Большие противолодочные корабли проекта 61
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22009-04-29 08:06:53
Предисловие
Большие противолодочные корабли типа « Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое главное, — это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «поющими фрегатами».
Всего советский Военно-Морской Флот получил 20 больших противолодочных кораблей, построенных по проекту 61 (с модификациями), а пять единиц в модернизированном виде были построены на экспорт для Индии. Все корабли этого типа интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР, продемонстрировав высокую надежность своих энергетических установок. Один из них — «Отважный» — погиб от взрыва ракетного погреба и последующего пожара. «Смелый» в 1987 году .передали польским ВМС. Остальные «поющие фрегаты» честно отслужили Родине и постепенно выводились из состава фло¬тов. К концу 1998 года в строю их оставалось лишь два — черноморские «Сдержанный» и «Сметливый».
История проектирование
К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также обеспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.
Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО —ПЛО). Тактико-техническое задание было подготовлено Институтом военного кораблестроения и утверждено Главкомом ВМФ 3 декабря 1956 года. На этом этапе определили состав вооружения и его линейно-возвышенную компоновку. (Всего же прорабатывалось семь вариантов размещения вооружения.) Выбранная компоновка позволяла использовать для стрельбы на один борт почти все вооружение корабля, что способствовало отражению групповых атак авиации. Гидроакустику решено было разместить в опускаемом подкильном обтекателе для уменьшения осадки и облегчения эксплуатации корабля. Предполагалось, что водоизмещение уложится в 3600 т. Конструкторам предложили также рассмотреть вариант с газотурбинной энергетической установкой (ГТУ), а это могло бы уменьшить водоизмещение на 15%. Такое решение и оказалось наиболее оптимальным для создаваемого сторожевика.
Тактико-технические элементы будущего корабля, получившего обозначение «проект 61», были утверждены 30 апреля 1957 года постановлением Совета Министров СССР. Головным разработчиком назначили ленинградское ЦКБ-53, а главным конструктором — Б.И.Купенского (1916—1982 гг.), работавшего ранее в калининградском ЦКБ-820 и спроектировавшего СКР проекта 50. Наблюдающим был назначен представи¬тель ИВК В.В.Данилов, позже смененный О.Т.Сафроновым.
Проектирование нового сторожевика оказалось нелегкой задачей, в частности, из-за несоответствия заявленных и истинных массогабаритных характеристик создаваемого для него вооружения и оборудования. Это привело к увеличению стандартного водоизмещения СКР до 3440 т. При создании зенитного ракетного комплекса для проектируемого корабля решено было обойтись без специального ЗРК, а лишь модифицировать сухопутную ракету войск ПВО С-125 («Нева»). В результате получился первый корабельный опытный образец ЗРК ближнего действия, названный «Волна».
ГТУ разрабатывалась на Южном турбинном заводе (ЮТЗ) в Николаеве и в окончательном варианте представляла собой двухвальную установку с двумя автономными главными газотурбинными агрегатами и реверсивными редукторами.
Эскизный проект корабля (Корабли проекта 61 являются несомненными рекордсменами по числу переклассификаций. Они создавались как СКР, но 19 мая 1966 года отнесены к вновь созданному классу ВПК. Корабли, прошедшие модернизацию по проекту61М/61МП, 28 июня 1977 года переклассифицированы в БРК, но 14 октября 1980 года возвращены в класс ВПК. Наконец, в январе 1992 года оставшиеся в строю «поющие фрегаты» снова стали СКР. Любопытно, что фактически они наиболее близки к эсминцам: именно к этому классу причисляют их все зарубежные военно-морские справочники; эсминцами они считаются и во флотах Индии и Польши. – Прим. ред.) Главком ВМФ утвердил 3 сентября 1957 года, а Совет Министров СССР— 18 сентября 1957 года. После этого конструкторы приступили к разработке технического проекта, который и завершили в марте следующего года. Официально техпроект был утвержден 15 августа 1958 года решением ВМФ и Государственного комитета по судостроению (ГКС). Заместителями главного конструктора проекта 61 назначили А.А.Певзнера и А.А.Терентьева. Технический проект (коррек¬тированный, договорный) по головному кораблю был подписан Б.И.Купенским 22 апреля 1965 года, а главным наблюдающим от ВМФ по проекту 61 инженер-капитаном 2 ранга Окатовым — 4 июня 1965 года. Сам же головной корабль начали строить еще в сентябре 1958 года, с официальной закладкой 15 сентября 1959 года.
Военно-Морской Флот заказал промышленности 20 кораблей по проекту 61 с размещением 15 единиц в Николаеве на заводе имени 61 коммунара и 5 единиц на Ленинградском заводе имени А.А.Жданова. Строительство кораблей начали еще до утверждения договорной технической документации. Их сдавали флоту «в долг», со множеством недоделок, которые затем постепенно устранялись. В ряде источников принято разделять корабли проекта 61 на две группы: 7 единиц первой (с двумя РЛС «Ангара») и остальные — второй (с одной РЛС «Ангара» и одной РЛС «Кливер»). Последние в документах иногда упоминаются и как проект 61 А. Часть кораблей (6 еди¬ниц) позже модернизировали по проекту 61М (61 МП) и один — по проекту 61Э. Для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.
Поделиться32009-04-29 08:09:29
Испытания головного корабля
Головной сторожевой корабль проекта 61 — СКР-25 — был спущен на воду 31 декабря 1960 года и 15 октября 1962 года под названием «Комсомолец Украины» предъявлен к государственным испытаниям. Его главные агрегаты М-3 и газотурбогенераторы ГТУ-6 еще не были полностью отработаны, и испытания ре¬шили проводить на режимах не более 65% мощности с обеспечением скорости хода не менее 30 узлов. ВМФ и ГКС приняли совместное решение о повторном проведении испытаний с развитием полного хода лишь после планируемой замены агрегатов М-3 и ГТУ-6 на новые и полностью отработанные. При проведении кренования было определено стандартное водоизмещение 3400 т с запасом водоизмещения в 65 т и запасом остойчивости 0,04 м. На Херсонесской мерной миле 24 октября 1962 года замерялась мощность главной энергетической установки, которая при скорости 30,3 узла превысила расчетную на 12%. Водоизмещение корабля при этом составляло 3790 т, обтекатель ГАС ПОУ-12 был полностью опущен. При поднятом обтекателе мощность ГЭУ превысила расчетную на 17%. Этот результат был объяснен интенсивным обрастанием корпуса корабля с июня 1962 года. Минимально возможная скорость хода допускалась 8 узлов при 62 об/мин. Корабль испытывался в условиях шторма от 4 до 7 баллов и подтвердил свои удовлетворительные мореходные качества; эффективно работали и успокоители качки.
Комиссия указала на высокий уровень шума на боевых постах и в помещениях корабля, особенно в кубриках и каютах (до 106 дцб). Отметив удачное расположение оружия, она вместе с тем обратила внимание на низкую надежность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления «Турель», малую дальность обнаружения подводных лодок корабельными сонарами, что не позволяло эффективно использовать торпеды и реактивные бомбометы.
Приемный акт подписали 31 декабря 1962 года, но еще более полутора лет потребовалось для устранения недоделок и поломок. После замены в июле 1964 года газовых турбин на новые, доработанные «Комсомолец Украины» развил скорость полного хода 35,5 узла, что на полтора узла превысило расчетную.
Стоимость головного корабля проекта 61 составила 30 млн рублей (в ценах 1962 г.). При серийном строительстве стоимость кораблей неуклонно снижалась. Уже четвертый корабль серии — «Отважный» — обошелся казне в 22,2 млн рублей, а предпоследний — «Скорый» — стоил менее 17,5 млн рублей.
За создание кораблей проекта 61 в 1966 году группа конструкторов и строителей была удостоена Ленинской премии (Б.И. Купенский, А.А. Певзнер, Р.С. Власьев, Л.П. Малантенко и др.). Главный конструктор корабля — Б.И. Купенский впоследствии будет проектировать и первый советский тяжелый атомный крейсер типа «Киров» (проект 1144).