День дальней авиации ВВС России был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России.
Днем, положившим начало развитию дальней авиации в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского.
Первый экземпляр, положивший начало семейству многомоторных самолетов "ИМ", был построен в конце 1913 г. В ходе испытательных полетов на нем установлено несколько мировых рекордов (в том числе по грузоподъемности), почти вдвое превышающих установленные на зарубежных машинах. Пилотировал самолет сам И.И.Сикорский.
Второй экземпляр "ИМ" в начале 1914 г. снабдили более мощными двигателями, естественно, скорость, дальность и грузоподъемность возросли еще больше. Это позволило выполнить на нем выдающийся для того времени перелет Петербург — Киев с одной промежуточной посадкой. После перелета Военное министерство издало приказ о постройке 10 боевых кораблей "ИМ". В результате было сформировано соединение из 10 боевых и 2 учебных самолетов.
Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.
Чтобы наилучшим образом использовать боевые возможности "Муромцев" прежде всего в качестве тяжелых бомбардировщиков, их оснастили необходимым вооружением, прицелами, разработанными И.И.Сикорским, а также фотооборудованием для фиксации результатов бомбометания и аэро-фото-разведки.
В результате "Муромцы" превратились в настоящие "летающие крепости", наносившие неприятелю огромные потери. После одной из успешных боевых атак, когда прицельно было сброшено на пути, составы и станционные постройки железнодорожной станции Вилленбург 42 бомбы, немецкое командование издало специальный приказ, в котором потребовало не верить слухам о появлении у русских самолетов-гигантов, так как "...подобных самолетов не существует". Страны — союзники России (Франция, Англия) и даже Япония делегировали своих представителей для ознакомления с самолетами и работой эскадрильи.
Всего с 1914 по 1918 гг. в России было построено около 80 кораблей "Илья Муромец" различных серий.
В составе северной группы кораблей воздушного флота РККА "Дивизион воздушных кораблей "ИМ" принял участие в гражданской войне.
Позднее на вооружение дальней авиации был принят бомбардировщик ТБ-3, спроектированный под руководством А. Н. Туполева. В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 (15 бомбардировщиков), Ту-95МС и Ту-22М3.
Ракетоносец Ту-95МС был разработан более 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.
Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки.