Балакин С.
Внешние отличия крейсеров типа «Amiral Charner» // Морская кампания. – 2009. – № 1. – С. 58-62.
Есть ещё несколько интересных схем, сделанных Балакиным, но они помечены (с) 2009. Пока воздержусь.
В процессе подготовки цветных схем броненосных крейсеров типа «Amiral Charner» для «Морской кампании» № 3 за 2008 г. выявился ряд любопытных моментов, касающихся внешнего вида кораблей и их отличий друг от друга. Попутно выяснилось, что многие фотографии этих крейсеров в книгах и журналах, в том числе французских, атрибутированы неправильно. Поскольку выпуск с монографией об «Amiral Charner» к тому времени уже был сверстан, редакция решила опубликовать этот материал в виде отдельного приложения в одном из последующих номеров. Но «вписался» он в содержание «Морской кампании» только сейчас. Как говорится, лучше поздно, чем никогда...
Французский флот конца XIX века не зря называли «коллекцией образцов»: большинство крупных кораблей, задумывавшихся как однотипные, на деле весьма отдаленно походили друг на друга. Не являлись исключением и крейсера типа «Amiral Charner». Ниже перечислим основные различия, по которым можно легко опознать любой из четырех кораблей данной серии.
1. Дымовые трубы на «Chanzy» в сечении имели овальную форму, остальные крейсера — круглую. На «Chanzy» и «Bruix» трубы были выше, чем на двух остальных (и выше, чем показано на архивных чертежах).
2. Число и расположение вентиляционных труб сильно различалось (см. приведенную схему). Многие из дефлекторных труб также имели большую высоту, чем это показано на архивных чертежах.
3. На «Amiral Charner» и «Bruix» надстройка на верхней палубе была шире (от борта до борта) и длиннее (впереди доходила почти до носовой башни), чем на других однотипных кораблях.
4. Спонсоны с носовыми прожекторами, установленные у самого форштевня, имелись только на «Latouche Treville» и «Chanzy». Впрочем, и на этих кораблях их довольно быстро демонтировали.
5. На «Bruix», оснащенном паровыми машинами вертикального типа, гребные валы располагались ниже, а винты, по некоторым данным, были четырехлопастными.
6. Шлюпбалки на всех кораблях отличались по форме и расположению.
7. Орудийные башни у «Latouche Treville» в плане были продолговатыми, у остальных — круглыми; колпаки наводчиков в процессе службы развернули на 180° (впрочем, об этом в опубликованной монографии говорилось). 37-мм пушки располагались по-разному; на «Bruix» кормовая пара 65-мм орудий на верхней палубе была немного сдвинута в корму.
8. У «Chanzy» в наружном борту имелись специальные выемки для увеличения углов обстрела крайних пар 138-мм башен.
9. Две пары траверзных торпедных аппаратов устанавливались в разных местах корпуса: наиболее приближены к миделю они были на «Latouche Treville», несколько шире они стояли на «Amiral Charner» и «Bruix». А на «Chanzy» ТА были сильно разнесены к оконечностям.
10. Якорное устройство и якорные краны на «Amiral Charner» и «Bruix» были одного типа, а на «Latouche Treville» и «Chanzy» — другого.
11. «Chanzy» отличался от остальных крейсеров формой смотровых щелей на нижних марсах.
12. Ходовые огни на разных кораблях отличались по конструкции и месту установки.
13. Вспомогательные паровые трубки на крейсерах были разными по диаметру, высоте и месту расположения. Кроме того, они неоднократно переделывались — в частности, менялась их высота.
14. Стеньги мачт также переделывались в процессе службы; гафель на грот-мачте «Latouche Treville» в 1899 г. был перенесен выше (находился на новом месте вплоть до демонтажа боевых мачт).
15. В ходе службы вносились изменения в надстройки, переделывались ходовые рубки, мостики, компасные площадки, такелаж, антенны и др. То есть к изначальным различиям добавлялись приобретенные в последующие годы.
16. Вопреки бытующему мнению, будто бы поворотные крышки на дымовых трубах французских крейсеров были сняты почти сразу же после их вступления в строй, фотографии свидетельствуют, что процесс их демонтажа растянулся на долгие годы. Так, на «Bruix» таковые крышки существовали еще в 1906 г., а на второй трубе, по всей видимости, имелись даже после 1910 г.
17. Разумеется, у крейсеров типа «Amiral Charner» имелось много других несущественных различий, касающихся, в частности, расположения иллюминаторов, мусорных рукавов, забортных трапов, выстрелов и т.п. Перечислять все это вряд ли имеет смысл.
В заключение — о некоторых замеченных в монографии о крейсерах типа «Amiral Charner» неточностях. Высота дымовых труб на цветной схеме «Chanzy» показана в соответствии с подлинными чертежами, но в действительности она была немного больше (на приводимых здесь чертежах бокового вида эта ошибка исправлена). Подписи к фотографиям в основном правильные (чего не скажешь о публикации во французском журнале «Marines»!); есть лишь сомнения в атрибутации снимка на с. 62. По всей вероятности, на нем изображен не «Amiral Charner», а «Bruix» — во всяком случае, все характерные отличительные признаки этого корабля на фотографии просматриваются. Правда, следует оговориться, снимков «Amiral Charner» последних лет службы найти не удалось, и поэтому все же не исключено, что после модернизации он выглядел точно таким же, как и «Bruix» (это возможно, хотя и маловероятно).
Статью привожу целиком, однако в связи принятой у меня системой писать наименования кораблей, по возможности, в оригинале заменил русские переводы на латинские наименования и в одном-двух местах подправил стилистику автора. Надеюсь, если прочитает, то не обидится.
И ещё одно. (те, кто знаком с судостроением могут это дело не читать, им и так всё ясно) Хотя тезис о «коллекции образцов» сам по себе верен, пример выбран неудачно. Дело в том, что корабль гораздо сложнее, чем, например, дом, тем более автомобиль. Поэтому даже при серийной постройке, даже сегодня каждый корабль всё же произведение уникальное, у каждого корабля есть свой "прораб". При постройке серий из нескольких кораблей возникает проблема с заказами у смежников, а у них своя загрузка, и чтобы успеть в срок, приходится заказывать аналогичные изделия у разных поставщиков... и т.п. Кроме того, в ходе постройки появляются новые идеи, в проект могут вноситься несущественные изменения. Кстати, так делается и при производстве автомобилей, магнитофонов, холодильников... ппросто там серии больше, и это не так бросается в глаза.
1. Балакин С. Внешние отличия крейсеров типа «Amiral Charner» // Морская кампания. – 2009. – № 1. – С. 58-62.
2. Якимович Д.Б. Броненосные крейсера "Амираль Шарне" // Морская кампания. - 2008. - № 3. - М.: ООО "Коллекция"