"Царь-танк" начальника опытной лаборатории военного министерства капитана Н.Н. Лебеденко, не подпадал ни под одно определение. Он словно сошел со страниц романа Уэлса. Идея постройки такой машины возникла у капитана Лебеденко на Кавказе, когда он увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, но не обладавшим достаточными инженерно-техническими познаниями, Лебеденко, заручившись поддержкой председателя Земского союза князя Львова, обратился за предоставлением необходимых специалистов к Жуковскому. Тот порекомендовал Лебеденко двух своих племянников — студентов МВТУ — Б. Стечкина и А. Микулина, крайне заинтересовавшихся этой инженерной задачей. Замысел был действительно беспрецедентным, и оба студента, прозвавших будущее сооружение на свой манер "Нетопырем", приступили к работе.
В начале 1915 года прекрасно рассчитанный проект был готов. Получив его в руки, капитан развил бурную деятельность, пробивая дорогу "Царь-танку" в высших инстанциях. При содействии все того же князя Львова ему удалось заинтересовать проектом военного министра, а затем получить аудиенцию и у самого императора, которого Лебеденко заверил в том, что при помощи таких машин "в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...".
Его Величество, разделив оптимизм капитана, повелел открыть финансирование проекта. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке машины. Общая сумма затрат составила 210,000 руб. Основное бремя расходов несли "Союз городов" и ГВТУ.
"Царь-танк", как назвал это изделие сам Лебеденко (бытовало, правда, и другое - "Мастодонт"), больше всего походил на гигантский орудийный лафет, хвостовая станина которого опиралась на маленькую (в человеческий рост) направляющую тележку. Вооружение составляли два орудия и пулеметы. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Жуковский лично рассчитал на прочность колесо с тангенциальными спицами. Каждое из этих ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. — два двигателя удалось снять неповрежденными с подбитого "Цеппелина". Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.
Сборка деталей корпуса осуществлялась в манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова. Работа над танком затянулась, и лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова. Там же в лесу провели и его испытания, не давшие положительных результатов. Мощности двигателей явно не хватала, и нелепый образчик "чудо-оружия" забуксовал в первой же канаве. После неудачных испытаний осмелевшие противники "Царь-танка" стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом.
Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Он справедливо полагал: что большое колесо легче сможет преодолевать препятствия. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение.
3D-реставрация танка капитана Лебеденко.