Крейсера
Как и в других странах, во Франции класс крейсеров должен был выполнять весьма различные задачи, и потому насчитывает множество подклассов, которые со временем изменялись. Как и в других флотах, здесь чётко прослеживаются две линии, связанные с качественным различием возлагаемых на крейсера задач ― броненосные или тяжёлые крейсера и крейсера-разведчики, колониальные, сопровождения и т.п. По сложившейся традиции мы сначала рассматриваем линию броненосных - тяжёлых крейсеров, а затем их более лёгких собратьев.
Как мне кажется, здесь приведены свдения обо всех построенных во Франции крейсерах, начиная с эпохи броненосного кораблестроения до наших дней.
Первые корабли, которые по характеру выполняемых задач мы здесь относим к крейсерам, представляли собой броненосные фрегаты, т.е. несколько более слабые броненосцы с теми же принципами конструкции и бронирования.
На смену броненосным фрегатам в 1880-х годах пришли броненосные крейсера. Практически одновременно появляются бронепалубные крейсера для выполнения задач разведки и нарушения судоходства.
Во французском флоте использовалась оригинальная система защиты, включавшая разделение замкнутого забронированного пространства на множество отсеков небольшого размера. Это пространство во французском языке называлось entrepont cellulaire - ячеистое междупалубное пространство. Видимо, вследствие ошибок перевода очень часто в изданиях, в том числе весьма солидных, указывается на заполнение отсеков целлюлозой, что не соответствует действительности.
Кроме этих классов строились также и небронированные крейсера, Conway's All the World's Fighting Ships насчитывает порядка 60 небронированных крейсеров, построенных в период с 1847 по 1882 г. Однако в эпоху состязания брони и снаряда такие они сошли со сцены ещё до Первой мировой войны ― последний из них был списан в 1908 г. Им на смену пришли бронепалубные крейсера. В связи с моим первоначальным намерением отложить на длительное время рассмотрение этого класса, описание небронированных крейсеров помещено в сообщениях с №76 по №102. Жаждущие "исторической справедливости" могут сразу после статьи, завершеющей рассмотрение тяжёлых крейсеров (№34), перейти к №76, а по достижении №102 вернуться к бронепалубным крейсерам (№37).
После Первой мировой войны классификация крейсеров изменилась и благодаря Вашингтонскому договору унифицировалась. Их стали подразделять на тяжёлые и лёгкие в зависимости от главного калибра.
В связи с появлением ракетно-ядерного оружия вновь изменились требования к крейсерам, однако после "Colbert" и до настоящего времени ракетные крейсера во Франции не строились. Поэтому рассматривать здесь этот вопрос мы не будем.
Отредактировано sn (2009-06-28 09:21:58)