СПОР ВОКРУГ ФИЛЬМА «СВОЛОЧИ»: А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК-ДИВЕРСАНТ?
02.02.2006
Александр Бойко
“Комсомольская правда”. 02.02.2006 года
Писатель Кунин нашел материал о подготовке детей-смертников. Но не в СССР, а у гитлеровцев
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир Кунин (Фейнберг) родился в 1927 году. Писатель. В 1967 году вышла драма Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» по сценарию Кунина. Далее экранизировались «Клад», «Ты иногда вспоминай», «Чокнутые». В 1989 году кунинскую «Интердевочку» экранизировал режиссер Петр Тодоровский. С начала 1990-х годов писатель живет и работает в Мюнхене. В книге «Сволочи», по которой снят одноименный фильм, рассказывается о юных уголовниках, которых после обучения в лагере-спецшколе забросили в тыл фашистов для проведения диверсий.
С премьеры «Сволочей» зритель вываливается слегка подавленным. Ни эффектов «Дневного Дозора», ни ярких характеров «9 роты», нет в нем и захватывающих батальных сцен «Турецкого гамбита». Фильм во всех смыслах дешевый. Но в нем есть, как утверждают авторы «Сволочей», правда о том, как НКВД в 1943 году клепал диверсантов-смертников из 14 - 15-летних уголовников. Сценарием послужила повесть «Сволочи» Владимира Кунина.
Режиссер фильма и его же сценарист Александр Атанесян безоговорочно верит фактам в книге Кунина. Вот его ответ на вопрос «Эха Москвы»:
- Нет оснований не верить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. Киноповесть «Сволочи» родилась из двух глав романа «Мик и Альфред» - это его автобиографический роман... Он прибился к беспризорникам, которых было полно в Казахстане, попал в тюрьму, потом в тот самый лагерь. Кунин не попал на спецзадание, а почему - он об этом не говорит...
История, описанная в фильме, не укладывается ни в какие рамки. Даже фраза «Война все спишет» ничего не объясняет. Были ли лагеря юных уголовников и будущих диверсантов в Великую Отечественную? Неужели эти данные нельзя было проверить? Слишком похожа на миф ситуация подготовки детей для разгрома сверхукрепленной альпийской базы.
Накануне столь разрекламированных «Сволочей» корреспонденты «КП» провели свое собственное расследование.
КТО ВЫ, ГЕРР КУНИН?
Его книжками забиты российские магазины. Каждую открывает пестрая биография автора: беспризорник, оказавшийся в тюрьме за ограбление, фронтовик, летчик, позднее чемпион СССР по акробатике, цирковой артист, писатель, эмигрант.
Кунин говорит сам о себе в одном из интервью:
- Я в своей жизни всегда занимался профессиями, связанными с риском: 7 с половиной лет был военным летчиком, мастером спорта...
Но расследование, проведенное «Комсомолкой», показывает, что писатель, мягко говоря, лукавит, сообщая о себе столь увлекательные сведения. (Кстати, с ним самим нам так и не удалось связаться накануне премьеры.)
В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».
Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность. Карьера «военного пилота» на этом заканчивается. И как теперь можно выдавать фильм «Сволочи» за ленту, снятую по автобиографической повести бывшего фронтовика, диверсанта, летчика? Полетать и повоевать писателю не удалось. Может быть, и рассказы о малолетних диверсантах - такая же выдумка?
ФАШИСТЫ И ДЕТДОМОВЦЫ
«Сволочей» снимали под Ереваном. Кунинская диверсионная школа якобы существовала в Казахстане. Детишки-актеры пытаются изобразить малолетних урок. Они издеваются над инструкторами, которые завтра кинут их на уничтожение базы горных стрелков в Альпах. На кой нам сдалась эта альпийская база, если все силы фашистов были сосредоточены под Сталинградом, авторы фильма не поясняют. Перед выброской на подразделения «Эдельвейс» начальник школы (Андрей Панин) предупреждает любимчиков о затяжном прыжке. Остальных мальчиков сбрасывают прямо на немецкий пулемет. Это отвлекающий маневр. Гвоздем драмы становится седой фашистский офицер. Сняв фуражку, он убивается от горя над трупами русских диверсантов.
- Боже мой... Боже мой!.. Это же дети!.. Что же они делают?
В фильме нет лавстори, нет женщин. Есть две взрослые роли - чекистов: один злой, другой добрый. Начальник школы Вишневецкий (актер Андрей Панин) приказывает расстрелять малолетку, виновного в гибели другого диверсанта, отчеканив подчиненным: «Ваша проблема - моя ответственность». Дядя Паша (актер Андрей Краско), будучи старшиной лагеря, подкармливает диверсантов яблоками.
Откуда такие подробности? Да, в общем-то, все это было. Герои «Сволочей» имели прототипов в истории Отечества, но... за линией фронта в спецшколе «Абверкоманда-203». Это военнопленные Юрий Евтухович и Николай Горохов. Они в 1943 году учили 13 - 14-летних русских детей одному уроку - бороться с Красной Армией. Подростков похищали из детдомов на оккупированной территории. Девочек готовила фрау Элеонора Гайдар, завербованная сотрудница Красного Креста.
Из допроса Евтуховича: «Дети скитались, никто не пытался выяснять их личности, они вне подозрений. Психология подростка такова, что его тянет к путешествиям, приключениям, подражанию, во время войны - военным. Мы использовали их желание иметь оружие, испытать опасность».
В «Абверкоманде-203» детей баловали пивом, водили в кино. В школе выдали форму, учили прыгать с парашютом, ориентироваться в лесу, кричать уткой и подкладывать в тендеры паровозов замаскированную под уголь взрывчатку. Первоначально лагерь был под городом Орша. По мере отступления перебазировался под Смоленск, деревню Курганы под Минском, к Лодзи в Польше. Диверсанты сдавались группами, но немцев это не волновало. Двое взорвали красноармейский склад - уже успех.
Из допроса 13-летнего диверсанта Виктора Плеснецова: «Нас переодели в старую одежду, в нее вшили маленькие трубочки с паролем. На аэродроме нам выдали по два куска взрывчатки и 700 рублей. Выбросили под Смоленском. Мы с Витей Агурецким переночевали в поле, а утром сдались в деревне Сенники бойцам, которые отвезли нас в НКВД».
Последним пристанищем школы стало родовое поместье лейтенанта абвера Фрица Бухгольца под Хемфуртом. За «Абверкоманду-203» взялся лейтенант Виндгассен - бывший руководитель гитлеровской молодежи. Школа подготовила два выпуска малолетних диверсантов: осенью 1943-го и летом 1944-го. В 1943-м сведения об этом облетели наши фронты, и всех детишек стали проверять. Немцам набирали русских детей из 2000 смертников в лагере «Тухинген». Горохов, подобно героям «Сволочей», выбирал именно сирот. Бросал над толпой мальчишек пачки табака и выбирал самых проворных.
В 1944-м в «Абверкоманду-203» был внедрен агент СМЕРШа, который перевербовал Евтуховича и увел его вместе с 44 детьми-диверсантами. Евтуховича и Горохова после войны расстреляли, а Бухгольц исчез. Сегодня в родовом особняке Фрица живут его сын и внук.
ПСИХБОЛЬНЫЕ С РАКЕТНИЦАМИ
В России еще живы жертвы «Абверкоманды-203». Евгения Яковлева удалось найти в Санкт-Петербурге, а Вячеслава Бабицкого - под Минском. В годы войны они не запятнали свои руки кровью. Старики неохотно вспоминают те дни. Их пугали немцы, что не выполнивших задание расстреляют, потом допрашивали в колонии...
Из мемуаров Мейгера, сотрудника «Абвергруппы-212»: «Линия фронта стабилизировалась, забрасывать агентов стало труднее... Выход нашла группа Декснера: в их зоне находилась психлечебница. Там мы набрали нужный материал - 11 подростков-олигофренов. За две недели инструкторы внушили детям, что их матери пролетят над Гатчиной. Чтобы их позвать, нужно дать сигнал ракетой. Агенты провожали детей к мостам, складам и оставляли ожидать налет авиации. Все дети погибли во время бомбометания».
ДИВЕРСИЯ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯM
Истории детдомовцев, архивные материалы могли стать правдивым сценарием к отличному фильму. Но об агентах-детях мы узнаем в болезненной интерпретации автора «Интердевочки». На что он надеялся? Что пипл все схавает? Но работа, проведенная нами в архивах, показала совсем другую ситуацию. Детских диверсионных школ в СССР не существовало. Откуда Кунин вообще мог услышать о детях-диверсантах? Малолетние детдомовцы, попав, допустим, в подобный лагерь и, уцелев, после войны вряд ли бы откровенничали. И вряд ли бы выжили. Мог ли рассказать Кунину о русских детях-диверсантах Бухгольц - вопрос. Как и другие немецкие учителя «Абверкоманды-203», он исчез. Но через 60 лет вдруг появляется этакий привет абвера к российской молодежи.
Чтобы окончательно убедиться в том, что детей-уголовников не забрасывали в тыл фашистов, мы сделали запросы в организации, которые могли знать хоть что-то об этом. Сотрудники Центрального архива ФСБ России, ЦОС ФСБ России и архива Комитета национальной безопасности Республики Казахстан присылали одинаковые ответы: «Диверсионных школ НКВД, других, где готовили детей-диверсантов для заброски в тыл фашистских захватчиков, на территории СССР и Казахстана не существовало».
Мы перерыли весь Интернет в надежде найти хоть какое-то упоминание о советских спецшколах для юных диверсантов. Ноль информации. Неужели только Кунин набрался смелости, чтобы рассказать о зверствах чекистов? Но мы многое пережили, перестроечные «Огонек» или «Комсомолка» давно бы раскопали и рассказали миру такие истории. Если бы они действительно имели место во времена Великой Отечественной.
СПРАВКА «КП»
Абвер (Аbwehr - оборона, отражение) - орган военной разведки и контрразведки нацистской Германии. Существовал с 1919 по 1944 год.
ЧТО ГОВОРЯТ ВЕТЕРАНЫ
Председатель совета ветеранов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКГБ-НКВД СССР Евгений ТЕЛЕГУЕВ:
- В семнадцать лет, 18 июля 1941 года, был зачислен добровольцем в ОМСБОН. Мы занимались диверсиями, партизанской войной. Среди нас не было осужденных. В тыл посылали только комсомольцев с безупречной биографией. О кунинской диверсионной школе не слышал. Фильм стоит изучить членам новой Общественной палаты при Президенте России, разумеется, вместе с ветеранами...
Председатель совета ветеранов в/ч 9903, войсковой разведчик Дмитрий ДМИТРИЕВ:
- Это намеренное искажение истории, мол, в войне победили уголовники. В ноябре 1941 года, когда я попал в разведшколу Артура Спрогиса, мне было 17 лет. В дни битвы за Москву я учился вместе с Верой Волошиной и Зоей Космодемьянской. По линии комсомола к нам приходили шестнадцатилетние, но добровольно и с перспективой годичного обучения на радиста. Ведь никто не знал, сколько продлится война.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
«Я себя предателем не считаю»
Корреспонденты «КП» в гостях у выпускника «Абверкоманды-203»
- За Победу. - Поднимает рюмку 77-летний Вячеслав Бабицкий. - Я себя предателем не считаю.
В детстве он мечтал стать моряком. Но жизнь перевернулась в 1943-м.
- Немцы забрали меня из детдома под Минском в 14 лет. Меня с 12 - 15 ребятами отвезли в Германию, в дом под городом Кассель. Там жили около года, нас готовили к заброске в тыл советских войск. Потом выдали парашюты, денег 400 рублей, хлеба, колбасы... Выбросили на парашютах в районе Невеля. Но я и не собирался ничего взрывать, сразу отправился к сестре, а потом в милицию. Со мной были Саша Карпов, Павлик Скоробогатый... Нас всех отвезли в колонию в Могилев. На 4 года. В колонии в комсомол вступил, восемь классов окончил. А в 1948 году нас освободили. Потом в мореходке узнали - отчислили, всю жизнь крутил баранку. Не о чем рассказывать. - Пенсионер пнул пустую бутылку. - Да и память уже не та.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
ЗАЧЕМ ГОСУДАРСТВО ОПЛАТИЛО ЭТОТ ОПУС?
На фильм ушло 2,5 миллиона долларов. Часть расходов - около $700 000 - оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким.
- Вы сами читали произведение, по которому снят фильм? - задали мы ему вопрос.
- Нет, я доверяю своей экспертной комиссии. Я не читаю сценарий, а смотрю материал, когда он более-менее готов... А вы почему спросили про сценарий, вам что-то не понравилось?
Несколько лет назад то же самое ведомство пыталось финансировать глубоко антироссийский фильм о Мазепе производства Украины. Там тоже много «интересного» - например, Петр Первый насилует солдатика на могиле гетмана. Этот факт тоже проверяли эксперты? Возникает вопрос - зачем нам тратить деньги на сомнительные фильмы иностранных компаний, к тому же извращенно толкующие российскую историю? Средствам налогоплательщиков нашлось бы значительно лучшее применение в нашем кинематографе, заметно развивающемся в последнее время. И с этим сложно спорить.