Линейные корабли
Вскоре после Крымской войны Франция первой приступила к постройке бронированных линейных кораблей. По своей конструкции они были подобны небронированным паровым кораблям и вооружены аналогичными гладкоствольными орудиями, которые устанавливались в забронированной батарее и на верхней палубе. Такой тип корабля получил наименование батарейных броненосцев.
На смену им пришли казематные броненосцы, вооружённые более мощными орудиями и защищённые более толстой бронёй. Ею уже нельзя было прикрыть весь борт и пришлось распределять толщину брони в зависимости от важности прикрываемого участка.
Дальнейшее усиление мощи орудий приводит к резкому росту массы одного орудия при сокращении их общего количества на корабле до нескольких единиц. В такой ситуации орудия должны иметь большие сектора обстрела, чтобы обеспечить достаточную силу огня в любом направлении. Более богатая Англия строит башенные броненосцы, во Франции же длительное время пытаются решить проблему путём создания барбетных броненосцев, что делает установки легче, а корабли соответственно дешевле. Тогда же, в начале 70-х годов XIX века, Франция первой начала строить корабли из мягкой стали.
С начала 90-х годов XIX века во Франции переходят к постройке башенных броненосцев. Этот этап продолжается примерно до 1910 г., когда на смену броненосцам приходят корабли-дредноуты.
В этот же раздел мы поместили и корабли береговой обороны, ведущие свой род от плавучих батарей и мониторов и завершающиеся броненосцами береговой обороны.
Характерной особенностью французских броненосцев является система бронирования, предложенная главным кораблестроителем французского флота Эмилем Бертеном. Бортовой пояс брони идет по всей длине корабля, поверх его ставится горизонтальная броневая палуба, а по нижним кромкам бортового пояса идет нижняя — отражательная (от осколков снаряда) палуба. Следовательно, нижние жизненные части корабля отделяются по всей длине от надводной части забронированным пространством (entrepont cellulaire), разделенным переборками на большое число отделений с целью сохранения плавучести и остойчивости корабля от действия артиллерийских снарядов. Аналогичная система применялась на линейных кораблях США; пространство между броневыми палубами называется у них "raft body", т. е. часть наподобие плота. У английских броненосцев поясная броня в оконечностях была тонка и не было такого разделения водонепроницаемыми переборками междупалубного пространства; в этом отношении французские корабли находились в лучших условиях.
Другой особенностью французского военного кораблестроения конца XIX века является первая попытка обеспечения противоторпедной защиты корабля путем введения бортовой броневой переборки. На броненосце Jauréguiberry (1893 г.) нижняя броневая палуба (двухслойная) загибалась, образуя бортовую броневую переборку на расстоянии 2 м от борта. Эта система была принята на русском броненосце Цесаревич, построенном во Франции по типу Jauréguiberry, и на последующих броненосцах типа Бородино.
Начало XX века ознаменовалось переходом к строительству собственно линейных кораблей в современном понимании этого термина. По ряду причин количество созданных во Франции типов линейных кораблей оказалось значительно меньше, чем в Великобритании, Германии или США. Однако созданные корабли были достаточно совершенными, значительная их часть приняла участие не только в Первой, но и во Второй мировой войне, а построенные в период между этими войнами корабли представляют серьёзный интерес, как, впрочем, и многие другие корабли, созданные на французских верфях.
Последний из французских линкоров был достроен уже после окончания Второй мировой войны и стал одним из последних представителей этого исчезнувшего класса кораблей.
Отредактировано sn (2009-05-03 15:06:04)