Algérie
1931-1942
Завод – Заложен – Спущен – Принят – Судьба
Arsenal de Brest – 13.03.1931 – 21.05.1932 – 15.09.1934 – Разобр. к 1956
Прекрасные дополнительные материалы по крейсеру, включая копии подлинных чертежей, можно найти в [4].
ТТХ
Водоизмещение, т: стандартное – 10270; нормальное – 11100; полное – 13930
Размерения, м: длина – 186,2(наиб.), 180(п.п.); ширина – 20; осадка – 6,15
Энергетическая установка: 4 ТЗА Rateau-Bretagne, 4 винта; Котлы – 6 Penhoët
Мощность проектная, л.с. – 84 000
Скорость, узл. – 31
Запас топлива (нефть), т – 600/в мирное время 3186, в военное время – 2142 + 835 угля (в качестве компонента защиты)
Дальность плавания, миль – 8000 (15); 7000 (20); 4000 (27)
Бронирование:
общая масса, т – 2657;
толщина, мм: гл. пояс – 110; внутр. бронев. переборка – 40 – 50 – 60; траверзы – 70; борт над поясом – 22 (кораблестроит. сталь повыш. качества); верхняя палуба – 22 (кораблестроит. сталь повыш. качества); гл. палуба – 80 (середина), 30 (оконечности); башни ГК – 100 (лоб), 70 (бока и крыша), 85-50 (задняя стенка), 50 (пол), 70 (барбеты); боевая рубка – стенки – 100, крыша – 70.
ПТЗ: ширина, м – 5,2, толщина переборки, мм – 40
Вооружение: 4×2 ― 203 мм/50 Model 1924; 6×2 ― 100 мм/50 Model 1931; 4×1 ― 37 мм Mod. 1925 (1934) [4×2 ― 37 мм Mod. 1933 (на 01.08.1942)]; 4×4 ― 13,2 мм зен. пул. Mod. 1929 (1934) (на 01.08.1942 добавл. 4×1 ― 13,2 мм зен. "Браунинг"); 2 × 3 ТА - 550 мм Mod. 1925
Авиация: 1 кат., 2 гидросамолёта, запас авиатоплива 2,84 т.
Экипаж, чел. – 748
Заказан по программе 1930 г. Это был не только последний и лучший французский тяжелый крейсер "вашингтонского" типа, но и один из наиболее совершенных "вашингтонских" крейсеров в мире. От кораблей-современников отличался гладкопалубным корпусом с приподнятыми оконечностями, что не характерно для французского кораблестроения.
Проект был создан в ответ на итальянские крейсера типа "Zara". Отличался от крейсеров типа "Suffren" резким увеличением массы броневой защиты — 2657 т против 1553 на "Dupleix" и лучшим её распределением. Особое внимание было уделено защите от атак с воздуха и из-под воды — продольная противоторпедная переборка отделялась от броневого пояса топливными цистернами и угольными ямами, она прикрывала внутренние помещения, расположенные между барбетами концевых башен от днища до броневой палубы. Глубина противоторпедной защиты достигала 5,2 м. Бронирование башен главного калибра и погребов также соответствовало назначению корабля. Чтобы подчеркнуть защищённость корабля, его иногда называли бронированным крейсером.
Основу системы защиты составляла броневая цитадель из никелевой стали. Вертикальный броневой пояс толщиной 110 мм и высотой 3,75 м прикрывал борт, начиная от носовых погребов боезапаса, машин и достигала 4,45 м в районе турбинных и котельных отделений она увеличивалась до 4,45 м, а в районе кормовых погребов (между шп. 39 и 60) уменьшалась до 2,45 м. Цитадель замыкалась броневыми траверзами толщиной 70 мм, уступ на 39-м шпангоуте, обусловленный уменьшением высоты пояса, также прикрывался плитами той же толщины. Противоторпедная переборка была доведена до уровня броневой палубы, образуя за броневым поясом внутреннюю противоосколочную переборку.
Увеличение массы брони привело к снижению массы и мощности энергетической установки, однако благодаря удачным обводам скорость корабля не снизилась. В течение 3-часовых испытаний крейсер показал следующие результаты: 29 узл. при 52000 л.с.; 30 узл. при 59400 л.с.; 30,67 узл. при 66000 л.с. На 24-часовых испытаниях корабль развил ход 27,4 узла. При водоизмещении 12 000 т результаты были следующими: 31,71 узл. при 85190 л.с. в течение 6 часов, максимальные значения составили 33,2 узл. при 93 230 л.с., а средняя скорость на базе 1 часа — 32,93 узл. Дальность плавания 8700 миль при 15 узл.
Оказал серьезное влияние на более поздний проект германских крейсеров типа "Hipper". Вместе с тем "Algérie" превосходил его по огневой мощи, сохраняя неуязвимость на дистанциях 18000 — 26000 м.
Системы управления огнем, смонтированными на башенноподобной мачте. Первым получил спаренные 100-мм установки. Катапульта (одна!) размещалась по левому борту. Кроме того, правый ТА устанавливался на 2 м ближе к корме, чем левый.
В ходе ремонта с декабря 1939-го по конец января 1940 г. на дымовой трубе установлен новый колпак, сходный с используемым на ЛК типа "Dunkerque". Одновременно одноствольные 37-мм зенитки заменены спаренными.
Летом 1941 г. добавлены 4 — 13,2-мм пулемета "браунинг".
Первый (экспериментальный) вариант РЛС производства фирмы LMT установлен в 1942 г. Его монтаж и наладка продолжались с января по апрель 1942 г. В июле-августе того же года установлена РЛС новой разработки с хорошими по тем временам характеристиками: ошибка по дальности до 500 м на дистанциях 30-150 км, ошибка по направлению примерно ±5°. В целом РЛС могла быть использована для обнаружения воздушных целей (до 150 км для большой группы самолетов) и надводных кораблей (линкоров — до 35 км, крейсеров — 15-25 км и небольших единиц класса миноносец-авизо — 10-15 км). Излучение и прием осуществлялись с помощью двух плоских антенн, расположенных на самом верху носовой надстройки в виде своеобразных «ушей», которые вращались со скоростью 10 об/мин. Французы придавали большое значение своим разработкам, и при уничтожении оборудования на крейсере при его затоплении в Тулоне антенны и сами приборы стали одним из первых объектов. От них не осталось и следа.
Во время большого ремонта с мая по август 1942 г. треногую грот-мачту демонтировали, а на ее месте соорудили надстройку, на которую переместили часть зениток — 2×2 37-мм автомата, 2×2 и 2×1 — 13,2-мм пулемета. Общее число стволов легкой зенитной артиллерии при этом не изменилось — 4x2 37-мм автомата, 4×4 и 4×1 13,2-мм пулемета. Из других работ в ходе ремонта с корабля сняли авиационное оборудование и поменяли РЛС на более совершенную модель.
В начале войны в составе Соединения "X" ("Strasbourg", "Algerie", "Dupleix" и англ. AB "Hermes") участвовал в поисках "Adm. graf Spee" в районе Дакара. 11 — 22.3.1940 перевез в канадский Галифакс 1179 ящиков с частью золотого запаса Франции (около 59 т).
В середине 1942 г. поставлен на ремонт и модернизацию. Легкая треногая мачта на кормовой надстройке заменена стержневой.
27.11.1942 в ответ на попытку немцев завладеть кораблём уничтожен экипажем в Тулоне. Сильный пожар продолжался до 29 ноября, затем горение на корабле продолжалось до 16.12.1942. 03.04.1943 итальянцы приступили к подъёму крейсера. Корабль был поднят 19.08.1943, но вследствие плохой герметизации вскоре затонул, в ноябре 1943 г. поднят вторично, но опять затонул. В третий раз поднят немцами, видимо уже в 1944 г. 07.03.1944 затонул от попадания авиабомбы во время налёта американской авиации. Поднят французами в 1949 г., разобран с июля 1955 г. по декабрь 1956 г.
1. Conway's All the World's Fighting Ships 1922-1946.
2. Jane's Fighting Ships, 1937.
3. Иванов В.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции // Морская коллекция. - 2004. - № 11.
4. Кофман В.Л. Тяжёлый крейсер «Альжери» // Морская коллекция. - 2007, - № 4.
5. http://ship.bsu.by/main.asp?id=103074