллерийский обстрел и авиационную бомбардировку советских пограничных городов Рени, Измаила, Килии Новой, Вилкова и главной базы Дунайской флотилии. Противник сразу же сделал попытку форсировать в нескольких местах Дунай. Однако его усилия не увенчались успехом. Он был отброшен на свою территорию.
Первый удар приняли на себя пограничники и Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н. О. Абрамова. Помимо кораблей, в нее входили: отдельная стрелковая рота, 17-я пулеметная рота, 46-й отдельный зенитный артдивизион, а также Дунайский сектор береговой обороны в составе шести батарей разного калибра и 96-я истребительная авиаэскадрилья.
На этом участке находилась 51-я Перекопская стрелковая дивизия генерал-майора П. Г. Цирульникова. Город Килию, в частности, оборонял 23-й стрелковый полк этого соединения.Потерпев неудачу в первом наступлении, противник усилил артиллерийский огонь по придунайским городам. Командир 23-го стрелкового полка майор П. Н. Сирота и начальник штаба капитан Л. А. Поплавский на второй день войны обратились с просьбой к генерал-майору П. Г. Цирульникову разрешить высадить десант в город Килия-Веке и уничтожить стоявшие там артиллерийские батареи неприятеля. Они очень мешали нашим войскам и препятствовали маневру Дунайской военной флотилии.
Просьба, повторявшаяся дав раза, наконец, была удовлетворена.
Командование Дунайской военной флотилии, 51-й стрелковой дивизии и 79-го погранотряда решило подготовить и высадить десанты для захвата вражеских укрепленных позиций в районе мыса Сатул-Ноу.
Утром 25 июня после артиллерийской подготовки 4 бронекатера под прикрытием мониторов “Ударный” и “Мартынов” прорвались из Кислицкой протоки к указанному мысу, высадили отряд, состоявший из пограничников и воинов 17-й пулеметной и стрелковой рот. В короткой схватке наши бойцы разгромили две роты противника и взяли в плен 70 солдат и офицеров.
Для развития успеха первого отряда на мыс перебрасывается стрелковый батальон 287-го полка 51-й дивизии. Совместными усилиями они расширили плацдарм и полностью очистили мыс Сатул-Ноу от врага.
В тот же день было решено высадить десант и в Килия-Веке. Штаб 23-го стрелкового полка тщательно разрабатывал план предстоящего боя. Разведка во главе с лейтенантом С. Л. Гончаровым выявила и нанесла на карту огневые средства противника. Ценные сведения о городе дали местные рыбаки, которые ранее неоднократно бывали там и хорошо знали его. Окончательно план уточнялся в штабе 51-й дивизии, где присутствовали представители Дунайской военной флотилии и 79-го погранотряда.
Бой по захвату Килия-Веке начался поздно ночью 25 июня. Для переброски десанта 23-го стрелкового полка было выделено 4 бронекатера и 10 пограничных катеров. Командиром высадки назначили командира Килийской группы кораблей капитан-лейтенанта И. К. Кубышкина, командиром десанта — командира 23-го стрелкового полка майора П. Н. Сироту. Артиллерийская поддержка возлагалась на артдивизион 51-й стрелковой дивизии, береговую батарею № 65, а также на артиллерию 23-го полка.
Непосредственно в десант выделили 1-й батальон капитана Васицкого, а 2-й и 3-й батальоны капитанов Ковальчука и Паламарчука прикрывали его. В первом эшелоне десанта шла 3-я стрелковая рота лейтенанта Юрковского. Это очень волевой, опытный командир, участник финской кампании. За подвиги, совершенные при прорыве линии Маннергейма, он был награжден орденом Ленина. 3-я рота, посаженная на бронекатера, устремилась к вражескому берегу. Вначале все шло хорошо. Но вот вражеская артиллерия заметила наступающих и открыла ураганный огонь. Первые два катера получили сильные повреждения. Однако мотористы В. В. Солоухин и А. Н. Жуков, проявив высокое мастерство и решительность, довели катера до места назначения. Первый эшелон десанта был высажен, за ним последовал второй. Рота лейтенанта Юрковского с ходу атаковала противника и сбила его с занимаемых позиций. Преследуя отступающих, советские воины ворвались в центральный собор города Килия-Веке. Здесь укрепилась группа врага. Завязался бой. Смелыми, энергичными действиями десантники уничтожили неприятеля. Над собором взвился красный флаг победы. Его установили лейтенант А. М. Овчаров и секретарь комитета комсомола полка Буров, которые шли в первых рядах. К 10 часам утра 26 июня все было закончено. Укрепленный район перестал существовать. Десантники захватили плацдарм глубиною до 3 км и шириною до 4 км, разгромив в Килия-Веке пехотный батальон, усиленный артиллерией и пулеметами, и погранзаставу. Противник потерял более 200 солдат и офицеров убитыми, 720 сдались в плен. Советские воины захватили 8 орудий, 30 пулеметов, свыше тысячи винтовок.
В тот же день другие подразделения 51-й дивизии заняли Пардину, острова Татару и Даллер. Боевые действия, проведенные частями дивизии в начале войны, сыграли большую роль в укреплении левого крыла Южного фронта. Теперь оба берега Килийского гирла от устья реки Рапиды до Периправы находились в руках советских войск. Измаильская группа кораблей получила свободу маневра и могла оказать эффективную поддержку сухопутным частям.
Однако общая обстановка на советско-германском фронте сложилась тогда не в нашу пользу. Учитывая это, командир дивизии отдал приказ прекратить наступление и закрепиться в Килия-Веке, прочно удерживать занятый плацдарм, дабы ликвидировать угрозу обстрела с румынского берега советских городов. Для укрепления плацдарма в Килия-Веке было переправлено еще несколько подразделений 23-го стрелкового полка.
За подвиги, совершенные во время высадки десанта, многие воины, в том числе командир 23-го стрелкового полке майор П. Н. Сирота, первый помощник начальника штабе полка лейтенант А. М. Овчаров, секретарь ВЛКСМ полка Буров и другие были представлены к правительственным наградам.
К 1 июля обстановка на Южном фронте резко изменилась. Противник перешел в наступление. Развернулись кровопролитные бои. Наши войска оказывали врагу упорное сопротивление. Исключительно стойко сражались моряки Дунайской военной флотилии, воины 51-й Перекопской стрелковой дивизии, пограничники 79-го погранотряда.
Героическая борьба наших войск на южном участке фронта приковала к себе значительные силы фашистов, не позволила им в короткий срок добиться намеченной цели. Гитлеровцы понимали, что если им удастся сбросить наши подразделения с западного берега Дуная, то тем самым они парализуют действия Дунайской флотилии и легко захватят плацдармы на советском берегу. А это позволит нанести удар по левому крылу 9-й армии и отрезать ее от других армий Южного фронта. Враг яростно атаковал подразделения 51-й стрелковой дивизии, закрепившиеся на правом берегу Дуная, но все его попытки разбивались о героизм и мужество советских воинов. Они оставили плацдарм только тогда, когда необходимость в нем отпала, когда им отдали приказ отойти на соединение с основными силами армии.
Так в первые дни войны наши войска захватили и удерживали важные плацдармы на вражеской территории. Этот факт заслуживает особого внимания. В то время он имел не только крупное тактическое значение. Успех десанта укрепил веру наших воинов в то, что противника можно бить и он будет непременно побежден.
Катера данного типа учавствовали в высадке советского десанта.
Источник: "Военно-исторический журнал" № 9, 1970 г.
Отредактировано Бывалый (2009-10-29 13:53:47)