Корабли типа Nimitz (пр.SCB-102)
Название Nimitz
Бортовой номер CVN-68
Судостроитель Newport News Shipbuilding & Drydock Co.
Дата закладки 22.06.1968
Дата спуска 13.05.1972
Введён в строй 03.05.1975
Выведен в резерв
Исключён
Название Dwight D. Eisenhower
Бортовой номер CVN-69
Судостроитель Newport News Shipbuilding & Drydock Co.
Дата закладки 15.08.1970
Дата спуска 11.10.1975
Введён в строй 18.10.1977
Выведен в резерв
Исключён
Название Carl Vinson
Бортовой номер CVN-70
Судостроитель Newport News Shipbuilding & Drydock Co.
Дата закладки 11.10.1975
Дата спуска 15.03.1980
Введён в строй 13.03.1982
Выведен в резерв
Исключён
Первые и единственные серийные атомные АВ в мире. Nimitz был заказан в рамках программы 1967 финансового года, Dwight D. Eisenhower — 1970, Carl Vinson — 1974 финансового года. Корабли строились блочно-позиционным методом, что позволило существенно сократить сроки их пребывания в доке и увеличивать степень готовности в момент спуска на воду.
Корпус корабля раздёлён водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы, на 24 отсека и на всём протяжении имеет двойноё дно. На АВ данного типа имеется 7 палуб и две платформы. Переборки, палубы и платформы делят корпус более чем на 200 отсеков. Корпус авианосца сварной, из стальных листов, несущие конструкции и полетная палуба сделаны из броневой стали.
На АВ типа Nimitz установлена угловая полетная палуба, боковые свисающие участки которой поддерживаются сильно развитыми спонсонами. Большая ее часть сделана из съемных стальных листов, что позволяет достаточно быстро заменять поврежденные участки. Специальное покрытие обеспечивает надежное сцепление с ним колес шасси самолетов. Общая площадь полетной палубы 18,2 тыс. м. Она состоит из взлетного, посадочного и паркового участков.
Взлетный участок оснащен четырьмя паровыми катапультами типа С-13 mod 1 (вес около 180 т, длина 94,5 м), которые обеспечивают взлет самолетов весом до 43 т со скоростью до 300 км/ч. Темп выпуска самолётов может составлять 6 машин в минуту. Мореходность корабля по использованию авиации достигает 8 баллов, что позволяет поднимать в воздух авиацию даже в северных частях Атлантического и Тихого океанов, в течении 90% времени года.
Для защиты людей и машин, готовящихся к вылету, от действий газовых струй реактивных двигателей используются отражатели. Между катапультой и отражателем располагаются палубные панели, охлаждаемые забортной водой, что поддерживает нормальную температуру поверхности палубы при работе личного состава по креплению и обслуживанию очередного самолета на старте.
Посадочная полоса состоит, в свою очередь, тоже из трех участков: кормового (длина 55 м) — от кормового среза полетной палубы до тормозных тросов аэрофинишера; тормозных тросов (здесь они расположены на расстоянии 12 м друг от друга и имеется аварийный барьер), а также торможения (от последнего тормозного троса до носового среза посадочной палубы).
На парковом участке, где самолеты располагаются во время проведения взлетно-посадочных операций, находятся самолетоподъемники, лифты для подачи боеприпасов, колонки для заправки авиационным топливом и два эскалатора для подъема летного состава на полетную палубу, а также посты, обеспечивающие самолеты электроэнергией, сжатым воздухом, кислородом, азотом и т. д.
Галерейная палуба служит для подкрепления полетной палубы и ее боковых свисающих участков. Помимо того, рациональное использование объемов под ней позволило оборудовать беспиллерсный ангар с двухслойной защитой. На этой палубе размещаются: БИП, комплекс командных и флагманских помещений, посты управления авиационно-техническими средствами, каюты и кубрики личного состава. Галерейная палуба через обходные мостики сообщается с верхней палубой, и, кроме того, она обеспечивает сквозной проход с носа до кормы.
В связи с тем, что ангар занимает по высоте три межпалубных пространства, в носовой части (вне него) между галерейной и ангарной палубами имеются две промежуточные, на которых находятся механизмы катапульт, площадка для разъездных катеров и спасательных плотов, мастерские, кладовые, каюты и кубрики.
Главная (ангарная) палуба. Большая ее часть отведена под ангар высотой 8 м, предназначенный для размещения, обслуживания и ремонта самолетов. Он занимает более 60 проц. площади главной палубы. Из 90 летательных аппаратов, базирующихся на АВ, в ангаре размещается не более половины, а остальные машины размещаются на полётной палубе (где имеются специальные раскрепления). В целях локализации возможных очагов пожара ангар может быть герметизирован и разделен на три автономных отсека огнестойкими занавесами, которые в нормальных условиях подняты и находятся под подволоком. Кроме того, он оборудован сплинклерной и пеногонной пожарными системами.
На второй и третьей палубах размещены механизмы самолетоподъемников, медицинские помещения, кубрики рядового и унтер-офицерского состава, а также столовые личного состава, которые в боевых условиях могут использоваться для сборки авиационных боеприпасов. На четвертой палубе сосредоточены в основном вспомогательные механизмы, пост энергетики и живучести, кладовые авиационного имущества, ЗИП, сухой провизии.
На трюмной палубе находятся вспомогательные механизмы, кладовые различного назначения, погреба для хранения боезапаса, вкладные цистерны с авиационным топливом. В отличии от авианосцев типа Kitty Hawk и Enterprise, авиационное топливо вновь (как на АВ Midway) размещено в цистернах окружённых коффердамами, которые заполнены инертным газом. Топливо, по мере расходования, замещается забортной водой. С целью повышения живучести корабля, цистерны авиационного топлива разделены на носовою и кормовую группы. Запасы авиационного топлива позволяют авианосцу обеспечивать полёты авиагруппы в течении 16 суток. На платформах располагаются кладовые авиационного имущества, морозильные и холодильные камеры и т. д.
Погреба авиационного боезапаса, располагающиеся ниже ватерлинии в носовой и кормовой группах, оснащены оборудованием, которое позволяет принимать различные по величине и конструкции бомбы, ракеты и другие авиационные боеприпасы. Масса принимаемого на борт авиационного боезапаса составляет 1954 т. В его состав могут входить до 100 ядерных зарядов.
ГЭУ эшелонирована. Она размещена в четырёх водонепроницаемых отсеках. Носовой отсек каждого эшелона отведён под ЯР и ППУ, а кормовой под ГТЗА, вспомогательные механизмы и пост управления. Ресурс активной зоны кораблей данного типа составляет 13 лет. Агрегатная мощность каждого из четырёх ГТЗА позволяет развивать ход свыше 30 узлов. Nimitz во время ходовых испытаний развил ход 31,5 уз.
Все боевые посты, жилые и служебные помещения обслуживаются системой кондиционирования, поддерживающей температуру 23°С и влажность 50 проц. Личный состав располагает системами регенерации и кондиционирования воздуха, аппаратурой дозиметрического контроля, санитарно-медицинского обеспечения и обслуживания. Значительное внимание при создании авианосцев данного типа было уделено вопросам снижения интенсивности физических полей (гидроакустического, теплового, электромагнитного и других).
Конструктивная защита авианосцев типа Nimitz включает надводную и бортовую подводную. Первая состоит из броневых палуб (полетной, ангарной и третьей), а также из броневых продольных переборок ангара, вторая — из продольных и поперечных переборок. Отсеки, которые они образуют, поочередно заполняются водой, топливом или пористым заполнителем. Бортовая подводная защита охватывает районы реакторных отсеков, погребов боезапаса и хранилищ авиационного топлива. Она достигает третьей палубы и предохраняет корабль со стороны борта от контактных взрывов торпед, противокорабельных ракет и артиллерийских снарядов. Со стороны днища авианосец защищен бронированным настилом непотопляемости и броневыми поперечными переборками.
Надстройка авианосца (остров) состоит из семи ярусов, на которой находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки, посты управления полетами, РЛС и радиосвязи, центр технического обслуживания самолетов и вертолетов, системы опознавания, а также походные каюты командира и флагмана. В связи с тем что необходимые антенны РЛС и радиостанций не удалось разместить на надстройке, дополнительную мачту установили сзади нее. На Carl Vinson изменены два верхних яруса надстройки и установлена новая интегрированная мачта-антенна.
Начиная с 1996 г. АВ типа Nimitz проходят капитальный ремонт и модернизацию по программе SLEP (Service Life Extension Program) с целью продления их срока службы. В ходе неё совершенствуется РТВ (в частности, корабли оснащаются БИУС ACDS Block 1 Level 2, созданной на базе системы «Aedgis»), ПУ Mk 25 ЗРК «Sea Sparrow» заменяются ПУ Mk 29, а АУ Mk-15 Block 0 ЗАК «Vulcan-Phalanx» — на АУ Mk-15 Block 1. Первым подобную модернизацию в период с июня 1996 по 2000 г. прошёл Dwight D. Eisenhower. С 1998 по 2002 г. проводились работы на авианосце Nimitz. Предполагается, что корабли будут находится в строю, по крайней мере, до 2025 г., 2027 г., 2032 г. соответственно.
Целью АВ типа Nimitz является осуществление продолжительных военно-воздушных операций. На авианосце базируется восемь или девять авиационных эскадрилий. Воздушные эскадрильи авианосца осуществляют задачи по уничтожению самолетов, кораблей и подводных лодок противника, поражению наземных целей, а так же установке минных заграждений. Авианосцы этого типа могут использоваться для нанесения ударов, поддержки наземных операций, обороны эскадр или других дружественных морских сил, а также для создания морской или воздушной блокады.
После ввода в строй в 1975 г. АВА Nimitz вошел в состав Атлантического флота (ВМБ Норфолк). После учебного плавания в Гуантанамо (16.07. — 24.09.1975) и завершения цикла подготовки совершил в 1976–1987 гг. 7 походов на Средиземное море (07.07.1976–07.02.1977; 01.12.1977–20.07.1978; 10.09.1979–26.05.1980; 03.08. 1981–12.02.1982; 10.10.1982–20.05.1983; 08.03. — 04.10.1985; 30.12.1986–02.07.1987). Во время первого похода прикрывал эвакуацию гражданского населения из Бейрута во время гражданской войны в Ливане (07.1976). В ходе третьего совершил переход вокруг Африки в Аравийское море (1.1980), нес патрульную службу в связи с обострением отношений с Ираном после захвата американского посольства. Участвовал в операции «Evening Light» (24.04.1980) — освобождение, взятого в заложники, персонала американского посольства в Тегеране. 26.05.1981 на борту АВ произошла авария: при ночной посадке сам. ЕА-6В врезался в стоявшие на палубе самолеты (14 чел. убито, 45 ранено). Во время четвертого похода 19.08.1981 г. в заливе Сидра истребители F-14A из VF-41 CVW-8 сбили 2 ливийских Су-22M. «Демонстрация силы» у берегов Кубы (11.1984) и в восточном Средиземноморье во время обострения ситуации в Ливане (07.1985). 21.05.1987 покинул Средиземное море и ушел вокруг м. Горн на Тихий океан. 02.07.1987 прибыл к новому месту базирования — ВМБ Бремертон Тихоокеанского флота. Патрулировал у берегов Южной Кореи во время Олимпийских игр в Сеуле (09.1988), затем перешел в Индийский океан, в рамках операции «Earnest Will» обеспечивал безопасность танкерных перевозок в Персидском заливе (02.09.1988–02.03.1989). В ходе следующего похода в Аравийское море и Персидский залив (25.02.1991–24.08. 1991); принимал участие в операции «Desert Storm».В 1993–1996 гг. совершил два похода в Тихий и Индийский океаны, в ходе которых участвовал в операции «Southern Watch — контроль за зоной запрещенной для полётов иракской авиации. Также, в ходе одного (19.02. — 19.08.1993) принимал участие в операции «Restore Hope» в Сомали, а в ходе другого (27.11.1995–20.05.1996), нес патрульную службу у берегов Тайваня во время обострения отношений между Тайванем и Китаем. Совершил кругосветное плавание из Бремертона в Норфолк (01.09.1997–02.03.1998) с заходом в Аравийское и Средиземное моря. 26.05.1998 встал на капитальный ремонт и модернизацию на Newport News shipyard. По окончании ремонта совершил переход (21.09–13.10.2001) к новому месту базирования — ВМБ Сан-Диего. Совершил два похода в Аравийское море и Персидский залив (03.03. — 05.11.2003; 07.05.2005–08.11.2005). Участвовал в «Enduring Freedom» — антитеррористической операции в Афганистане и «Iraqi Freedom» — вооруженная интервенция международной коалиции во главе с США в Ирак. 02.04.2007 г., АВА Nimitz вышел в очередной поход в Аравийское море и Персидский залив, как отмечалось в заявлении распространенном пресс-службой ВМС США, для оказания воздушной поддержки наземным войскам, осуществляющим операции в Ираке и Афганистане. По сообщению агентства France Presse, CVN-68 «Nimitz» прибыл 08 мая 2007 г. в Персидский залив на смену CVN-69 Dwight D. Eisenhower.
АВА Dwight D. Eisenhower после ввода в строй в 1977 г., вошёл в состав Атлантического флота (ВМБ Норфолк). Основным районом патрулирования в 1979–1990 гг. являлось Средиземное море, куда было совершено 7 походов (16.01.1979–13.07.1979; 15.04.1980–22.12.1980; 05.01.1982–13.07.1982; 27.04.1983–02.12.1983; 10.10.1984–08.05.1985; 29.02.1988–29.08.1988; 08.03.1990–12.09.1990) включавших в себя два патрулирования в Индийском океане во время походов 1980 и 1990 гг. Во время кризиса с захватом американского посольства в Иране нес патрульную службу в Аравийском море (переход из США вокруг Африки с 15.04 по 08.05.1980); вернулся в Норфолк 22.12.1980 (это было самое продолжительное за весь послевоенный период дальнее плавание американского. корабля — 251 день с единственной 5-дневной стоянкой в Сингапуре). Ремонт и модернизация (10.1985–04.1987). Летом 1990 г. совершил поход к берегам Нормандии, участвовал в торжествах в честь 100-летия со дня рождения Эйзенхауэра. После вторжения войск Ирака в Кувейт направлен в Персидский залив в рамках операции «Desert Shield», 07.08.1990 прошел Суэцкий канал, но 22.08.1990, в связи с прибытием в Аравийское море других АВ, возвращен в США. В операции «Desert Storm» участия не принимал, но нес боевое дежурство в Аравийском море вскоре после ее окончания (26.09.1991–02.04.1992). Ремонт и модернизация в Норфолке (06.01–12.11.1993). Совместно с АВ «Аmerica» 12–13.9.1994 участвовал в операции «Uphold Democracy» — возвращение к власти на Гаити законного избранного президента Ж.-Б. Аристида, свергнутого военной хунтой и поддержание на острове порядка. В следующем году ушел в 6-мес. плавание в Средиземное море и Персидский залив (21.10.1994–14.04.1995) для участия в операциях «Provide Promise», «Sharp Guard», «Deny Flight», (б. Югославия), «Vigilant Warrior» (Кувейт) и «Southern Watch» (Ирак), а также для обеспечения боевой подготовки «женского» авиакрыла (на борту находилось более 400 женщин-военнослужащих). Капитальный ремонт и переоборудование на Newport News Shipbuilding (17.7.95–27.1.97). Очередной поход в Средиземное море и Персидский залив (10.06.1998–10.12.1998); участие в операциях «Southern Watch»,»Deliberate Forge» (Босния). Текущий ремонт на Norfolk Navy Shipyard (02–06.1999) после чего совершил поход на Средиземное море и Персидский залив (19.02.2000–18.08.2000). По возвращении проходил модернизацию и ремонт на Newport News Shipbuilding (21.05.2001 -25.01.2005), включавшую в себя перезарядку активных зон реакторов. Вышел 03.10.2006 г. в очередной поход в Средиземное море и Персидский залив, в ходе которого участвовал в операции «Enduring Freedom». Вернулся в Норфолк 23.05.2007 г.
АВА Carl Vinson после завершения цикла боевой подготовки совершил кругосветное плавание по маршруту Норфолк-Карибское море-Средизем. море-Юж. Атлантика-Индийский океан-Тихий океан-Сан-Франциско (01.03. — 28.10.1983). Вошёл в состав Тихоокеанского флота (военно-морская авиабаза Аламеда). Участвовал в маневрах «Rim of the Pacific» (RIMPAC) в 05.1984 г., после которых ушел в 7-мес. поход(13.10.1984–24.05.1985), включавший в себя продолжительную патрульную службу в Индийском океане. Участвовал в маневрах «RIMPAC-86» (05–06.1986), затем совершил 2 «арктическо-тропических» плавания: осенне-зимний поход в Берингово море (12.08.1986–05.02.1987); поход в Берингово море и Индийский океан (15.06.-14.12.1988). В 1989 г. участвовал в маневрах «Pacific Exercises» (PACEX) у восточных границ СССР — в Японском и Беринговом морях; затем — поход в Индийский океан (01.02.1990–31.07.1990). Ремонт и модернизация на Puget Sound Naval Shipyard (22.09.1990–06.04.1993). Плавание в Аравийское море (17.02.1994–17.08.1994), участие в операции «Southern Watch» и торжествах в Перл-Харборе по случаю 50-летия окончания Второй мировой войны. В ходе последующего плавания в Аравийское море (14.5–14.11.1996) участвовал в операциях «Southern Watch» и «Desert Strike»— прекращение боевых действий иракских войск против курдов, а также в учениях «Rugged Nautilus». Текущий ремонт, участие в маневрах «RIMPAC-98» (06.07–06.08.1996). В связи с закрытием военно-морской авиабазы Аламеда перебазировался на ВМБ Бремертон (17.01.1997). Ушёл на патрулирование в Персидский залив (06.11.1998–06.05.1999), во время которого принимал участие в операции «Desert Fox» (16–19.12.1998) — воздушные удары по объектам производства и транспортировки и складирования ОМП на территории Ирака. В 07.1999 г. Carl Vinson был поставлен в сухой док Puget Sound Naval Shipyard для проведения работ по ремонту и модернизации корабля, после которого прошёл плановую подготовку к очередному боевому походу (01.-06. 2001). 23.07.2001 г корабль вышел из Бремертона для участия в операции «Southern Watch» в Персидском заливе. 11 сентября 2001 г, Carl Vinson у берегов Индии изменил курс и 07.10.2001 г. произвел первые авианалёты из северной части Аравийского моря по позициям движения «Талибан» в Афганистане. В ходе операции «Enduring Freedom» авиация АВА Carl Vinson совершила 4 000 боевых вылетов. В середине 12.2002 г Carl Vinson покинул оперативную зону и 23.01.2002 г . прибыл в Бремертон. В 2003–2005 гг. совершил поход в Персидский залив и кругосветное плавание (13.01.-19.09.2003; 13.01.2005–31.07.2005). В ходе похода участвовал в учениях Tandem Thrust'03 (14.04.-05.05.2003), а во время плавания обеспечивал поддержку американских войск в Ираке. Выйдя из Бремертона, в ходе кругосветки Carl Vinson заходил в Сингапур, Гуам, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Родос (Греция) и Лиссабон (Португалия) и завершил её в Норфолке. Это связано с проведением капитального ремонта и модернизации корабля, который включает в себя перезарядку активных зон реакторов. Предполагается, что он вернётся в строй в 2009 г. и перейдет назад в состав Тихоокеанского флота (ВМБ Сан-Диего) к началу 2010 г.
Характеристики
Количество самолётоподъёмников 4
Количество и тип катапульт 4 х С-13 mod1
Запас авиационного топлива, 9000 т.
Водоизмещение полное, 91487 т.
Водоизмещение стандартное, 81600 т.
Длина корпуса, 332,9 м.
Ширина корпуса, 40,8 м.
Осадка корпуса, 11,3 м.
Длина полётной палубы, 332,9 м.
Ширина полётной палубы, 77,2 м.
Длина ангара, 209 м.
Ширина ангара, 33,6 м.
Высота ангара, 8,08 м.
Экипаж, чел. ( в т.ч. офицеры) 3 200 (160)
Авиагруппа, чел. ( в т.ч. офицеры) 2 500 (365)
Штаб, чел. ( в т.ч. офицеры) 70 (25)
Подразделение морской пехоты, чел. ( в т.ч. офицеры) 70 (2)
Скорость хода полная, 30 уз.
Скорость хода экономичная, 20 уз.
БИУС - ACDS Block1 Level 2
Комплексы средств обмена информацией - Linx-4A, Linx-11, Linx-14, Linx-16
Комплекс спутниковой связи - GRR-1 + SATCOM
РЛC обеспечения полётов авиации - SPN-41 + SPN-43B + SPN-44 + 2 × SPN-46
РЛС обнаружения ВЦ и НЦ - SPS-49(V)5 + SPS-48E 3D + Mk-23 TAS
РЛС обнаружения НЦ - SPS-67(V)1
РЛС навигационная - Furuno-900+SPS-64(V)9
Навигационный комплекс системы - TACAN URN-25
СУО/СУАО - ЗРК- Mk-91mod.1 (в обеспечении РЛС Мк-95); ЗАК- Mk-90
Средства РЭБ пассивные - SLQ-32(V)4/ SRBOC Mk-36 (8-6-130-мм Mk-137)
Система противоторпедной защиты - SLQ-25A Nixie
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА истребители
Модель F-14B Tomcat
Количество 14
Тип ЛА истребители-штурмовики
Модель F/A-18 Hornet
Количество 36
Тип ЛА самолёты РЭБ
Модель ЕА-6В Prowler
Количество 4
Тип ЛА самолёты ДРЛО
Модель Е-2С Hawkeye
Количество 4
Тип ЛА самолёты ПЛО
Модель S-3B Viking
Количество 7
Тип ЛА самолёты-заправщики
Модель ЕS-3B
Количество 2
Тип ЛА транспортные самолёты
Модель С-2А
Количество 1
Тип ЛА вертолёты
Модель SH-60F/HH-60H Seahawk
Количество 2/4
артиллерия
Тип АУ
Модель Vulcan-Phalanx Mk-15 Blok 1
Калибр, мм 20-мм
Количество 4
Стволов 6
ракетное вооружение
Тип ЗРК
Модель Sea Sparrow
Количество ПУ 3
Количество направляющих 8
Модель ПУ Mk29
Двигатель
Вид ЭУ ГЭУ
Тип ЭУ АЭУ (с ВВР)
Модель Westinghouse А4W/A1G
Количество 2
Мощность суммарная, л.с.
Вид ЭУ ПТУ
Тип ЭУ ГТЗА
Модель Westinghouse
Количество 4
Мощность суммарная, л.с. 280 000
Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ТГ
Модель на 8 000
Количество 8
Мощность суммарная, кВт 64 000
Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ДГ
Модель на 2 000
Количество 4
Мощность суммарная, кВт 8 000
Вид ЭУ Движители
Тип ЭУ ВФШ
Модель
Количество 4
Мощность суммарная, л.с