Тип Suffren — 4 ед.
1926-1974
Suffren
Colbert
Foch
Dupleix
ТТХ
Водоизмещение, метрич. т:
станд.: 10160
норм.: Suffren – 11 769, Colbert – 11 759; Foch – 11 504; Dupleix –11 516;
полн.: Suffren – 13 135, Colbert – 13 313; Foch – 13 644; Dupleix – 13 621
Размерения, м: длина наиб. – 194,2, 194(Dupleix); по КВЛ – 185; ширина – 19,26; осадка – 5,89 - 7,2 (при разном водоизмещении)
Энергетическая установка: 3 ТЗА Rateau-Bretagne, 3 винта; котлы – 6 Guyot - du Temple + 2 малых угольных (Suffren, Colbert); 6 Guyot - du Temple (Foch, Dupleix)
Мощность проектная, л.с. – 90 000;
Скорость, узл. – 32
Запас топлива, т: Suffren, Colbert – 1707 (нефть) + 640 (уголь); Foch, Dupleix – 2600 (нефть)
Дальность плавания, миль: Suffren, Colbert – 4600(15); 3700(20) + на угле 2000(11); 5300(15); Foch, Dupleix – 5300(15); 2970(25)
Бронирование
общая масса, т: 761 (Suffren, Colbert), 1374 (Foch), 1553 (Dupleix)
толщина, мм: пояс – 50 (Suffren, Colbert); продольная переборка – 54-40 (Foch), 60-20 (Dupleix); (Suffren); траверсы 20 (Foch, Dupleix); погреба 50-20 (Suffren, Colbert), 54-20 (Foch), 60-30 (Dupleix); палуба – 25 + 18 (Suffren, Colbert), 25-20 (Foch); 30 (Dupleix); башни и боевая рубка –30
Вооружение: 4 × 2 ― 203 мм/50 обр. 1924; 8×1 ― 75 мм/50 обр. 1924 (Suffren), 8×1 ― 90 мм/50 обр. 1926 (Colbert, Foch), 4×2 ― 90 мм/50 люр. 1930 (Dupleix); 8×1 ― 37 мм (Suffren), 6×1 ― 37 мм (остальные); 3×4 ― 13,2 мм зен. пул. 2 × 3 — ТА-550 мм; 2 кат., 3 гидросам-та (Suffren – 2 гидросам-та.)
Экипаж: 605 (752 в воен. время) (Suffren – 602 (773 в воен. время))
Строились по программам 1925 - 1928 гг. Представляли развитие крейсеров типа "Duquesne" с усиленной защитой и уменьшенной на 2 узла скоростью хода. Отличались хорошими мореходными качествами. По оценкам, корабли должны были сохранять остойчивость и не опрокидываться при затоплении всех помещений между обшивкой и продольной переборкой на протяжении четырех отсеков одного борта. Рулевое устройство было адаптировано под трехвальную схему и включало два балансирных руля, установленных между струями винтов параллельно в 2,1 м от диаметральной плоскости. Тем не менее, маневренность оставляла желать лучшего — в частности, диаметр циркуляции «Сюффрена» на 11-узловом ходу составлял 1000 м.
Сокращение массы машин и механизмов позволило увеличить массу бронирования по сравнению с предшественниками. Первая и вторая пары заметно различались между собой, особенно это касалось бронирования. Продольная броневая переборка прикрывала МКО, пространство шириной до 2 м между переборкой и внешней обшивкой было заполнено углем, что использовалось ещё в додретноутскую эпоху для усиления защиты корабля. В связи с этим "Suffren" и "Colbert" получили по два небольших котла котла с угольным отоплением, что позволило увеличить дальность плавания на 2000 миль при 11 узлах. На последних двух кораблях серии котлы не устанавливались, однако угольная защита осталась. Корабли строились неодновременно, что заметно сказалось на их внешнем облике и конструкции.
Конструкция корпуса существенно отличалась от предшествующего типа. Прежними остались высокий борт (12,05 м от киля до верхней палубы), наличие полубака, разделение по палубам и отсекам. Кормовой оконечности была придана удачная форма типа «утиный хвост» (cul de poule), впоследствии повторявшаяся не только на крейсерах, но и на контрминоносцах.
Почти на всем протяжении корпуса имелась продольная переборка, состоявшая из трех отрезков. Первый начинался от 3-го шпангоута и в районе кормовых машинно-котельных отделений проходил в 5,3 м от диаметральной плоскости. Второй (шп.91 —125) прикрывал носовую группу машин и котлов и находился в 7,2 м от ДП. Третий продолжался дальше в нос до 156-го шпангоута, защищая носовые погреба. Продольная переборка простиралась от главной палубы до внешней обшивки. На промежутке от 52-го до 91 -го шп. между ней и внешней обшивкой находилась еще одна переборка, разделявшая топливные цистерны и угольные ямы. Последние имели ширину до 2 м. Почти по всей длине корпус имел второе дно.
Конструкция основных элементов энергетической установки была подобной типу "Duquesne" и единой для всех четырех кораблей. Она выполнялась по характерной для французских броненосных крейсеров трехвальной схеме и размещалась по эшелонному принципу, занимая 7 отсеков (шп. 52—125), как это видно на приводимой схеме. Различия состояли в том, что после машинного отделения № 1 (ТЗА внешних валов) находился отсек, в котором на "Suffren" и "Colbert" располагалось 2 котла с угольным отоплением, а на "Foch" и "Dupleix" — цистерна дизельного топлива. тонкотрубные треугольные котлы типа "Guyot - du Temple" (рабочее давление пара 20 атм.) и ТЗА системы "Rateau-Bretagne", состоявшие из двух турбин переднего и одной заднего хода, а также одноступенчатого редуктора. Диаметр винтов 4,15 м; шаг — 3,38 м для центрального и 3,84 м для бортовых.
Для выработки электроэнергии служили 4 турбо- и 2 дизель-генератора, а также аварийный дизель-генератор, размещавшиеся аналогично типу "Duquesne".
Посты управления зенитным огнем, оснащенные 3-метровыми дальномерами типа SOM, размещались на крейсерах по-разному. На "Foch" они изначально (с декабря 1931 г.) находились на боковых площадках фор-марса, чуть ниже КДП главного калибра. На "Suffren" и "Dupleix" их установили в начале 1934 г. на отдельных основаниях по бокам от носовой трубы, а на «"Colbert" — на расширенных крыльях мостика.
Во время ремонтов 1933-1935 гг. бронирование "Suffren" и "Colbert" было усилено(?). Прежняя информация об установке на "Suffren" первоначально четырёх ТА, как это приводится во многих источниках, признана ошибочной.
Зенитный боезапас для всех крейсеров составлял по 500 выстрелов на каждое 75-мм или 90-мм орудие и по 1000 выстрелов на 37-мм пушку.
Модернизации 1941 —1945 гг.
Информация о модернизациях и перевооружении крейсеров этого типа до и в годы Второй мировой войны крайне скудна и противоречива. В течение 1941 – 1942 гг. на кораблях, оставшихся под контролем правительства Виши, было несколько усилено зенитное вооружение. Кормовые 37-мм зенитки обр. 1925 г. со всех кораблей были сняты; вместо них на "Colbert" установили три, а на "Foch" и "Dupleix" — по четыре спаренных 37-мм/50 установки обр. 1933 г. "Colbert" и "Foch" получили по 4×4 ― 13,2-мм пулемета "Гочкис" обр. 1931 г. Кроме того, на всех крейсерах установили по 2×2 ― 13,2-мм пулемета "Гочкис", а также по несколько пулеметов «винтовочного» калибра (на "Colbert" — 4, на "Foch" — 7, на "Dupleix" — 3).
В середине 1942 г. на "Colbert" смонтировали РЛС «Садир» французского производства. Ее разнесенные антенны монтировались на ноках реев фок-мачты — излучающая и принимающая отдельно.
Перешедший на сторону союзников "Suffren" в 1944–1945 гг. прошел модернизацию, аналогичную проведенной на "Duquesne" и "Tourville". С крейсера демонтировали катапульту, торпедные аппараты и грот-мачту. Также был снят дальномерный пост с боевой рубки, над которой надстроили еще один мостик для зенитных автоматов. Все 37-мм зенитки и 13,2-мм пулеметы были сняты и установлено стандартное ПВО союзников: 8×1 ― 40 мм/56 Bofors и 20×1 ― 20 мм/70 Oerlicon. На фок-мачте смонтированы РЛС ОНЦ типа SF-1 и ОВЦ SA-2 американского производства; в главном КДП установлен 8-метровый стереодальномер.
Подробности ТТХ и изменения вооружения отдельных кораблей приведены в соответствующих сообщениях.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Jane's Fighting Ships, 1937.
3. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
4. Патянин С.В. Французские крейсера Второй мировой войны. Тяжелые крейсера типа "Сюффрен" // Морская кампания. - 2009. - № 1. - С. 2-21.
5. http://en.wikipedia.org/wiki/Suffren_class_cruiser
6. http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Suffren
7. http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Colbert_(1928)
8. http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Dupleix
9. http://en.wikipedia.org/wiki/French_cruiser_Foch
Отредактировано sn (2009-07-07 09:46:59)