Тактико-техническое задание на их строительство было выдано ВМФ Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в сентябре 1964 года. Главным конструктором проекта назначили П.П. Милованова, а главным наблюдающим от ВМФ - капитана 2-го ранга А.В. Бехтерева.
Разработка этого сложного и нового для отечественной практики корабля сопровождалась выполнением всесторонних проектных и военно-экономических исследований, в которых вместе с Невским ПКБ принимали участие ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и Первый ЦНИИ МО РФ (кораблестроение ВМФ), а также другие организации. Эскизный проект БДК был утвержден в октябре 1965 года, а корректированный технический - в мае 1968 года.
В результате был разработан не имевший аналогов в мировой практике десантный корабль оригинальной конструкции, способный производить высадку войсковых подразделений как непосредственно на берег, так и не подходя к нему: плавающую технику - на воду, неплавающую - с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием - на вертолетах.
БДК типа "Иван Рогов" - многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12 м, высота около 5 м), а в кормовой - доковая камера (длина 75 м, ширина 12 м, высота около 10 м). Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы.
Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, а также для приема в док-камеру плавсредств и выгрузки их из нее в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники.
Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя сходнями с гидравлическими приводами: одна расположена между доковой камерой и танковым трюмом (в поднятом положении служит переборкой, разделяющей эти помещения) и две другие - между верхней и танковой палубами.
В танковый трюм, доковую камеру (при отсутствии в ней плавсредств) и на верхнюю палубу может приниматься либо около 50 танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин или подвижная техника в любых других сочетаниях. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.
Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м, которая в походном положении находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 - 3о (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов) при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.
Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято шесть десантных катеров проекта 1785 (скорость хода 7,5 уз.), или проекта 1176 "Акула" (скорость хода свыше 10 уз.), или три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 "Кальмар" (скорость хода до 50 уз.). В доковую камеру могут приниматься также новые быстроходные (до 32 уз.) десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 "Серна". Каждый из перечисленных десантных катеров способен транспортировать один танк или другую подвижную технику в зависимости от вместимости.
На корабле возможно базирование четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29, способных принимать по 16 десантников. Вертолет способен оказывать огневую поддержку десанту. Ангар для вертолетов размещен в надстройке между двумя взлетно-посадочными площадками.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два газотурбинных агрегата мощностью до 18000 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат шесть дизель-генераторов мощностью до 500 кВт.
Отработанная в Опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова форма обводов корпуса корабля с конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заостренными в носовой части ватерлиниями обеспечила достижение высокой для десантного корабля с носовым высадочным устройством скорости полного хода (21 уз.) при хороших высадочных характеристиках и практически неограниченной мореходности.
Корабль оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.
Корабли проекта 1174 строились в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь". Головной корабль "Иван Рогов" был заложен в сентябре 1973 года и сдан ВМФ в июне 1978 года. Второй корабль - "Александр Николаев" сдан в 1982 году, а третий - "Митрофан Москаленко" - в 1989 году. На последнем БДК установлен ряд новых образцов боевых и технических средств.
Будучи универсальными десантными кораблями, хорошо приспособленными для длительных действий в удаленных районах, корабли проекта 1174 пригодны для участия в операциях любого масштаба на любом расстоянии от своих баз.
Длина: 157,5 м
Ширина: 23,8 м
Осадка: 6 м
Водоизмещение: нормальное 8260т, полное 14060 т
ЭУ: двухвальная, две ГТУ М8К (36000 л.c.)
Скорость: 21 узел
Вооружение: ЗРК "Оса-М" - 20 ракет 4К33, 1x2 76-мм АК-726, 4 x 6 30-мм АК-630,
2 ПЗРК "Стрела-2", 1 установка системы залпового огня "Град-М", пассивные системы радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов.
РЛС: РЛС общего обнаружения типа МР-310А, РЛС управления огнем МР-105, МР-123
Авиация: 4 вертолета КА-29
Дальность плавания: 4000 миль (на 18 уз) при нормальном запасе топлива, при максимальном запасе до 7000 миль.
Автономность: 15-30 суток (при 500 и 250 десантников, соответственно).
Экипаж: 250 человек
Грузоподьемность:до 2500 т, корабль может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) или танковое подразделение с 46 основными боевыми танками.
Высадочные средства: 3 десантных катера типа "Лебедь" или 6 типа "Ондатра".
К сожалению, до недавнего времени, "Митрофан Москаленко" оставался единственным кораблём этой серии...